Министерство Юстиции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту системы существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение её государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является их разделение на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Федеральные министерства: понятие, функции,
структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Министерство юстиции: история Министерства. . . . . . . . . . . . . 6
3. Понятие и полномочия Минюста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Структура Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
a. Федеральная служба судебных приставов. . . . . . . . . . . . . .14
b. Федеральная служба исполнения наказания . . . . . . . . . . .15
5. Задачи и функции Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

Реферат АП.docx

— 55.22 Кб (Скачать)

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность  и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза  Министерство юстиции обновило функции  и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.  
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.  
      Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства6.

3. Понятие и полномочия Минюста

Государственное управление в области юстиции  осуществляют Министерство юстиции  Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти. Более полное определение дано в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1313: «Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния».

Организация и деятельность органов юстиции  основана на Законе РФ "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства  РФ и указах Президента РФ.

Руководство деятельностью Минюста  России осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной  политики в установленной сфере  деятельности. Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации7.

 

Минюст России осуществляет следующие основные полномочия:

- координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроект ной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

- осуществляет государственную регистрацию  нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус  организаций или имеющих межведомственный  характер, а также актов иных  органов в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации;

- ведет государственный реестр  нормативных правовых актов федеральных  органов исполнительной власти  и иных органов в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

- проводит юридическую экспертизу  нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации на предмет  их соответствия Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам, а также осуществляет  государственный учет нормативных  правовых актов субъектов Российской  Федерации;

- организует государственную регистрацию  уставов муниципальных образований  и муниципальных правовых актов  о внесении изменений в эти  уставы;

- ведет государственный реестр  муниципальных образований Российской  Федерации;

- утверждает формы реестров регистрации  нотариальных действий, нотариальных  свидетельств и удостоверительных  надписей, осуществляет иные функции  по нормативно-правовому регулированию,  предусмотренные законодательством  Российской Федерации о нотариате;

- определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;

- принимает решения о государственной  регистрации некоммерческих организаций,  в том числе отделений международных  организаций и иностранных некоммерческих  неправительственных организаций,  общественных объединений, политических  партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

- выдает зарегистрированной некоммерческой  организации свидетельство о  внесении записи в единый государственный  реестр юридических лиц, полученное  от федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного осуществлять  государственную регистрацию юридических  лиц, а также свидетельство  о государственной регистрации  некоммерческой организации;

- осуществляет контроль за соответствием  деятельности некоммерческих организаций,  в том числе отделений международных  организаций и иностранных некоммерческих  неправительственных организаций,  общественных объединений, политических  партий и религиозных организаций,  их уставным целям и задачам,  за соответствием деятельности  филиалов и представительств  международных организаций, иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций заявленным целям  и задачам, а также за соблюдением  ими законодательства Российской  Федерации;

- организует при государственной  регистрации религиозных организаций  проведение государственной религиоведческой  экспертизы, образует в этих целях  экспертный совет и утверждает  положение о нем;

- открывает и упраздняет государственные  нотариальные конторы в субъектах  Российской Федерации, наделяет  на конкурсной основе нотариусов  полномочиями по совершению нотариальных  действий от имени Российской  Федерации, организует выдачу  лицензий на право нотариальной  деятельности, а также осуществляет  контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- в качестве уполномоченного федерального  органа исполнительной власти  осуществляет следующие правоприменительные  функции и функции по контролю  и надзору в сфере государственной  регистрации актов гражданского  состояния:

а) координирует деятельность по государственной  регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

б) утверждает образцы бланков записей  актов гражданского со стояния и  бланков свидетельств о государственной  регистрации актов гражданского состояния;

в) закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации  актов гражданского состояния;

г) осуществляет контроль деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию  актов гражданского состояния;

д) осуществляет надзор за соблюдением  законодательства Российской Федерации  при государственной регистрации  актов гражданского состояния, в  том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную  регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы  и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

е) осуществляет функции в сфере  государственной регистрации актов  гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации;

ж) наряду с Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора и  Счетной палатой Российской Федерации  осуществляет в пределах своей компетенции  контроль за расходованием субвенций, предусмотренных на реализацию функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

з) доводит субвенции, предусмотренные  на реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации  актов гражданского состояния, до финансовых органов субъектов Российской Федерации;

- осуществляет организационное и  методическое руководство деятельностью  судебно-экспертных учреждений Минюста  России, а также осуществляет  ряд других полномочий в установленной  сфере деятельности8.

4. Структура Министерства юстиции

Министерство Российской Федерации  имеет следующую организационную структуру:

  • Руководство:
    • Министр;
    • Заместители министра;
    • Коллегия;
  • Структурные подразделения:
    • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов;
    • Департамент организации и контроля;
    • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов;
    • Департамент государственной службы и кадров;
    • Департамент международного права и сотрудничества;
    • Департамент конституционного законодательства;
    • Департамент экономического законодательства;
    • Департамент управления делами;
    • Департамент по делам некоммерческих организаций;
    • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой;
    • Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения;
    • Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
  • Федеральные службы:
    • Федеральная служба судебных приставов;
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Территориальные органы;
  • Учреждения:
    • Государственная регистрационная палата;
    • Научный центр правовой информации;
    • Российский федеральный центр судебной экспертизы;
    • Российская правовая академия;
    • Судебно-экспертные учреждения;
    • Государственные юридические бюро;

Информация о работе Министерство Юстиции РФ