Министерство Юстиции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту системы существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение её государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является их разделение на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Федеральные министерства: понятие, функции,
структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Министерство юстиции: история Министерства. . . . . . . . . . . . . 6
3. Понятие и полномочия Минюста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Структура Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
a. Федеральная служба судебных приставов. . . . . . . . . . . . . .14
b. Федеральная служба исполнения наказания . . . . . . . . . . .15
5. Задачи и функции Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

Реферат АП.docx

— 55.22 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

 учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский  филиал (г.Томск)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

 

 

 

 «Министерство юстиции»

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                                           Студентка 2 курса, 211 гр.

                                                                           очной формы обучения

             Бирюкова Ксения

 

 

 

Преподаватель:

к.ю.н.,  доцент

Дедкова Т.Н.

 

 

 

 

Дата представления работы

«02»  ноября  2012  г.

 

 

 

 

ТОМСК

2012

 

Содержание:                                                                                     № стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.  Федеральные министерства: понятие,  функции,

    структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2.  Министерство юстиции: история Министерства. . . . . . . . . . . . . 6

        3. Понятие и полномочия Минюста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

4.  Структура Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

          a. Федеральная служба судебных приставов. . . . . . . . . . . . . .14

          b. Федеральная служба исполнения наказания . . . . . . . . . . .15

5. Задачи и функции Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов  исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту системы  существенное влияние оказывают  федеративное устройство России, обеспечение  её государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации  и деятельности органов государственной  власти является их разделение на три  самостоятельные ветви: органы законодательной  власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Таким образом, Конституция РФ обуславливает наличие  единой ветви исполнительной власти в стране, а в её структуре –  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, действующих  в соответствии с едиными установленными и провозглашенными Конституцией принципами.

Федеральный орган исполнительной власти – самостоятельная  структурная как часть всей системы органов исполнительной власти в стране, так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения Российской Федерации.

Сложившаяся ныне система федеральных органов исполнительной власти с точки зрения структуры и правового статуса этих органов представляет собой трезвенный комплекс:

    1. Федеральные министерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, руководство, координацию, определение планов подведомственных органов, контроль за их деятельностью;
    2. Федеральные службы, осуществляющие государственный надзор и государственный контроль, применяющие меры административного воздействия за нарушение требований законодательства и тем самым отвечающие за обеспечение законности и государственной дисциплины в соответствующей области общественной жизни;
    3. Федеральные агентства, осуществляющие непосредственное управление федеральным имуществом и деятельностью соответствующих государственных предприятий и учреждений, оказание государственных услуг различного свойства гражданам и организациям, соответствующие правоприменительные функции, выражающиеся в принятии индивидуальных правовых актов1.

1. Федеральные министерства: понятие,  функции, структура

Федеральное министерство представляет собой центральный, федеральный  орган исполнительной власти, к функциям которого относятся выработка государственной  политики и нормативно-правовое регулирование  в установленной для него сфере2. Федеральное министерство— федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. 

Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента РФ и Правительства  РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной  сфере деятельности, за исключением  вопросов, правовое регулирование которых  осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Министерство возглавляет  входящий в состав Правительства  РФ федеральный министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства РФ. В  соответствии с осуществляемой реорганизацией федеральной исполнительной власти федеральным министерствам отводится  роль опорных элементов Правительства  РФ3

Функции федеральных министерств в обобщенном виде можно определить следующим образом:

    • нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере и в пределах установленной компетенции;
    • координация и контроль деятельности федеральных агентств и федеральных служб, находящихся в ведении министерства;
    • управление непосредственно подчиненными государственными учреждениями в том случае, если такие учреждения имеются в ведении министерства;
    • координация деятельности с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями (например, с профессиональными союзами);
    • проведение в установленном порядке конкурсов и заключение контрактов в целях обеспечения нужд и потребностей министерства и проведения научно-исследовательских работ;
    • обобщение практики применения законодательства в сфере деятельности министерства;
    • защита сведений, составляющих государственную тайну;
    • ведение архивного дела и делопроизводства;
    • организации приема граждан, рассмотрение устных и письменных форм обращений граждан;
    • осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства;
    • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников министерства;
    • взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств, с международными применительно  к сфере деятельности данного министерства4.

Все министерства РФ делятся на:

    1. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
    2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    3. Министерство иностранных дел Российской Федерации;
    4. Министерство обороны Российской Федерации;
    5. Министерство юстиции Российской Федерации;
    6. Министерство здравоохранения Российской Федерации;
    7. Министерство культуры Российской Федерации;
    8. Министерство образования и науки Российской Федерации;
    9. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
    10. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
    11. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
    12. Министерство регионального развития Российской Федерации;
    13. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
    14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
    15. Министерство спорта Российской Федерации;
    16. Министерство транспорта Российской Федерации;
    17. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
    18. Министерство экономического развития Российской Федерации;
    19. Министерство энергетики Российской Федерации5;

Но более подробно рассмотрим Министерство юстиции Российской Федерации.

2. Министерство юстиции: история Министерства

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения  представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции  конца 19  века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.  
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.  
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось»…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата  юстиции претерпели радикальные  изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

Информация о работе Министерство Юстиции РФ