Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:41, курсовая работа
Целью моей работы является изучение налогообложения водных биологических ресурсов, его основ, находящихся в процессе обновления, изменения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ…….... 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………..
5
1.2 ОБЪЕКТЫ, БАЗА И ПЕРИОД ОБЛОЖЕНИЯ…………………... 8
2. НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК СБОРА…………………………………. 10
2.1 СТАВКИ СБОРОВ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРОВ……………………………………….
10
2.2 НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СБОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ……
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 28
по
теме «Назначение и роль сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
1. | СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ…….... | 5 |
1.1 | СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ……………………………………….. | 5 |
1.2 | ОБЪЕКТЫ, БАЗА И ПЕРИОД ОБЛОЖЕНИЯ…………………... | 8 |
2. | НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК СБОРА…………………………………. | 10 |
2.1 | СТАВКИ СБОРОВ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРОВ………………………………………. | 10 |
2.2 | НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ СБОРА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ…… | 14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
24 | |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. |
27 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.
Одной из актуальных тем является налогообложение водных биологических ресурсов. Хозяйственное использование водных биоресурсов предполагает систему расчетов между пользователями и государством, которое с одной стороны является собственником этих ресурсов, а с другой - несет основное бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России.
Осуществление государственных расходов на изучение, воспроизводство и охрану природных ресурсов из федерального бюджета в настоящее время обеспечивается включением в систему налоговых и, в целом бюджетных отношений, ресурсных платежей и штрафных санкций.
Основой финансовых взаимоотношений пользователей водных биоресурсов с государством на ближайшие годы является платность. Этот принцип предусмотрен в Концепции развития рыбного хозяйства России и нормативно закреплен в пяти федеральных законах и части II Налогового Кодекса РФ.
Однако принципы формирования платежей в настоящее время понимаются по-разному. Противоречивость подходов к идеологии платности во многом связана с неоднозначно понимаемыми задачами, стоящими перед рыбной промышленностью. С одной стороны рыбная промышленность является совокупностью хозяйствующих субъектов, добывающих природные богатства, им не принадлежащих, и реализующих в числе своих доходов и ренту. В этом контексте государство заинтересовано в изъятии рентного дохода по максимально возможным ставкам.
Целью моей работы является изучение налогообложения водных биологических ресурсов, его основ, находящихся в процессе обновления, изменения.
1. СУЩНОСТЬ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
1.1
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Важнейшим элементом природного богатства России являются водные биоресурсы. Сбор за пользование водными биоресурсами является Федеральным и взимается в соответствии с нормами Налогового законодательства.
В процессе становления система налогообложения природных ресурсов прошла несколько этапов: от простых рентных платежей до целого спектра налоговых режимов. Если обратиться к истории налогообложения, то первой ступенью развития ресурсных платежей было земельное обложение, введенное в 1875 году. Но первым серьезным шагом в истории налогообложения природных ресурсов стали дискуссии, проводимые у нас в стране в период 1924 - 1926 годы. И, начиная с этого времени и до 1930 года с пользователей природными ресурсами взималась преимущественно дифференциальная рента. Так в добывающей промышленности СССР рента изымалась в виде арендной платы, учитывающей рентообразующие факторы и дифференцированной по районам страны. Кроме арендной платы, для предприятий были установлены разведочный сбор (для возмещения геологоразведочных расходов) и погектарная уплата (для изъятия собственно земельной ренты).
После
налоговой реформы 1930 г. все формы прямого
изъятия дифференциальной ренты в народном
хозяйстве были отменены, и вместо различных
платежей и налогов начал применяться
механизм налога с оборота. В результате
земля и другие природные ресурсы стали
использоваться как бы “бесплатно”. В
это время начинается активная разработка
месторождений с высоким содержанием
полезных ископаемых в руде, целинные
земли представляли собой большой резерв
для экстенсивного развития сельского
хозяйства, а необъятные просторы тайги
- для расширения лесоразработок. Затраты,
которые требовались на освоение новых
земель, на вовлечение в хозяйственный
оборот новых месторождений, были невелики.
Такие просчеты в экономической политике
привели к резкому падению эффективности
использования природных ресурсов, что
вовсе не отвечает интересам страны, и
в итоге привело к известным отрицательным
последствиям - возникновению “затратой
экономики”.
В 60-е годы ситуация несколько меняется.
В результате реформ А.Н. Косыгина (1965 г.)
были пересмотрены оптовые цен, и для добывающих
отраслей были введены дополнительные
рентные платежи в нефтяной и газовой
промышленности, установленные с учетом
не столько рентных факторов (продуктивность,
местоположение природных богатств), сколько
нормативов рентабельности предприятий
и выплачивались в виде твердой ставки
за каждую тонну нефти и кубометр газа.
По статистике в этот период в бюджет поступали
наибольшие суммы от рентных платежей.
Ситуация с налогообложением природных
ресурсов ухудшается в 90-е годы в силу
того, что число рентообразующих отраслей
уменьшилось, практически лишь топливная
и горнорудная промышленность били в состоянии
реализовывать часть ренты, хотя ее поступление
в федеральный бюджет также значительно
сократилось. Резкое снижение объемов
производства в сельском хозяйстве, легкой
и пищевой промышленности означает и пропорциональное
уменьшение величины ренты в этих отраслях.
Прежний отечественный опыт аккумулирования большой доли доходов рентного происхождения в государственном бюджете представляют особый интерес для современной хозяйственной практики в России. И оглядываясь назад наше правительство, старается создать эффективную систему налогообложения природных ресурсов, проводя различные реформы, издавая законодательные акты и поправки к ним, с ориентиром на настоящее с целью повысить качественный уровень использования природных месторождений и существенно пополнить бюджеты различных уровней. В настоящее время пользователи природными ресурсами уплачивают такие специальные налоги как налог на добычу полезных ископаемых, налог за пользование недрами, плату за пользование водными объектами, платежи за пользование лесным фондом и земельным, а также платежи за пользование объектами животного мира и сборы за водные биологические ресурсы и платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Налоговому Кодексу РФ, статьи 333.1 определено понятие плательщиков сборов:
1. Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
2. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Согласно статье 333.2. выделены объекты обложения:
1. Объектами обложения признаются:
- объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В целях главы 25.1 НК РФ не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Базой обложения является количество объектов обложения.
Период обложения зависит от срока действия лицензии.
2. НАЗНАЧЕНИЕ И СРОК СБОРА
2.1
СТАВКИ СБОРОВ, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОРЯДОК
И СРОКИ УПЛАТЫ СБОРОВ
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации. (Приложение 1)
В условиях планового хозяйства и общенародной собственности на средства производства и природные богатства проблема платности водных биоресурсов носила теоретический характер. С переходом России на рыночные принципы начались попытки ее практической реализации.
Взимание платы за квоты на вылов водных биоресурсов в Российской Федерации было введено в практику в 1994 г., когда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, часть квот в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) стала выдаваться иностранным и российским с участием иностранного капитала, юридическим лицам за плату. С 2000 г. квоты стали реализовывать и российским добывающим организациям. Всего на коммерческой основе российским пользователям Дальневосточного региона было продано квот в объеме 70,3 тыс. т (1,3% от объема допустимого улова).
С 1 января 2004 года введена в действие глава 25.1 Налогового кодекса, заменившая действующую ранее аукционную систему продажи квот на вылов водных биоресурсов на систему взимания сборов за пользование объектами водных биоресурсов. Аукционная система продолжает действовать только в части вылова водных биоресурсов, вновь разрешенных к вылову, и в части вновь осваиваемых районов промысла.
Особенностью этой главы является то, что она объединила два самостоятельных сбора:
- сбор за пользование объектами животного мира, который взимается за охоту на диких животных и птиц;
- сбор за пользование объектами биологических ресурсов. Он взимается за отлов рыбы, млекопитающих и т. д. из рек, озер и морей.
Информация о работе Назначение и роль сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов