Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:31, реферат
Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту системы существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение её государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является их разделение на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Федеральные министерства: понятие, функции,
структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Министерство юстиции: история Министерства. . . . . . . . . . . . . 6
3. Понятие и полномочия Минюста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Структура Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
a. Федеральная служба судебных приставов. . . . . . . . . . . . . .14
b. Федеральная служба исполнения наказания . . . . . . . . . . .15
5. Задачи и функции Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Западно-Сибирский филиал (г.Томск)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Административное право»
«Министерство юстиции»
Бирюкова Ксения
Преподаватель:
к.ю.н., доцент
Дедкова Т.Н.
Дата представления работы
«02» ноября 2012 г.
ТОМСК
2012
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Федеральные министерства: понятие, функции,
структура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Министерство юстиции: история Министерства. . . . . . . . . . . . . 6
3. Понятие и полномочия Минюста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4. Структура Министерства
a. Федеральная служба судебных приставов. . . . . . . . . . . . . .14
b. Федеральная служба исполнения наказания . . . . . . . . . . .15
5. Задачи и функции Министерства юстиции. . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Введение
Федеральные
органы исполнительной власти составляют
важную часть системы органов
исполнительной власти в Российской
Федерации, действующей в соответствии
с Конституцией РФ. На эту системы
существенное влияние оказывают
федеративное устройство России, обеспечение
её государственной целостности, единство
системы государственной
Таким образом,
Конституция РФ обуславливает наличие
единой ветви исполнительной власти
в стране, а в её структуре –
федеральных органов
Федеральный орган исполнительной власти – самостоятельная структурная как часть всей системы органов исполнительной власти в стране, так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения Российской Федерации.
Сложившаяся ныне система федеральных органов исполнительной власти с точки зрения структуры и правового статуса этих органов представляет собой трезвенный комплекс:
1. Федеральные министерства: понятие, функции, структура
Федеральное министерство представляет
собой центральный, федеральный
орган исполнительной власти, к функциям
которого относятся выработка
Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Министерство возглавляет
входящий в состав Правительства
РФ федеральный министр, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности Президентом РФ по предложению
Председателя Правительства РФ. В
соответствии с осуществляемой реорганизацией
федеральной исполнительной власти
федеральным министерствам
Функции федеральных министерств в обобщенном виде можно определить следующим образом:
Все министерства РФ делятся на:
Но более подробно рассмотрим Министерство юстиции Российской Федерации.
2. Министерство юстиции: история Министерства
Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.
Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Законотворчество Министерства юстиции
конца 19 века — начала 20 века характеризуется
особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении
порядка возбуждения вопросов об ответственности
губернаторов; в 1903 году — проект закона
об условном осуждении, что являлось совершенно
новым и весьма демократичным институтом
для России; в том же году Министерством
юстиции был разработан дисциплинарный
устав, регламентирующий наказание за служебные
проступки; в 1904 году разрабатывается проект
закона о некоторых изменениях в наказуемости
и порядке преследования государственных
преступлений. В том же году Министерством
юстиции утверждены Правила о порядке
содержания в тюрьмах гражданского ведомства
политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно
занимались международной деятельностью:
председательствовали в Международном
трибунале, были членами постоянной Международной
палаты Третейского суда в Гааге. Задачей
Министерства юстиции было информировать
министров об утверждении уставов вновь
созданных организаций и обществ, а сам
министр обязан был еженедельно представлять
Императору личные или письменные доклады
о состоянии порученных дел.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось»…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.