Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная задача органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 73.44 Кб (Скачать)

     Системы исполнительной власти в субъектах  Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и  по структурно-функциональным взаимосвязям между ними.  Тем не менее, все органы исполнительной власти в субъектах РФ действуют на основании одних и тех же принципов:

     1) Государственная и территориальная  целостность РФ;

     2) Верховенство Конституции РФ  и федеральных законов на всей  ее территории;

     3) Единство системы государственной  власти;

     4) Разделение государственной власти  на законодательную, исполнительную  и судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий  и исключения сосредоточения  всех полномочий или большей  их части в ведении одного  органа государственной власти  либо должностного лица;

     5) Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и  ее субъектов;

     6) Самостоятельное осуществление  органами государственной власти  субъектов РФ принадлежащих им  полномочий.

     На  территории каждого субъекта Федерации  помимо собственной единой системы  органов исполнительной власти действует  система территориальных федеральных  органов.  Между этими видами систем существует организационно-управленческое и функционально-правовое взаимодействие, выражающееся в том, что, во-первых, многие территориальные органы действуют по вопросам совместного ведения и находятся в совместном (двойном) подчинении федерального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации; во-вторых, некоторые исполнительные органы специальной компетенции субъектов Федерации наделяются правами и функциями территориальных органов, но при этом структурными подразделениями республиканской или областной администрации; в третьих, территориальным федеральным органам органами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть делегированы отдельные полномочия, связанные с их административной деятельностью.                                           

                                                Республика

     В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации  отражаются специфические черты  их конституционного положения и  особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей  компетенции являются, чаще всего, единоличный  орган - глава исполнительной власти (Президент, глава республики) и коллегиальный  орган - Правительство. На уровне органов  республиканской администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерство, государственные комитеты, комитеты, главные управления.

     К полномочиям главы республики, характеризующим  данное лицо как главу исполнительной власти, относятся:

     1)Полномочия по формированию правительства республики;

     2)Полномочия по формированию иных, в том числе территориальных, органов исполнительной власти;

     3)Полномочия по непосредственному руководству органами исполнительной власти;

     4)Полномочия по отмене актов органов исполнительной власти и применению к руководителям мер дисциплинарного воздействия.

     По-разному  решается вопрос о втором должностном  лице в системе исполнительной власти республик, который исполняет обязанности  главы исполнительной власти в период, когда Президент (глава республики) не в состоянии исполнять свои обязанности.  Им может быть вице-президент, председатель правительства, заместитель председателя правительства или заместитель главы республики. 

     Конституции Республик, входящих в состав Российской Федерации, достаточно подробно регламентируют все основные стороны организации  деятельности республиканских правительств (кабинетов министров). Некоторые  различия наблюдаются лишь в тех  случаях, когда правительство существует наряду с президентом либо действует  в качестве единственного республиканского органа исполнительной власти.

     В республиках, где не действует институт президентской власти, роль республиканских  правительств достаточно высока. Но и  здесь имеются определённые различия.

     Что касается состава республиканских  правительств, то он принципиально разнообразен, в него входят министры, председатели государственных комитетов и руководители республиканских ведомств, образуемых соответствующими правительствами.

     Установлено, что руководители министерств, государственных  комитетов и других республиканских  органов государственного управления несут ответственность за состояние  и развитие порученных им сфер управления; что министерства, государственные  комитеты и другие органы государственного управления руководят соответствующими отраслями или осуществляют межотраслевое  управление. Перечень министерств, государственных  комитетов и иных центральных  органов государственного управления, а также их полномочия определяются республиканскими законами. В некоторых случаях предусматривается образование Президиума Правительства республики, в качестве его постоянно действующего органа.

     В республиках чаще всего функционируют  стабильные, т.е. традиционно создаваемые  как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её национально-государственных  субъектов исполнительные органы. Это, например, министерства внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, сельского хозяйства, охраны природных ресурсов и т.п.

                                               Край, область

     Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее  разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах  реализуется администрацией (правительством) руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (Губернатор, Глава администрации). В его компетенцию входят:

     1) Образование (совместно или по согласованию с законодательным органом) в соответствии со схемой управления субъектом Федерации отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей;

     2) Утверждение положения об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти;

     3) Образование, реорганизация и ликвидация, государственных организаций, назначение их руководителей, утверждение их уставов и положений;

     4) Право отмены актов, подведомственных органов исполнительной власти субъекта Федерации;

     5) Издание правовых актов (постановлений и распоряжений), обязательных на всей территории субъекта Федерации.

     6) Определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительной полномочий субъекта Федерации;

     7) Представительство интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

     8) Разработка и представление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, обеспечение его исполнения и др.

     Глава администрации характеризуется  в качестве высшего должностного лица, руководящего соответствующими органами исполнительной власти. Глава  администрации подчиняется Президенту РФ и правительству РФ по предметам  ведения РФ и совместного ведения  РФ и её субъектов.

     В систему органов государственной  администрации субъектов РФ, руководимую  главой исполнительной власти (Главой администрации, Губернатором) могут входить органы исполнительной власти общей компетенции, правительство или администрация.

     Правительство (администрация) субъекта Федерации  является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной  власти, подотчетным Губернатору области (Края) и законодательному органу субъекта Федерации.  Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

     В краях и областях выделяется два  вида организационно-правового статуса  правительства: во-первых, правительство  может являться самостоятельным  исполнительным органом государственной  власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти; во-вторых, правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации.  В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации.

     Состав  и структура правительства субъекта Федерации определяются конституциями, уставами субъекта Российской Федерации  и законами о правительстве, а  также указами и распоряжениями Президента и главы администрации (губернатора).

     В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства.  Заместители председателя правительства  и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих  отраслевых министерств, государственных  комитетов, департаментов или территориальных  органов исполнительной власти.  Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа власти.

     В большинстве областей в качестве органа исполнительной власти общей  компетенции действует администрация  области (края).

     Деятельностью администрации руководит глава  администрации на принципах единоначалия.  Хотя в некоторых субъектах Федерации  в составе администрации функционируют  коллегиальные подразделения. 

     Структура администрации области (края) утверждается главой исполнительной власти или по его предложению законодательным  и исполнительным органом государственной  власти субъекта Федерации. 

     В связи с вступившим в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации", происходит определенная унификация органов исполнительной власти во всех субъектах РФ. Номы этого Закона содержат требования о том, чтобы в каждом субъекте РФ была установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Одновременно Конституциями (уставами) субъектов РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица, являющегося руководителем высшего органа исполнительной власти. Наименование такой должности и высшего исполнительного органа государственной власти определяется конституциями (уставами) субъектов РФ.

                                      Города федерального значения

     Определённые  особенности имеет организация  исполнительной власти в г. Москве. Исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация (городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит назначаемый Президентом РФ мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти – правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города – районные управления.

     Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной  власти субъекта РФ, так и органом  местного самоуправления. В последнем  случае глава управы возглавляет  администрацию муниципального района.

     Устав Москвы детально регламентирует компетенцию  мэра и вице-мэра, выполняющего поручения  мэра города. Мэр устанавливает и  изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов  городской администрации и освобождает  их от должности, применяет к должностным  лицам городской администрации  меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей  предприятий, учреждений и организаций  городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права