Назначение и роль сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение налогообложения водных биологических ресурсов, его основ, находящихся в процессе обновления, изменения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ…….... 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………..
5
1.2 ОБЪЕКТЫ, БАЗА И ПЕРИОД ОБЛОЖЕНИЯ…………………... 8
2. НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК СБОРА…………………………………. 10
2.1 СТАВКИ СБОРОВ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРОВ……………………………………….
10
2.2 НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СБОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ……
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Налоги и сборы пользование водными объектами.rtf

— 335.25 Кб (Скачать)

     КУРСОВАЯ РАБОТА

     по теме «Назначение и роль сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов» 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

     
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ…….... 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………..  
5
1.2 ОБЪЕКТЫ, БАЗА И ПЕРИОД ОБЛОЖЕНИЯ…………………... 8
2. НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК СБОРА…………………………………. 10
2.1 СТАВКИ СБОРОВ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРОВ……………………………………….  
10
2.2 НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СБОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ……  
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 28
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

          Одной из актуальных тем является налогообложение водных биологических ресурсов. Хозяйственное использование водных биоресурсов предполагает систему расчетов между пользователями и государством, которое с одной стороны является собственником этих ресурсов, а с другой - несет основное бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России.

          Осуществление государственных расходов на изучение, воспроизводство и охрану природных  ресурсов из федерального бюджета в  настоящее время обеспечивается включением в систему налоговых  и, в целом бюджетных отношений, ресурсных платежей и штрафных санкций.

          Основой финансовых взаимоотношений пользователей  водных биоресурсов с государством на ближайшие годы является платность. Этот принцип предусмотрен в Концепции  развития рыбного хозяйства России и нормативно закреплен в пяти федеральных законах и части II Налогового Кодекса РФ.

          Однако  принципы формирования платежей в настоящее  время понимаются по-разному. Противоречивость подходов к идеологии платности  во многом связана с неоднозначно понимаемыми задачами, стоящими перед рыбной промышленностью. С одной стороны рыбная промышленность является совокупностью хозяйствующих субъектов, добывающих природные богатства, им не принадлежащих, и реализующих в числе своих доходов и ренту. В этом контексте государство заинтересовано в изъятии рентного дохода по максимально возможным ставкам.

          Целью моей работы является изучение налогообложения  водных биологических ресурсов, его  основ, находящихся в процессе обновления, изменения.

 

      1. СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ 

     1.1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 

     Важнейшим элементом природного богатства  России являются водные биоресурсы. Сбор за пользование водными биоресурсами является Федеральным и взимается в соответствии с нормами Налогового законодательства.

     В процессе становления система налогообложения природных ресурсов прошла несколько этапов: от простых рентных платежей до целого спектра налоговых режимов. Если обратиться к истории налогообложения, то первой ступенью развития ресурсных платежей было земельное обложение, введенное в 1875 году. Но первым серьезным шагом в истории налогообложения природных ресурсов стали дискуссии, проводимые у нас в стране в период 1924 - 1926 годы. И, начиная с этого времени и до 1930 года с пользователей природными ресурсами взималась преимущественно дифференциальная рента. Так в добывающей промышленности СССР рента изымалась в виде арендной платы, учитывающей рентообразующие факторы и дифференцированной по районам страны. Кроме арендной платы, для предприятий были установлены разведочный сбор (для возмещения геологоразведочных расходов) и погектарная уплата (для изъятия собственно земельной ренты).

     После налоговой реформы 1930 г. все формы прямого изъятия дифференциальной ренты в народном хозяйстве были отменены, и вместо различных платежей и налогов начал применяться механизм налога с оборота. В результате земля и другие природные ресурсы стали использоваться как бы “бесплатно”. В это время начинается активная разработка месторождений с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Такие просчеты в экономической политике привели к резкому падению эффективности использования природных ресурсов, что вовсе не отвечает интересам страны, и в итоге привело к известным отрицательным последствиям - возникновению “затратой экономики”.  
В 60-е годы ситуация несколько меняется. В результате реформ А.Н. Косыгина (1965 г.) были пересмотрены оптовые цен, и для добывающих отраслей были введены дополнительные рентные платежи в нефтяной и газовой промышленности, установленные с учетом не столько рентных факторов (продуктивность, местоположение природных богатств), сколько нормативов рентабельности предприятий и выплачивались в виде твердой ставки за каждую тонну нефти и кубометр газа. По статистике в этот период в бюджет поступали наибольшие суммы от рентных платежей. Ситуация с налогообложением природных ресурсов ухудшается в 90-е годы в силу того, что число рентообразующих отраслей уменьшилось, практически лишь топливная и горнорудная промышленность били в состоянии реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный бюджет также значительно сократилось. Резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности означает и пропорциональное уменьшение величины ренты в этих отраслях. 

     Прежний отечественный опыт аккумулирования большой доли доходов рентного происхождения в государственном бюджете представляют особый интерес для современной хозяйственной практики в России. И оглядываясь назад наше правительство, старается создать эффективную систему налогообложения природных ресурсов, проводя различные реформы, издавая законодательные акты и поправки к ним, с ориентиром на настоящее с целью повысить качественный уровень использования природных месторождений и существенно пополнить бюджеты различных уровней. В настоящее время пользователи природными ресурсами уплачивают такие специальные налоги как налог на добычу полезных ископаемых, налог за пользование недрами, плату за пользование водными объектами, платежи за пользование лесным фондом и земельным, а также платежи за пользование объектами животного мира и сборы за водные биологические ресурсы и платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

 

    1. ОБЪЕКТЫ, БАЗА И ПЕРИОД ОБЛОЖЕНИЯ
 

     Согласно Налоговому Кодексу РФ, статьи 333.1 определено понятие плательщиков сборов:

     1. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

     2. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

     Согласно статье 333.2. выделены объекты обложения:

     1. Объектами обложения признаются:

     - объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     2. В целях главы 25.1 НК РФ не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

     Базой обложения является количество объектов обложения.

     Период обложения зависит от срока действия лицензии.

 

      2. НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК СБОРА 

     2.1 СТАВКИ СБОРОВ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРОВ 

          Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических  лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации. (Приложение 1)

          В условиях планового хозяйства и  общенародной собственности на средства производства и природные богатства  проблема платности водных биоресурсов  носила теоретический характер. С переходом России на рыночные принципы начались попытки ее практической реализации.

          Взимание  платы за квоты на вылов водных биоресурсов в Российской Федерации  было введено в практику в 1994 г., когда  в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, часть квот в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) стала выдаваться иностранным и российским с участием иностранного капитала, юридическим лицам за плату. С 2000 г. квоты стали реализовывать и российским добывающим организациям. Всего на коммерческой основе российским пользователям Дальневосточного региона было продано квот в объеме 70,3 тыс. т (1,3% от объема допустимого улова).

          С 1 января 2004 года введена в действие глава 25.1 Налогового кодекса, заменившая действующую ранее аукционную систему продажи квот на вылов водных биоресурсов на систему взимания сборов за пользование объектами водных биоресурсов. Аукционная система продолжает действовать только в части вылова водных биоресурсов, вновь разрешенных к вылову, и в части вновь осваиваемых районов промысла.

          Особенностью  этой главы является то, что она  объединила два самостоятельных  сбора:

     - сбор за пользование объектами животного мира, который взимается за охоту на диких животных и птиц;

     - сбор за пользование объектами биологических ресурсов. Он взимается за отлов рыбы, млекопитающих и т. д. из рек, озер и морей.

Информация о работе Назначение и роль сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов