Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:32, реферат
Одной из основ конституционного строя Республики Казахстан, определяющей организацию управления на местном уровне наряду с местным государственным управлением, осуществляемым местными представительными и исполнительными органами, является закрепленное в статье 89 Конституции Республики Казахстан признание местного самоуправления, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Отсюда следует, что введение
местного самоуправления, основанного
на всемирно признанных принципах, выгодно
для Казахстана с многих точек
зрения, и поэтому центральной
задачей государственного строительства
должно стать формирование института
местного самоуправления и, одновременно,
установление такой системы сдержек
и противовесов между уровнями власти,
при которой были бы обеспечены гарантии
местного самоуправления и, прежде всего,
гарантии от вмешательства государства
в процесс осуществления
Л.А. Велихов, изучая разные течения и школы, связанные и с развитием города, и с проблемами города вообще, сформулировал «бесспорные существенные признаки» местного самоуправления, «отличающие его от центральной правительственной власти». Стоит исключить любой из них, местное самоуправление в своей сущности перестает существовать.
Во-первых, это различие в
характере власти. Центральная государственная
власть есть власть суверенная, верховная,
могущая сама себя реформировать, органы
же местного самоуправления – власть
подзаконная, действующая в порядке
и в пределах, указанных ей верховной
властью. При всей важности этого
принципиального различия, указываемого
теоретиками государственного права,
нельзя не отметить, что точную и
определенную границу между двумя
понятиями установить трудно. Так, государства
несуверенные (например, вассальные) не
могут быть признаны действующими вполне
самостоятельно, а с другой стороны,
самостоятельность некоторых
Во-вторых, это разграничение
сфер компетенции властей
В-третьих, это более или
менее самостоятельные
В-четвертых, нельзя не указать
и на территориально ограниченный,
выборный принцип, который всегда сопутствует
местному самоуправлению, хотя этот признак
часто свойствен и центральной
верховной власти (государственное
самоуправление), а посему не может
абсолютно служить для
Эти четыре основополагающих признака с разными вариациями были использованы европейцами, записаны в разных законах и конституциях.
В 20-м столетии были предприняты серьезные попытки закрепить местное самоуправление, создав определенную защиту от государства путем предания ему особого статуса, защищенного международными договорами.
Примером такого международного договора может служить Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Комитетом министров Совета Европы в июне 1985г., которая на международном уровне закрепила гарантии местного самоуправления. Текст Европейской Хартии о местном самоуправлении опирается на гигантский опыт многовековой борьбы народов Европы за утверждение и укрепление автономии местной власти и в равной степени на многовековой опыт становления и развития многообразных гражданских институтов, независимых во всем, кроме ограничений, налагаемых законом, от государственной власти.
Еще раз подчеркнем, что
проблема понимания сути и роли местного
самоуправления в судьбе страны или,
другими словами, отсутствие понятной
всем стратегии государственного строительства
и идеологии реформ, является ключевой
проблемой при переходе Казахстана
к устойчивому социально-
2. Модели
организации местного
В зависимости от того, как понимать положение местного самоуправления в государстве, можно выделить, по крайней мере, два аспекта правового подхода:
- право местных территориальных
коллективов на самоуправление
определено государством и
Существование того или иного из
указанных подходов обусловливает
и соответствующую систему
Жанузакова Л.Т. считает, что «местное самоуправление не может быть навязано исключительно «сверху» как система, наделяемая функциями, специально принадлежащих государству, а должно возникнуть «снизу» как плод инициативы самих граждан, их стремления к самоорганизации для решения отдельных вопросов местного характера»[6].
Определим систему (подход) построения
местного самоуправления, заложенную
в действующей Конституции
Конституция Республики Казахстан
в статье 3 закрепляет положение
о том, что единственным источником
власти в Республике Казахстан является
народ. Народ осуществляет свою власть
в различных формах: непосредственно
через республиканский
Исходя из
формулировки статьи основного закона,
можно сделать вывод, что право
на самостоятельное решение
Таким образом, вместе с признанием
того, что в Республике Казахстан
единственным источником государственной
власти является народ, в равной степени
необходимо признать естественным правом
населения конкретного
Для уяснения сущности института местного самоуправления и в подтверждение вышеизложенного, следует привести определение, сформулированное в Европейской Хартии о местном самоуправлении. В ст.3 Хартии читаем: «…местное самоуправление – это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [4,ст.3].
Так как основной функцией государства является обеспечение прав и свобод человека, то, исходя из конституционной нормы о признании местного самоуправления, государство, также как создает условия для реализации человеком его права на жизнь, на достойное существование и др. естественные права, должно создавать необходимые условия и для того, чтобы местное самоуправление в Республике Казахстан являлось не только правом, но и реальной способностью самостоятельно решать вопросы местного значения.
Еще одним
признаком выбора второй системы
построения местного самоуправления в
Казахстане является конституционное
закрепление границ, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление
- городские и сельские местные
сообщества, охватывающие территории,
на которых компактно проживают
группы населения (п.2 ст.89 Конституции
РК). Закон Республики Казахстан
от 8 декабря 1993года «Об административно-
Населенный
пункт – это часть компактно
заселенной территории республики, сложившаяся
в результате хозяйственной и
иной общественной деятельности граждан,
с численностью не менее 50 человек,
учтенная и зарегистрированная в
установленном порядке и
Следует обратить внимание на то, что
одним из признаков, определяющим населенный
пункт, согласно Закону, является управление
местными представительными и
Исходя из вышеизложенного, следует,
что местное самоуправление должно
быть создано на всех без исключения
территориях компактного
Признаком, опровергающим систему построения местного самоуправления сверху вниз, является также и тот факт, что в Республике Казахстан население наделяется правом самостоятельно решать вопросы местного значения не государственной законодательной властью, ни каким другим органом или должностным лицом, а признается Конституцией, принятой на республиканском референдуме, являющемся высшей формой непосредственной демократии.
Таким образом, конституционные нормы закладывают систему, предполагающую построение местного самоуправления в Республике Казахстан по принципу «снизу вверх», где государство законодательно признает естественное право всех граждан независимо от места проживания самостоятельно решать вопросы местного значения.
3. Местное
самоуправление и его
При определении
сущности местного самоуправления в
Казахстане следует также исходить
из его двойственного
Информация о работе Местное самоуправление - проблемы и перспективы