Методы убеждения и принуждения в административном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:11, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть органы исполнительной власти в административном праве.
Задачи исследования – рассмотреть особенности органов исполнительной власти. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие органов исполнительной власти и их правовой статус……..5
Глава II. Виды органов исполнительной власти и их классификация……….10
Глава III. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

административное.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие  органов исполнительной власти и  их правовой статус……..5

Глава II. Виды органов  исполнительной власти и их классификация……….10

Глава III. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

Введение.

Актуальность  темы. Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Она регулирует административно-правовые отношения в обществе.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Предмет и объект исследования. Административно-правовые отношения. Представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Цель  исследования - рассмотреть органы исполнительной власти в административном праве.

Задачи  исследования –  рассмотреть особенности органов исполнительной власти. К таким особенностям относятся:

- права  и обязанности сторон данных  отношений связаны с деятельностью  исполнительных органов государства  и других субъектов исполнительной  власти;

- всегда  одной из сторон в таких  отношениях выступает субъект  административной власти (орган,  должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

- административные  правоотношения практически всегда  возникают по инициативе одной  из сторон;

- если  произошло нарушение административно-правовой  нормы, то нарушитель несет  ответственность перед государством;

- разрешение  споров между сторонами, как  правило, осуществляется в административном  порядке.

- административные  правоотношения являются властеотношениями,  построенные на началах “власть-подчинение”,  где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является  в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими  приоритетами государственно-управленческой  деятельности.

      Степень научной разработанности - Следует отметить, что исследованием данной темы занимались такие ученые, как Хропанюк В.Н., Бачило И.Л., Бельский К.С., в работах которых нашли отражение и соответствующие проблемы органов исполнительной власти.

     Методологическая  база. Методологической основой исследования реферата явился диалектический метод познания изучаемого явления. При написании работы применялись общенаучные и специальные юридические методы исследования, в том числе исторический, формально-юридический и некоторые другие.

     Практическая  значимость. Работа может быть положена в основу дальнейшего изучения выбранной темы.

     Структура исследования. Реферат состоит из введения, заключения, списка использованных источников и трёх глав.

 

Глава I. Понятие органов  исполнительной власти и их правовой статус.

Очевидно, что если речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен  вопрос о том, какому именно государственно-властному  механизму, построенному на началах  разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция  РФ 1993 г. установила, что государственная  власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции  РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной  организации была построена и  соответствующим образом функционировала  система органов государственного управления. Она полностью соответствовала  одному из ведущих проявлений государственной  власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.1

Соответственно  органы государственного управления в  центре и на местах являлись основными  субъектами административного права  или же носителями административной правосубъектности. Иначе говоря, государственное  управление как самостоятельный  вид деятельности государства по реализации своих задач и функций  имело специального, конституционно закреплённого субъекта.

Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное  управление" ввела в оборот понятие "исполнительная власть". И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное  представление, как о самой исполнительной власти, так и о реализующих  её органах. Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и  субъектов Федерации федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.2

Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит упоминания об "исполнительных органах", о "государственных органах  управления". А Указ Президента РФ "О совершенствовании структуры  федеральных органов исполнительной власти" ст. 17 марта 1997 г. характеризует  субъекты исполнительной власти как "органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление".3

Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о  субъектах исполнительной власти или  же, что по своей сути адекватно - об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий  «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».4

Действующее законодательство, опирающееся на новую  Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных  сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах  исполнительной власти, мы подразумеваем (несмотря на их новое название) органы государства, осуществляющие от его  имени государственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые  основания для того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного управления. В то же время возможно использование  и такого собирательного термина, как  исполнительные органы для обозначения  всех субъектов государственно-управленческой деятельности.

Исполнительные  органы представляют собой составную  часть государственного аппарата с  особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или  регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти  органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного  характера.

Исполнительные  органы представляют собой разновидность  государственных организаций, в  числе которых действуют также  государственные учреждения и предприятия. Но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, не выполняют функции по реализации исполнительной власти, поскольку представляют собой не органы государства, а соответствующим  образом организованные трудовые коллективы, основным назначением которых является создание материальных ценностей (например, завод), оказание тех или иных материальных услуг, наконец, осуществление социальных функций (например, больница, школа).

Сейчас  предполагается ещё более чётко  разграничить функции собственно управления и функции оказания государственных  услуг, которыми должны заниматься не органы исполнительной власти, а государственные  учреждения, работающие, как правило, на началах самоокупаемости. Данная позиция наглядно свидетельствует  о том, что в отличие от органов  исполнительной власти подобные образования  непосредственно от имени государства  не выступают, что и лишает их возможности  юридически властвовать вовне (государственная  власть и самоокупаемость - не тождественные  категории).

На существующих сейчас государственных предприятиях и в государственных учреждениях  так же в определённом объёме функционируют  те или иные управленческие звенья (администрация завода), чья компетенция реализуется в целях "самоорганизации", т.е. в интересах нормальной работы предприятия, учреждения. Именно в этих границах такие управленческие звенья обладают ограниченными юридически-властными возможностями (например, ректор ВУЗа).5

Исполнительные  органы также представляют собой  определённые трудовые коллективы, формируемые  государством в соответствии с их целевым назначением на базе определённой организационной структуры. Имеется  в виду внутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупности государственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей и ответственности, определение  полномочий каждого работника (должностного лица), занимающего соответствующую  государственную должность государственной  службы. Именно государственные служащие составляют сердцевину штатной характеристики органов исполнительной власти (исполнительных органов).

Органы  исполнительной власти обладают оперативной  самостоятельностью, границы которой  устанавливаются закреплённой за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного  органа либо в нормах Конституции  РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов  субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в  установленном порядке. Компетенция  исполнительного органа выражает его  задачи, обязанности, полномочия и ответственность.

В её рамках исполнительные органы совершают юридически значимые действия, Выражающие их административную право- и дееспособность. В этом смысле наиболее показательны различные варианты нормотворческой (установление правил поведения), правоисполнительной (обеспечение  реализации законодательных и подзаконных  правил поведения) и правоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовых норм) деятельности.6

Каждый  орган исполнительной власти имеет  определённый для него действующим  законодательством территориальный  масштаб деятельности, учитывающий  особенности федеративного устройства РФ.

Образование, организация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством  РФ и её субъектов, Президентом РФ, главами республик, входящих в состав РФ либо по представлению глав администрации  краёв, областей и т.п. соответствующими представительными (законодательными) органами власти.

Таковы  наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое  представление об административной правосубъектности органов исполнительной власти (исполнительных органов) или  же органов государственного управления.

Орган исполнительной власти - это структурное  подразделение государственно-властного  механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного  функционирования в системе разделения властей с целью проведения в  жизнь (исполнения) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

 

Глава II. Виды органов исполнительной власти и их классификация.

Информация о работе Методы убеждения и принуждения в административном праве