Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правового положения аддминистрации в системе органов местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и структуру органов местного самоуправления.
2. Рассмотреть принципы органов местного самоуправления.
3. Раскрыть значение администрации в системе органов местного самоуправления.
4. Изучить правовое положение и струкутру местной администрации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления………….4
1.1. Понятие, структура и особенности правового положения органов местного самоуправления…….4
1.2. Принципы организации деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………………………...9
Глава 2. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления……………………………………………………….16
2.1. Значение администрации в системе органов местного самоуправления………………………………………………………………….16
2.2. Местная администрация…………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы…………………………...

Работа содержит 1 файл

администрация МО.docx

— 352.46 Кб (Скачать)

1) представительный орган  муниципального образования в  обязательном порядке избирается  на муниципальных выборах;

2) глава муниципального  образования, контрольный орган  муниципального оьразования, другие выборные должностные лица местного самоуправления образования формируются на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом. К числу такого рода прав указанный Федеральный закон в статье 3 относит:

-их право осуществлять местное самоуправление посредством различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления;

-равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

-право свободного и самостоятельного осуществления местного самоуправления за исключением ограничений, которые могут быть установлены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-право на обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, в соответствии с требованиями Закона население для участия в процессе деятельности органов местного самоуправления наделяется:

-правом на обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 32);

-правом на обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78).

Демократический характер организации  и деятельности органов местного самоуправления проявляется также в возлагаемых указанным Законом на органы и должностные лица местного самоуправления обязанностях по

-информированию населения  о деятельности органов местного  и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемому, в частности, в ходе собраний граждан, которые проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях и с периодичностью, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления (ст. 29);

-заблаговременному оповещению  жителей муниципального образования о времени и месте проведения различного рода мероприятий, связанных с деятельностью населения по осуществлению местного самоуправления в формах непосредственной демократии, предусмотренных указанным Федеральным законом;

-официальному опубликованию (обнародованию) не только муниципальных правовых актов, но и итогов различных голосований, собраний, конференций граждан и других форм непосредственного осуществления местного самоуправления;

-по рассмотрению согласно статье 32 Закона обращений граждан в органы местного самоуправления и представлению в течение одного месяца письменного ответа по существу таких обращений. За нарушение должностным лицом порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность6.

Исходя из демократического характера организации и деятельности органов местного самоуправления, Закон в статье 71 закрепляет основания и порядок наступления правовой ответственности органов и должностных лица местного самоуправления перед населением. В частности, население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Принцип разделения  властей, закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации,  является важнейшим принципом  организации и деятельности государственных органов. Согласно этому принципу ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма «сдержек и противовесов», предотвращения чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом).

Поскольку, органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти, а их деятельность является подконтрольной государству только в случае наделения таких органов отдельными государственными полномочиями, то можно говорить об особенностях деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с принципом разделения властей.

Мировой опыт свидетельствует, что на уровне местного самоуправления чаще всего обеспечивается не равновесие властей в системе местного самоуправления, а приоритет одной из властей при ограничениях, сдержках со стороны другой. Система «сдержек и противовесов» направлена против необоснованных действий как представительного органа муниципального образования, так и главы администрации, на закрепление разумных, цивилизованных процедур разрешения возможных разногласий между ними.

Современное российское законодательство, и прежде всего Закон, определяет правовые механизмы в системе «сдержек и противовесов», позволяющие указанным выше органам местного самоуправления оказывать влияние друг на друга, обеспечивая тем самым демократическое и эффективное решение вопросов местного значения7.

К числу таковых можно  отнести, в частности, закрепление  в Законе:

-вопросов, отнесенных к  исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе по осуществлению контроля за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п. 10 ст. 35);

-правила, согласно которому  в случае избрания главы муниципального  образования на муниципальных  выборах он либо входит в  состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию, а в случае его избрания представительным органом муниципального образования — председателем такого органа (п. 2 и 3 ст. 36);

- запрета на возможность совмещения одним и тем же лицом должности председателя представительного органа муниципального образования и должности главы местной администрации (п. 4 ст. 36);

-порядка проведения конкурса  на замещение должности главы  местной администрации, предусматривающего  в том числе, что лицо назначается  на указанную должность представительным  органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных по результатам конкурса (п. 5 ст. 37);

- правила, в силу которого  глава муниципального образования  подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом, но вместе с тем подконтролен и подотчетен населению и этому органу местного самоуправления (п. 2, 3, 5 ст. 36).

3. Принцип территориальной  организации органов местного  самоуправления вытекает из положений Конституции Российской Федерации о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 131). Это означает, что Конституция, признавая городские и сельские населенные пункты в качестве территориальной основы местного самоуправления, допускает одновременно осуществление местного самоуправления и на других территориях.

Данный принцип вытекает из территориального верховенства муниципальных образований и означает, что в границах муниципальных образований органы местного самоуправления осуществляют свои властные полномочия по решению соответствующих вопросов местного значения.

4. Принцип самостоятельности  (обособленности) органов местного  самоуправления основывается на положениях Конституции Российской Федерации, что местное самоуправление является отдельной формой народовластия.

5. Принцип властного характера  деятельности органов местного  самоуправления находит свое отражение в положениях статьи 7 указанного Федерального закона, в силу которых:

- муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования;

-за неисполнение муниципальных  правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В связи с отсутствием до настоящего времени таких федеральных законов региональные законодатели сами предусматривают различные формы и виды указанной ответственности. В большинстве субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов предусматривается административная ответственность в виде различных административных штрафов.

Кроме муниципальных правовых актов обязательному исполнению согласно ст. 73 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежат решения, принятые на местном референдуме

Такие решения не нуждаются  в дополнительном утверждении, действуют на территории соответствующего муниципального образования. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание иного нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта, при этом указанный срок не может превышать один год. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами8.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Администрация  муниципального образования

в системе органов  местного самоуправления

 

2.1. Значение администрации в

системе органов  местного самоуправления

 

Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» включил  местную администрацию в перечень обязательных органов и подробно определил порядок организации и деятельности местной администрации, и особенно ее главы.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит  глава местной администрации  на принципах единоначалия.

Главой местной администрации  является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. 9

Глава местной администрации - одна из ключевых фигур в местном  самоуправлении, один из руководителей соответствующей территории. Конкретно роль главы местной администрации зависит от того, исполняет ли он одновременно обязанности главы муниципального образования или же работает по контракту (см. ниже). При совмещении постов главы муниципального образования и главы местной администрации лицо, конечно, даже сугубо юридически располагает более широкими возможностями - это одновременно первый руководитель территории, оказывающий влияние на все происходящие на ней процессы (об этом говорилось ранее при характеристике главы муниципального образования), и управляющий хозяйственными и социально-культурными делами, а также глава аппарата местной администрации. Если же главой муниципального образования стал председатель представительного органа, тогда глава местной администрации в большей мере хозяйственный управляющий территории. Разумеется, он может быть и весьма влиятельной фигурой на территории муниципального образования, если председатель представительного органа не претендует на позиции первого лица. Но реальный расклад можно видеть в конкретном муниципальном образовании.

Так или иначе, глава местной администрации осуществляет руководство муниципальным исполнительно-распорядительным органом - местной администрацией на принципах единоначалия. Это предполагает самостоятельность главы местной администрации в вопросах назначения на должность и увольнения с должности муниципальных служащих администрации муниципального образования, распределения между ними полномочий, истребования отчета о проделанной работе, применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий. Однако в действующих правовых актах часто встречаются положения, которые обязывают главу местной администрации согласовывать с представительным органом муниципального образования кандидатуры при назначении их на муниципальные должности.

Информация о работе Муниципальное право