Меры административно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст. 27.1 КоАП России определены общие цели применения мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях: они используются для пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.1

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Меры административно-процессуального принуждения
1.1. Понятие, виды и цели применения мер процессуального обеспечения…5
1.2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………..8

Глава 2. Характеристика отдельных видов мер
2.1 Сущность административного задержания.............................................10
2.2 Доставление...............................................................................................15
2.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице…19
2.4 Досмотр транспортного средства…………………………………………..22
2.5 Изъятие вещей и документов……………………………………………….24
2.6 Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей…………………..27
2.7 Арест товаров, транспортных средств и иных вещей……………………..29
2.8 Привод………………………………………………………………………..32

Заключение.............................................................................................................35

Список литературы................................................................................................36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, которые вправе производить административное задержание физического лица, а также указанными в ч. 2 ст. 28.3 Кодекса и уполномоченными  составлять протоколы об административных правонарушениях должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Это сотрудники органов внутренних дел; военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица Военной автомобильной инспекции; военнослужащие органов и войск пограничной службы; военнослужащие иных войск; должностные лица федеральных органов налоговой полиции; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

Допустимость ареста товаров, транспортных средств и иных вещей  по решению должностных лиц органов  исполнительной власти определена в  постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г., в котором прямо  указывается, что до вынесения судебного  решения административные органы и  должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях, вправе налагать такой  арест, поскольку подобная мера не связана  с лишением имущества. Дело в том, что товары, транспортные средства и иные вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного  правонарушения, изымаются до принятия по этому делу решения. После рассмотрения дела, в зависимости от назначенного наказания, указанные предметы либо конфискуются, либо реализуются (при  возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу (а при его неустановлении передаются в собственность государства)8.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей в обязательном порядке составляется самостоятельный  протокол. В нем указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении  которого применена данная мера обеспечения  производства по делу об административном правонарушении, и владельце соответствующих  предметов. В протоколе должны быть подробно описаны вещи, на которые наложен арест, указаны их идентификационные признаки, позволяющие выделить эти вещи из числа им подобных и обусловливающие их доказательственное значение (например, сведения о материале, форме, размере, цвете вещи и т. д.), а также сделана запись о применении фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств, иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

                                                 

 

                                                

 

 

                                                   

                                                   2.8 Привод

Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего  лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному разрешению дела, применяется привод указанных  физических лиц (законного представителя  юридического лица). Определения о  приводе вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении.

Привод исполняется органом внутренних дел (полицией), как правило, по месту фактического проживания лиц, уклоняющихся от явки по вызову. Сотрудник милиции, выделенный для исполнения привода, на основе имеющихся в определении данных (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. Если в определении отсутствуют отдельные данные, которые позволили бы установить это лицо или место его пребывания, и восполнить их не представилось возможным, орган внутренних дел (полиция) немедленно извещает об этом судью, орган, должностное лицо, вынесших определение о приводе.

По установлении лица, подлежащего  приводу, исполнитель объявляет  ему определение о приводе  под расписку. Отказ от подписи  с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода. Обстоятельствами, препятствующими  исполнению привода, могут быть признаны: стихийное бедствие, длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта, болезнь  члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними и т. д. Об этих обстоятельствах немедленно извещается судья, орган, должностное лицо, вынесшие определение о приводе. К сообщению  прилагаются: рапорт исполнителя, копии листков неспособности и другие документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

При отсутствии у лица, подлежащего  приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок  и правила возмещения расходов, а  также последствия уклонения  от явки Если лицо, подлежащее приводу, выразило желание добровольно следовать  к месту вызова, у него берется  письменное обязательство о явке к назначенному сроку, которое начальник  органа внутренних дел немедленно направляет судье, органу, должностному лицу, вынесшим определение о приводе. В этом случае сотрудник милиции обязан: в определении о приводе сделать  отметку о полученном обязательстве; проконтролировать прибытие (если привод исполняется в пределах одного населенного  пункта) или отъезд такого лица к  месту вызова; доложить об исполнении рапортом начальнику органа внутренних дел. В случае отказа от добровольной явки лицо доставляется принудительно, т. е сопровождается сотрудником  милиции. Применение оружия, наручников и связывание при этом категорически  запрещается. Лица, исполняющие привод, обязаны быть внимательными и  вежливыми, не допускать действий, унижающих  честь и достоинство доставляемого, по возможности удовлетворять его  законные требования и просьбы. В  случае злостного неповиновения  или иного противодействия законному  требованию сотрудника милиции следовать  к месту вызова составляется протокол (или рапорт начальнику органа внутренних дел), в котором указываются место, время и характер нарушения, а  также свидетели.

Привод не может производиться  в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетних, не достигших 16 лет, производится с уведомлением родителей либо иных законных представителей. Иной порядок привода несовершеннолетних, в отношении которых ведется производство по делу, допускается лишь в случаях, когда

это оговорено в определении. С целью обеспечить исполнение привода  или устранить причины, препятствующие явке по вызову, орган внутренних дел  (полиции) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу9.

 

                                          Заключение

          Важным средством совершенствования практики применения административно обеспечительных мер является улучшение правовой и профессиональной подготовки сотрудников милиции, непосредственно использующих эти меры.

Одним из главных направлений  совершенствования практики применения данных мер следует считать дальнейшее развитие законодательного и ведомственного нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел в этой сфере. Необходима подготовка законодательного акта, всестороннее регулирующего весь комплекс отношений, возникающих в  связи с применением мер административно-процессуального  обеспечения. В этом акте могли бы быть конкретизированы основания применения этих мер с учетом того, что они  применяются не только в целях  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях, но и в целях предупреждения правонарушений, а также пресечения разного рода антиобщественных действий. Данный акт  должен включать принципиальные положения, касающиеся порядка применения этих мер, полномочий должностных лиц, а  также гарантий прав граждан, подвергнутых этим мерам. Его принятие могло бы существенно укрепить правовую основу, способствовать повышению действенности  названных мер в борьбе с правонарушениями, укреплению законности.

Нуждается в совершенствовании  и ведомственное нормативное  регулирование. В связи с этим представляется необходимым, во-первых, привести ведомственные нормы в соответствие с действующим законодательством и, во-вторых, осуществить консолидацию всех ведомственных норм, регулирующих деятельность отдельных служб и подразделений органов внутренних дел, в части, касающейся регламентации применения рассматриваемых мер.

 

                               

                                  Список литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с последними изменениями от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ от 26 января 2009 г. № 4 ст. 449
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ) // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст.1
  3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2002 г
  4. Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г.(с изменениями , внесенными Протоколом от 13мая 2004 г. № 14)// СЗ РФ от 23 мая 2004 г. №20 . ст.5
  5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"// СЗ РФ от 14 февраля 2011 г. № 7. ст. 900

Парктика правоприменения:

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П. // СЗ РФ от 23 марта 1998 г. № 12. ст. 39.

Учебники, учебные  пособия:

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право      Российской Федерации. Учебник. «Зеркало-М», 2001.
  2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право. Учебник Старилов Ю.Н., Учебник . 3-е изд., 2008.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002.
  4. Елистратов А.И. Административное право. М., 1911. // СПС Консультант плюс
  5. Коренев А.П. Административное право России. ч.1. Учебник. М.,2001.
  6. Коренев А.П. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел /милицией/. Образцы документов. М. 1989.
  7. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
  8. Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
  9. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. 2011.
  10. Ярош Г.Ф. Административное право РФ (Учебно-практ. пос.) МЭСИ. 2010. 

Статьи:

  1. Кожевников О.А. Неукоснительное соблюдение правовых принципов государственной службы как один из путей повышения авторитета государства в сознании граждан Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 7. С. 35 - 39.

Аворефераты диссертаций:

  1. Валеев Х.А. Государственная гражданская служба как институт российского права: Дис. ... к.ю.н. М., 2006.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 21 июля 2011 г. № 257-ФЗ) // СЗ РФ от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст.1

 

2 Здесь намечена лишь общая схема действий патрульного. В реальной жизни характер и последовательность его действий зависят от конкретной обстановки: поведения нарушителей, их количества и других обстоятельств.

3 Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 101-102.

4 Елистратов Н. О личном задержании по советскому праву//Ра6оче-крестьянская милиция. 1923. № 2-3; БахрахД.Н. Административная ответственность. Учебное пособие. М., 1999; Семененко И.И. Административное принуждение. Учебное пособие. Ростов-на-Дону,1999; Кононов П.И. Нормы об административном задержании граждан: изменения необходимы//Журнал Российского права. 1997. № 11;.

5 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право. Учебник Старилов Ю.Н., Учебник . 3-е изд., 2008.

 

6 Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г.(с изменениями , внесенными Протоколом от 13мая 2004 г. № 14)// СЗ РФ от 23 мая 2004 г. №20 . ст.5

7 Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"// СЗ РФ от 14 февраля 2011 г. № 7. ст. 900

8 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П. // СЗ РФ от 23 марта 1998 г. № 12. ст. 39.

9 Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел. Учебное пособие. М. 1989. с.128.


Информация о работе Меры административно-процессуального принуждения