Местное самоуправление - проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Одной из основ конституционного строя Республики Казахстан, определяющей организацию управления на местном уровне наряду с местным государственным управлением, осуществляемым местными представительными и исполнительными органами, является закрепленное в статье 89 Конституции Республики Казахстан признание местного самоуправления, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Работа содержит 1 файл

КП.docx

— 42.05 Кб (Скачать)

Конституция Республики Казахстан  четко не оговаривает, что органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти, но уже само название VII раздела Конституции позволяет заключить, что местное самоуправление и его органы не являются составной частью государственного механизма, а представляют собой самостоятельный уровень и специфическую форму решения местным населением своих проблем и реализации местных интересов.

Таким образом, на территории Казахстана существует система государственного управления и система местного самоуправления.

Выделение самостоятельного института  местного самоуправления, отделение  его от органов государственной  власти предполагает определенную самостоятельность  функционирования органов управления на низовом уровне. Подобная организация  взаимоотношений различных управленческих уровней требует осмысления, поскольку  местное самоуправление имеет свою специфику, особенности. Самостоятельность  органов местного самоуправления, однако, не означает, что она полностью  исключается из сферы воздействия  вышестоящих государственных органов. На современном этапе государство, признавая самостоятельность местных  органов, сохраняет за собой («под свою ответственность») право надзора  за законностью этих решений. При  этом следует подчеркнуть, что местное  сообщество здесь выполняет именно государственные функции по решению  местных вопросов, делегированные этим же государством, под своим надзором. Это – государственный характер местного самоуправления. Он же, определяется тем, что законодательством Республики Казахстан местный уровень управления  признан наравне с республиканским  и региональным, и создается он по условиям (законам), инициированным государством в интересах местного населения. Поэтому система местного самоуправления создается и функционирует в соответствии с государственной социально-экономической политикой.

Профессор Ащеулов А.Т., приводя  законодательную базу основ местного самоуправления в Казахстане на началах  общественности – обязанность государственных  органов создавать необходимые  правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и  развития местного самоуправления и  оказывать содействие населению  в осуществлении права на местное  самоуправление, запрет их незаконного  вмешательства в деятельность органов  местного самоуправления – называет ряд особенностей местного самоуправления, которые следует различать применительно  к статусу органов государственной  власти или организаций и способу  деятельности общественных объединений. Подчеркивается, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной  власти, и управление местными делами осуществляется не в составе этой системы, а местными сообществами через  территориальные формы непосредственной демократии (это свойство отграничивает  местное самоуправление от государственных  структур и способов его функционирования). При этом местное самоуправление принимает на себя значительную часть  общественных дел, имеющих государственное  значение (управление муниципальной  собственностью, организация охраны общественного порядка и др.).

Особенностью органов местного самоуправления является и то, что  они существенно отличаются от общественных объединений. Органы местного самоуправления формируются по императивному предписанию  государства и функционируют  в конкретных территориальных пределах. В компетенцию общественных объединений  не входит решение государственных  дел, органы местного самоуправления решают и вопросы, имеющие государственную  значимость. Отличие между ними проявляются  и в характере из формирования [9, с.639].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Конституции  Республики Казахстан закреплена норма  о возможности участия народа в управлении делами государства  путем создания органов местного самоуправления. Вопрос о реализации данного конституционного положения  разрешался довольно длительное время. Сегодня мы уже можем «похвастаться» наличием законодательного закрепления  норм о местном самоуправлении.

Закон Республики Казахстан «О местном государственном  управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23.01.2001 г. № 148 с изменениями  и дополнениями, внесенными законом  РК от 09.02.2009 г. № 126 (далее - закон) дает следующие понятия местного государственного управления и местного самоуправления. Местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории. Местное самоуправление – деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.

Исходя из определений вытекает, что законодатель разграничивает  понятия местного государственного управления и местного самоуправления, но смешивает их функции.

Анализ  изменений и дополнений, внесенных  в Закон позволяет  сформулировать ряд замечаний.

В частности, на конституционном уровне был провозглашен отказ от институционального смешения государственно-аппаратных и общественно-самодеятельных структур. В противном случае может  произойти фактическое огосударствление (в смысле обюрокрачивания) структур, создаваемых населением по месту  жительства. Однако пунктами 1, 4, 5 статьи 1 закона предусмотрено наделение  акимов, местных исполнительных органов  и исполнительных органов функциями  самоуправления, что противоречит пункту 2 статьи 89 Конституции, устанавливающего, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также  через маслихаты и другие органы местного самоуправления местных сообществах, охватывающих территории на которых  компактно проживают группы населения.  

Тогда, как функции и полномочия местных органов государственного управления и самоуправления должны быть законодательно четко определены и разграничены.

Кроме того, в целях избежания дублирования функций различных органов в  законодательстве о местном государственном  управлении и самоуправлении должны быть обозначены границы разделения компетенции между различными (в том числе маслихата) органами местного самоуправления, которые могут быть достаточно подвижными.

В статье 2-1 Закона определены основы организации  местного самоуправления: «1. Местное  самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. 2. Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и  другие органы местного самоуправления». По нашему мнению данная норма недостаточна продумана, поскольку маслихаты, как  известно, образуются в: областях, городах Астаны и Алматы, городах и районах, соответственно возникает вопрос, как будет осуществляться местное самоуправление в административно-территориальных единицах, в которых образование маслихатов не предусмотрено. Не означает ли это, что маслихат приравнивается к органам местного самоуправления.     

На наш  взгляд, вопрос о финансовой и экономической  основе деятельности местного самоуправления не решен однозначно, поскольку статья 3 Закона не предусматривает разграничение  этих основ между государственным  местным управлением и местным  самоуправлением. Отсюда вытекает вопрос, будет ли иметь местное самоуправление в своем введении имущество, денежные средства, которым могут распоряжаться  органы местного самоуправления для  решения вопросов местного значения,  иначе их деятельность будет носить чисто формальный характер.

Пункт 2 статьи 39-5 закона, предусматривает, что государство  гарантирует самостоятельность  органов местного самоуправления в  пределах полномочий. Не противоречат ли данному положению: пункт 1 этой же статьи, устанавливающий, что государственные  органы создают необходимые правовые, организационные и иные условия  для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении права  на местное самоуправление; и статья 39-3 предусматривающая, что местное  сообщество для обсуждения вопросов местного значения может проводить  собрания, однако порядок проведения собрания и принятия решений определяется областными (города республиканского значения и столицы) маслихатами.  

В связи с  этим можно ли говорить о самостоятельности  органов местного самоуправления, когда  органы местного самоуправления зависимы  не только в организационном, но и  финансовом плане.

Таким образом, считаем, что внесенные изменения  и дополнения в Закон не соответствуют  признанной, международным сообществом, концепции местного самоуправления и требуют дальнейшего совершенствования.   

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия //Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.Политология. – 2003. – №4.–С. 14.

2. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП РАН,1999.– 329с.

3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. – М., Л., 1928. – С.245.

4. Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985г.//Народный депутат, – 1993. – №11. – С.3–6.

5. Снирнягин Л.В. Политические  традиции согласования  национальных и местных интересов: практика «порк–баррела» в США. Из книги «География, политика и культура». – М .,1990. – С.95.

6. Жанузакова Л.Т. Конституционно–правовые основы местного самоуправления и проблемы его формирования в Республике Казахстан //Научные труды «Әділет». – 2003. – №2 (14). – С.85.

7. Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті Жарғы, 2002. – 528с.

8. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «Об административно–территориальном устройстве Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан.–1993.–№23-24.–  Ст.507.

9. Ащеулов А.Т. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. –  Алматы: КазГЮУ, 2001. – 656с.

 

 

 


Информация о работе Местное самоуправление - проблемы и перспективы