Общественный порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 03:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных полномочий Совета Безопасности РФ в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- Изучить различные подходы к определению понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность»;
- Выявить структуру Совета Безопасности и рассмотреть полномочия в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………….
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………….
2.1 Государственная безопасность……………………………………….
2.2.Нормативно - правовое регулирование вопросов безопасности ……
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ…………………………………………………………
3.1 Федеральная служба безопасности (ФСБ)……………………………
3.2 Федеральная служба охраны (ФСО)………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ОБЩ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

В современной  юридической литературе под общественной безопасностью также обычно понимаются общественные отношения, связанные с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества8. В сферу общественной безопасности включают, в частности, отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т. д.

Более широким  понятием является «национальная безопасность». Под национальной безопасностью Стратегия понимает - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Согласно Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России – это «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». Важнейшими составляющими национальных интересов России Стратегия признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Стратегия, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Безусловно, понятия «общественная  безопасность» и «общественный  порядок» взаимосвязаны, но различные  точки зрения по вопросу о содержании общественного порядка обусловливают  и различные подходы к определению соотношения между данными понятиями.

Некоторые учёные считают, что понятие «общественный  порядок» является более широким, чем  понятие «общественная безопасность».

Так, по мнению И. И. Веремеенко, «общественный порядок, как определённая правовая категория, представляет собой… систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

В последнее время  достаточно часто высказывается  противоположная точка зрения, согласно которой понятие «общественная  безопасность» шире, чем понятие «общественный порядок».

В частности, А. В. Готовцев утверждает: «…если общественный порядок  – это обеспечение безопасности людей, то общественная безопасность –  это и сохранность имущества, и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу для  человека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасность несколько шире общественного порядка».

Некоторые современные  исследователи, например А. В. Куделич, фактически не делают различий между  общественным порядком и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

В то же время следует  признать, что если бы данные понятия  были тождественны или одно понятие  охватывало по содержанию второе, то законодатель ограничился бы употреблением лишь одного из них. В законодательстве же они употребляются как взаимосвязанные, но всё же самостоятельные категории. Так раздел IX Уголовного кодекса называется «преступления против общественной безопасности и общественного порядка», причём преступления против общественной безопасности выделены в отдельную главу данного раздела.

Существенные различия между понятиями «общественный  порядок» и «общественная безопасность»  связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений.

Общественный порядок  достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность – только с использованием правовых и технических норм.

Общественный порядок  милиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает.

Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что общественный порядок и общественная безопасность представляют собой различные правовые явления, между которыми существует тесная связь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности (например, в период проведения массовых мероприятий), и наоборот, соблюдение правил и норм общественной безопасности служит условием поддержания надлежащего общественного порядка (например, соблюдение правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 Государственная  безопасность

 

Понятие «безопасность» в конституционно-правовом и административно-правовом аспектах имеет сложный, широкий  и дифференцированный смысл. В широком смысле безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности: ее прав и свобод, общества; его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства; его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности9.

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных  правовых основах: Конституции РФ, федеральных  законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

В Конституции РФ упоминается  такая отрасль (область), сфера управления, как безопасность. В частности, в  ч. 5 ст. 13 Конституции говорится о безопасности государства; в ч. 2, 3 ст. 35 -также о безопасности государства; в п. «л» ст. 71 - об отнесении к ведению РФ безопасности; в п. «д» ст. 114 подчеркнуто, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В п. «Н» ст. 83 Конституции сказано, что Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности10.

Современное понятие  безопасности сложилось не сразу. Законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело за последние годы существенные изменения. Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон «О безопасности»11. Однако данный Закон в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функции государства оказался недостаточным. Претерпевала существенные изменения и система органов безопасности. В настоящее время законодательной основой функционирования и управления в области безопасности является Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации от 3 апреля 1995 г.» Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской федерации и Правительство Российской Федерации12.

Федеральный закон устанавливает  следующее:

Органы Федеральной  службы безопасности представляют собой  единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной  службы безопасности Российской Федерации  по отдельным регионам и субъектам  Российской федерации (территориальные  органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности российской Федерации.

Органы Федеральной  службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры социальной подготовки, а также подразделения специального назначения. Создание органов Федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. В органах Федеральной службы безопасности запрещается создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

 

2.2.Нормативно - правовое  регулирование вопросов безопасности 

 

Правовые основы обеспечения безопасности, ее системы и функций, порядок  функционирования органов были урегулированы  в Законе РФ «О безопасности» в  редакции 25 декабря 1993 года, Федеральном законе «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года, Законе «О службе внешней разведки» от 10 января 1996 года, а также Указами Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры» в редакции Указов от 26 августа 1998 года № 990 и от 5 октября 1998 года № 1181 и от 28 августа 1999 года № 1131, «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» в редакции Указа от 18 ноября 1998 года № 1418, «Об аппарате Совета Безопасности» от 28 марта 1998 г. № 294, «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 1300 и многими другими нормативно-правовыми актами. Вопросы безопасности также регулируют и другие законодательные акты, например, законы об обороне, об охране государственной границы.

 

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ  ГСОУДАРСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

3.1 Федеральная служба  безопасности (ФСБ)

 

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий правовое положение  ФСБ – это Федеральный закон от 03.04.1995 (ред. от 30.06.2003) № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»13. Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности. Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации14. Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра. Должности директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответствует воинское звание генерала армии. В Федеральном законе определены принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также предусмотрено соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти вопросы регламентируются в ст. 5, 6 названного Закона.

Деятельность органов  Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:

-законности;

-уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

-гуманизма;

-единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими;

-конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Государство гарантирует  соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении  органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человек и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов Федеральное службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей. Полученные в процессе деятельности органов Федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинстве гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами Федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами. В случае нарушения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель Федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по вое становлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Должностные лица органов Федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством российской федерации.

Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ

Если кратко охарактеризовать деятельность указанных  органов, то она, осуществляется по основным направлениям:

1.Контрразведывательная деятельность;

2.Борьба с преступностью и террористической деятельностью;

3.Разведывательная деятельность;

Информация о работе Общественный порядок