Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная задача органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 73.44 Кб (Скачать)
>                                     Федеральные   министерства

     В систему федеральных органов  исполнительной власти входят кроме  Правительства РФ и другие органы исполнительной власти. Их структурный состав разнообразен и включает различные органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти.

     Министерство  Российской Федерации – как и  другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный  орган системы. Он имеет центральный  аппарат, реализующий функции данного  органа в пределах определенной компетенции  по предметной области государственного управления, которая входит в его  ведение.5

    Федеральные министерства являются единоначальными органами. Они возглавляются министрами, которые по должности входят в состав Правительства и обладают решающими полномочиями по всем вопросам компетенции возглавляемых ими министерств.

      Посредством закрепленных за  федеральным министерством функций  оно обеспечивает единство деятельности  находящихся в его ведении  федеральных служб и федеральных  агентств. Руководит федеральным  министерством Правительство РФ, за исключением случаев обеспечения  конституционных полномочий Президента  РФ либо подведомственности Президенту  РФ в соответствии с законодательными  актами РФ. Вместе с тем следует  отметить, что федеральное министерство  не вправе осуществлять функции  по контролю и надзору, правоприменительные  функции, а также управлять  государственным имуществом, кроме  случаев, устанавливаемых указами  Президента РФ.

    Основными целями деятельности федерального министерства являются: участие в разработке и  реализации государственной политики применительно к соответствующей  отрасли; анализ состояния и тенденций  развития в соответствующей отрасли; оценка и формирование правовых и  экономических условий, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий, учреждений, организаций по профилю отрасли, проведению структурных преобразований в отрасли деятельности федерального министерства; обеспечение реализации федеральных законов и контроль за их исполнением в отрасли.

    Федеральное министерство характеризуется как  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

    Принадлежность  нормотворческой функции именно федеральным министерствам существенно  отличает их от иных федеральных органов  исполнительной власти. Федеральное  министерство, с одной стороны, является ответственным за точное и неуклонное исполнение законов, а, следовательно, за состояние дел в порученной ему сфере, а с другой - обязано  таким образом регулировать общественные отношения, чтобы государственное  управление в порученной сфере осуществлялось надлежащим образом.

                                       Федеральные службы

       Федеральная служба, являясь федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющая функции по контролю  и надзору в порученной сфере  деятельности. Основными целями федеральной службы являются: реализация государственной политики в установленной сфере деятельности посредством контрольной (надзорной) деятельности (лицензионной, регистрационной и иной разрешительной деятельности) с целью обеспечить выполнение требований нормативных правовых и нормативно-технических актов субъектами общественных отношений (государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, гражданами (апатридами, бипатридами); обеспечение вышеназванных субъектов и иных заинтересованных лиц информацией по предметам деятельности федеральной службы и т.д. Федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

    В пределах своей компетенции федеральная  служба может взаимодействовать  с контрольно-надзорными органами исполнительной власти субъектов РФ непосредственно  либо через свои территориальные  органы путем: совместного проведения контрольных и надзорных мероприятий; делегирования части полномочий при проведении государственного контроля и надзора в порученной сфере; заключения соглашений о сотрудничестве.

    Федеральная служба образована и действует в  качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь  утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная  служба осуществляет возложенные на нее функции.

      Федеральная служба несамостоятельна  и подчиняется вышестоящим органам  государственной власти. При этом  она может быть подчинена как  одному органу, так и двум одновременно, двойственность подчинения выражается  в том, что Президент (Правительство), РФ утверждает положение о  конкретной службе, назначает и  освобождает от должности руководителей  службы, издает обязательные для  исполнения службой нормативные  правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение.

    Руководители  федеральных служб не входят в  Правительство РФ, их интересы в  данном органе власти представляют соответствующие  федеральные министры.

    Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная  служба по надзору в установленной  сфере деятельности может иметь  статус коллегиального органа. Федеральная  служба в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых  указами Президента РФ).

                                      Федеральные агентства

    Федеральное агентство в пределах своих полномочий оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в установленной сфере. Осуществлять нормативно-правовое регулирование федеральное агентство имеет право исключительно в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Осуществляет  свою деятельность непосредственно  либо через свои территориальные  органы и подведомственные ему федеральные  государственные учреждения, а также  во взаимодействии с представителями  Президента РФ в федеральных округах, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов  РФ, местного самоуправления, предпринимателями, общественными и иными объединениями  граждан.

    В соответствии с Указом Президента РФ №314 в систему федеральных органов исполнительной власти наряду с федеральными министерствами, федеральными службами входят федеральные агентства.

    Указ  допускает три варианта подчиненности  федеральных агентств, что обусловливает  особенности статуса каждой из групп: основная группа федеральных агентств подчинена федеральным министерствам, другая группа находится в подчинении Президента РФ и третья - в подчинении Правительства РФ. Однако и правовой статус каждой из указанных групп  не одинаков.

    Федеральные агентства по общему правилу наделены такими государственными функциями, как  управление государственным имуществом и оказание государственных услуг, за исключением функций по контролю и надзору. Только в случаях, установленных  Президентом РФ или Правительством РФ, федеральные агентства вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование  и иные функции, в том числе  контрольные.

    Таким образом, некоторые федеральные  агентства по своему правовому статусу  таковыми не являются, а представляют собой органы с набором функций  федеральных служб и федеральных  министерств.

    Федеральное агентство действует на основе единоначалия, и возглавляет его руководитель (директор) федерального агентства, который не входят в состав Правительства РФ.

    В соответствии с принятыми положениями  федеральные агентства осуществляют свои функции непосредственно или  через свои территориальные структуры  во взаимодействии с иными органами государственной власти.

    Одна  из основных функций федеральных  агентств, которой не наделяются иные федеральные органы исполнительной власти, - оказание государственных  услуг. Это предполагает необходимость  четко определить содержание государственных  услуг. Потребитель услуг должен точно знать, какое федеральное  агентство и какие услуги оказывает, за что несет ответственность.

    Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное  агентство в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной  сфере деятельности, а также функции  по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Органы исполнительной  власти субъектов  федерации: обязанности,  права, гарантии, ответственность.                      

     В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ, которые образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти РФ. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия: имеются Президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.6

     Это означает, что их отношения с руководящими органами федеральной исполнительной власти включает элементы организационной  подчиненности. Они подчиняются  федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам совместного  ведения Федерации, и ее субъектов.

     В соответствии со ст. 11 Конституции, органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуются самими субъектами Федерации, имеющими свои уставы и законодательство. Правовое положение этих органов  исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации.

     Полномочия  субъектов Федерации по организации  собственной системы органов  исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

     Право разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой, системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

     Право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функцию и компетенцию между различными видами органов;

     Право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

     Право осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

     Обязательное вхождение главы территории (глава республики, области, края) в систему исполнительной власти;

     Обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации;

     Подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органам по вопросам исполнения законов субъекта Федерации.

     Государственно-правовая природа субъектов РФ весьма различна. С одной стороны, республики, вошедшие в состав РФ со своими конституциями  и вытекающими отсюда особенностями  организации исполнительной власти; с другой стороны - края и области, т.е. типично административно-территориальные  единицы, живущие по собственным  уставам; с третьей стороны - автономные образования (область и округа) как  форма государственного определения  малых народов; в-четвёртых, города федерального значения (г. Москва и  г. Санкт-Петербург), в ряде случаев  превосходящие по своему потенциалу все иные образования в отдельности, а иногда и вместе взятые.

     В силу этого в настоящее время  приходится учитывать существенные различия в организованных системах органов исполнительной власти на соответствующих  уровнях Российской Федерации.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права