Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:31, реферат
Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту системы существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение её государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является их разделение на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Федеральные министерства: понятие, функции,
структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Министерство юстиции: история Министерства. . . . . . . . . . . . . 6
3. Понятие и полномочия Минюста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Структура Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
a. Федеральная служба судебных приставов. . . . . . . . . . . . . .14
b. Федеральная служба исполнения наказания . . . . . . . . . . .15
5. Задачи и функции Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
После распада Советского Союза
Министерство юстиции обновило функции
и ныне находится на пути дальнейшего укрепления
и развития.
Возрождение сильной государственной
власти потребовало обеспечения единого
правового пространства, упрочения верховенства
закона, реального разделения властей,
гарантий прав и законных интересов граждан,
равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ
в России характеризуется совершенствованием
и укреплением правового государства,
созданием и развитием демократических
институтов общества. Согласно Указу Президента
РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства
юстиции Российской Федерации», Минюст
России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, а также
в сфере исполнения уголовных наказаний,
регистрации некоммерческих организаций,
включая отделения международных организаций
и иностранных некоммерческих неправительственных
организаций, общественные объединения,
политические партии и религиозные организации,
в сфере адвокатуры, нотариата, государственной
регистрации актов гражданского состояния,
обеспечения установленного порядка деятельности
судов и исполнения судебных актов и актов
других органов, а также правоприменительные
функции и функции по контролю и надзору
в сфере регистрации некоммерческих организаций,
включая отделения международных организаций
и иностранных некоммерческих неправительственных
организаций, общественные объединения,
политические партии и религиозные организации,
в сфере адвокатуры, нотариата, государственной
регистрации актов гражданского состояния.
В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
На всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства6.
3. Понятие и полномочия Минюста
Государственное управление в области юстиции осуществляют Министерство юстиции Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти. Более полное определение дано в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1313: «Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния».
Организация
и деятельность органов юстиции
основана на Законе РФ "О Совете Министров
- Правительстве Российской Федерации",
а также Положении о
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации7.
Минюст России осуществляет следующие основные полномочия:
- координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроект ной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
-
осуществляет государственную
-
ведет государственный реестр
нормативных правовых актов
-
проводит юридическую
-
организует государственную
-
ведет государственный реестр
муниципальных образований
-
утверждает формы реестров
- определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации;
-
принимает решения о
-
выдает зарегистрированной
-
осуществляет контроль за
-
организует при
-
открывает и упраздняет
-
в качестве уполномоченного
а) координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
б) утверждает образцы бланков записей актов гражданского со стояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
в)
закрепляет за субъектами Российской
Федерации серии бланков
г) осуществляет контроль деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
д)
осуществляет надзор за соблюдением
законодательства Российской Федерации
при государственной
е)
осуществляет функции в сфере
государственной регистрации
ж) наряду с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции контроль за расходованием субвенций, предусмотренных на реализацию функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
з) доводит субвенции, предусмотренные на реализацию федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, до финансовых органов субъектов Российской Федерации;
-
осуществляет организационное
4. Структура Министерства юстиции
Министерство Российской Федерации имеет следующую организационную структуру: