Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:32, реферат
Одной из основ конституционного строя Республики Казахстан, определяющей организацию управления на местном уровне наряду с местным государственным управлением, осуществляемым местными представительными и исполнительными органами, является закрепленное в статье 89 Конституции Республики Казахстан признание местного самоуправления, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Конституция Республики Казахстан определила Казахстан, как демократическое, унитарное, правовое государство. Впервые в истории республики на конституционном уровне осуществилось разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением самостоятельности органов каждой из.
Значимость местного самоуправления
определяется тем, что, являясь уровнем
публичной власти, наиболее приближенным
к населению, местное самоуправление
должно решать значительное число социальных
вопросов местного значения, создающих
условия для обеспечения
Все эти и некоторые
другие обстоятельства обусловили быстрое
развитие и совершенствование
В Республике Казахстан приняты многие правовые акты, конкретизирующие конституционные положения о местном самоуправлении. К их числу относятся федеральные законы, указы Президента, постановления правительства.
Федерации, делая первые
шаги, столкнулась с серьезными противоречиями
между реалиями местного самоуправления,
как составной части
Таким образом, все вышеизложенное
требует научного анализа конституционно-
Целью данной контрольной работы является исследовать конституционно-правовые основы местного самоуправления в РК. В связи с этим, формулируются следующие задачи:
Объектом исследования являются конституционные основы и принципы местного самоуправления в Республике Казахстан.
Предметом исследования являются нормы права и практика их реализации в Республике Казахстан.
Методологией исследования являются аналитический, функциональный, а также формально-юридический методы.
1. Понятие местного самоуправления
Одной из основ конституционного
строя Республики Казахстан, определяющей
организацию управления на местном
уровне наряду с местным государственным
управлением, осуществляемым местными
представительными и
Ситуация
вокруг законодательного обеспечения
местного самоуправления достаточно сложная.
Начиная с 1996 года, Правительством Республики
Казахстан вносились ряд
Для осуществления конструктивного управления становлением и развитием местного самоуправления необходим понятийный аппарат, отвечающий объективной реальности, построение которого невозможно без понимания природы местного самоуправления.
Современная наука установила, что
самоорганизация – это
Государство возникает и конституируется
как представительство
Говоря о понимании местного самоуправления, необходимо отметить, что оно является объективным явлением жизни общества, одной из форм его самоорганизации. Государство, так же, как и местное самоуправление, является по своей природе социальным институтом и представляет собой одну из форм социальной жизни, одну из форм самоорганизации общества [1].
Основываясь на этой трактовке термина
«местное самоуправление», есть основание
утверждать, что самоорганизация
общества на самых ранних стадиях
его развития реализовалась в
форме местного самоуправления на принципах,
близких к современным его
моделям, т.е. местное самоуправление
было одной из первых форм самоорганизации
общества (задолго до образования
государств). Примитивные формы
В результате усложнения общественной
жизни стали образовываться государства,
поэтому можно считать, что государства
«вырастали» из самоуправляемых
сообществ путем их объединения
и преобразования. Другими словами,
примитивные формы
Таким образом, современное местное
самоуправление, как форма самоорганизации
населения, несет на себе как признаки
государства, так и признаки общественных
институтов, т.е. имеет двойственную
природу и по своей сути является
общественно-государственным
«Принцип
самоуправления – один из наиболее
древних и универсальных среди
тех, что применяются в управлении.
Он отвечал потребностям человеческого
общества, начиная с самых ранних
стадий его развития и до определенного
времени, оставался единственным средством
социальной организации. По мере развития
общества нарастало его взаимное
отчуждение с государством, усложнялись
и задачи управления. Роль самоуправления
и способы его
Таким образом, государственное управление имеет ту же природу, что и самоуправление, а где-то даже и производно от него, но в связи с масштабностью и достаточно длительным периодом существования государства (независимо от его формы) со всеми атрибутами (органы, властные полномочия, аппарат принуждения и т.д.) изначальная его сущность несколько абстрагировалась.
С появлением государств роль и место первых примитивных форм местного самоуправления в организации жизни общества (и, в частности, в системе власти) начало резко меняться. Для местного самоуправления начался длительный (на протяжении столетий и тысячелетий) период поиска своего места в государственном устройстве.
Современные принципы и формы организации местного самоуправления формировались в результате многовекового диалектического противостояния общества и государства. Это был непрерывный процесс поиска компромисса в согласовании интересов общества (в лице территориальных сообществ) и государства. С этой точки зрения современное местное самоуправление можно рассматривать как отработанный веками механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главная задача которого – согласование их интересов.
В процессе
формирования форм и принципов осуществления
местного самоуправления определяющую
роль в этом играло государственное
устройство и уровень социально-
На одном этапе своего
исторического развития государство
подавляло местное
Таким образом, государство, точнее сказать, государственные институты, при определенной социально-экономической ситуации в конкретный исторический период либо имели тенденцию к подавлению (сворачиванию) местного самоуправления, либо способствовали (не препятствовали) его развитию.
Эта периодичность находит свое подтверждение на многочисленных примерах отечественного и зарубежного исторического опыта. В настоящем контексте мы не анализируем природу государственных циклов развития (природу государственных кризисов). Очевидно, что их основу составляют многие факторы, но главными, по-видимому, являются периоды смены экономического порядка и государственных режимов.
С нашей точки зрения,
стратегия органов
Однако при определении сущности местного самоуправления нельзя допускать другой крайности. Оно не является альтернативой сильной государственной власти. Являясь фактором, предупреждающим и снимающим социальное напряжение в обществе, местное самоуправление, в целом, играет стабилизирующую роль в развитии государства. Осуществляя решение местных вопросов жизнеобеспечения, местное самоуправление способствует сохранению и укреплению государства. Поэтому развитое местное самоуправление является признаком сильного государства
Отсюда вытекает фундаментальное свойство местного самоуправления: государство без института местного самоуправления неустойчиво, длительное подавление местного самоуправления приводит к кризисам государственности, то есть необходимым условием устойчивого развития государства является наличие местного самоуправления.
Приведем преимущества и выгоды местного самоуправления, сформулированные авторитетом российской муниципальной школы Л.А.Велиховым в 1928 г. в работе «Основы городского хозяйства». Во-первых, местные нужды лучше и ближе всего знакомы и понятны местным жителям, участвующим в избрании органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной деятельности последних.
Во-вторых, местное самоуправление
развивает в гражданах
В-третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления равномернее распределяется по всей территории государства, а не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и периферии бессильными.
В-четвертых, местное самоуправление
связывает администрацию с
В-пятых, местное самоуправление
дает гражданам ближайшее
Наконец, в-шестых, местное самоуправление является подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными вопросами не только кабинетным образом, т.е. теоретически, но и из живой общественной практики [3, с.245].
В современном европейском
понимании, местное самоуправление
рассматривается как
Но для Казахстана и
других молодых республик бывшего
СССР местное самоуправление – это
не только дань демократии, это форма
осуществления публичной
Информация о работе Местное самоуправление - проблемы и перспективы