Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение правового положения аддминистрации в системе органов местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и структуру органов местного самоуправления.
2. Рассмотреть принципы органов местного самоуправления.
3. Раскрыть значение администрации в системе органов местного самоуправления.
4. Изучить правовое положение и струкутру местной администрации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления………….4
1.1. Понятие, структура и особенности правового положения органов местного самоуправления…….4
1.2. Принципы организации деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………………………...9
Глава 2. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления……………………………………………………….16
2.1. Значение администрации в системе органов местного самоуправления………………………………………………………………….16
2.2. Местная администрация…………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...
1) представительный орган
муниципального образования в
обязательном порядке
2) глава муниципального
образования, контрольный
-их право осуществлять местное самоуправление посредством различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления;
-равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
-право свободного и самостоятельного осуществления местного самоуправления за исключением ограничений, которые могут быть установлены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
-право на обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, в соответствии с требованиями Закона население для участия в процессе деятельности органов местного самоуправления наделяется:
-правом на обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 32);
-правом на обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78).
Демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления проявляется также в возлагаемых указанным Законом на органы и должностные лица местного самоуправления обязанностях по
-информированию населения
о деятельности органов
-заблаговременному оповещению
жителей муниципального
-официальному опубликованию (обнародованию) не только муниципальных правовых актов, но и итогов различных голосований, собраний, конференций граждан и других форм непосредственного осуществления местного самоуправления;
-по рассмотрению согласно статье 32 Закона обращений граждан в органы местного самоуправления и представлению в течение одного месяца письменного ответа по существу таких обращений. За нарушение должностным лицом порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность6.
Исходя из демократического характера организации и деятельности органов местного самоуправления, Закон в статье 71 закрепляет основания и порядок наступления правовой ответственности органов и должностных лица местного самоуправления перед населением. В частности, население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления.
2. Принцип разделения
властей, закрепленный в статье
10 Конституции Российской
Поскольку, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их деятельность является подконтрольной государству только в случае наделения таких органов отдельными государственными полномочиями, то можно говорить об особенностях деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с принципом разделения властей.
Мировой опыт свидетельствует, что на уровне местного самоуправления чаще всего обеспечивается не равновесие властей в системе местного самоуправления, а приоритет одной из властей при ограничениях, сдержках со стороны другой. Система «сдержек и противовесов» направлена против необоснованных действий как представительного органа муниципального образования, так и главы администрации, на закрепление разумных, цивилизованных процедур разрешения возможных разногласий между ними.
Современное российское законодательство, и прежде всего Закон, определяет правовые механизмы в системе «сдержек и противовесов», позволяющие указанным выше органам местного самоуправления оказывать влияние друг на друга, обеспечивая тем самым демократическое и эффективное решение вопросов местного значения7.
К числу таковых можно отнести, в частности, закрепление в Законе:
-вопросов, отнесенных к
исключительной компетенции
-правила, согласно которому
в случае избрания главы
- запрета на возможность совмещения одним и тем же лицом должности председателя представительного органа муниципального образования и должности главы местной администрации (п. 4 ст. 36);
-порядка проведения конкурса
на замещение должности главы
местной администрации,
- правила, в силу которого
глава муниципального
3. Принцип территориальной организации органов местного самоуправления вытекает из положений Конституции Российской Федерации о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 131). Это означает, что Конституция, признавая городские и сельские населенные пункты в качестве территориальной основы местного самоуправления, допускает одновременно осуществление местного самоуправления и на других территориях.
Данный принцип вытекает из территориального верховенства муниципальных образований и означает, что в границах муниципальных образований органы местного самоуправления осуществляют свои властные полномочия по решению соответствующих вопросов местного значения.
4. Принцип самостоятельности (обособленности) органов местного самоуправления основывается на положениях Конституции Российской Федерации, что местное самоуправление является отдельной формой народовластия.
5. Принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления находит свое отражение в положениях статьи 7 указанного Федерального закона, в силу которых:
- муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования;
-за неисполнение
Кроме муниципальных правовых актов обязательному исполнению согласно ст. 73 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежат решения, принятые на местном референдуме
Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении, действуют на территории соответствующего муниципального образования. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание иного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта, при этом указанный срок не может превышать один год. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами8.
Глава 2. Администрация муниципального образования
в системе органов местного самоуправления
2.1. Значение администрации в
системе органов местного самоуправления
Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» включил
местную администрацию в
Местная администрация (исполнительно-
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. 9
Глава местной администрации - одна из ключевых фигур в местном самоуправлении, один из руководителей соответствующей территории. Конкретно роль главы местной администрации зависит от того, исполняет ли он одновременно обязанности главы муниципального образования или же работает по контракту (см. ниже). При совмещении постов главы муниципального образования и главы местной администрации лицо, конечно, даже сугубо юридически располагает более широкими возможностями - это одновременно первый руководитель территории, оказывающий влияние на все происходящие на ней процессы (об этом говорилось ранее при характеристике главы муниципального образования), и управляющий хозяйственными и социально-культурными делами, а также глава аппарата местной администрации. Если же главой муниципального образования стал председатель представительного органа, тогда глава местной администрации в большей мере хозяйственный управляющий территории. Разумеется, он может быть и весьма влиятельной фигурой на территории муниципального образования, если председатель представительного органа не претендует на позиции первого лица. Но реальный расклад можно видеть в конкретном муниципальном образовании.
Так или иначе, глава местной администрации осуществляет руководство муниципальным исполнительно-распорядительным органом - местной администрацией на принципах единоначалия. Это предполагает самостоятельность главы местной администрации в вопросах назначения на должность и увольнения с должности муниципальных служащих администрации муниципального образования, распределения между ними полномочий, истребования отчета о проделанной работе, применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Однако в действующих правовых актах часто встречаются положения, которые обязывают главу местной администрации согласовывать с представительным органом муниципального образования кандидатуры при назначении их на муниципальные должности.