Меры административно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со ст. 27.1 КоАП России определены общие цели применения мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях: они используются для пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.1

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Меры административно-процессуального принуждения
1.1. Понятие, виды и цели применения мер процессуального обеспечения…5
1.2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………..8

Глава 2. Характеристика отдельных видов мер
2.1 Сущность административного задержания.............................................10
2.2 Доставление...............................................................................................15
2.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице…19
2.4 Досмотр транспортного средства…………………………………………..22
2.5 Изъятие вещей и документов……………………………………………….24
2.6 Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей…………………..27
2.7 Арест товаров, транспортных средств и иных вещей……………………..29
2.8 Привод………………………………………………………………………..32

Заключение.............................................................................................................35

Список литературы................................................................................................36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Меры административно-процессуального принуждения

1.1. Понятие, виды и цели применения мер процессуального обеспечения…5

1.2. Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………..8

 

Глава 2. Характеристика отдельных видов мер

2.1 Сущность административного задержания.............................................10

2.2 Доставление...............................................................................................15

2.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице…19

2.4 Досмотр транспортного средства…………………………………………..22

2.5 Изъятие вещей и документов……………………………………………….24

2.6 Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей…………………..27

2.7 Арест товаров, транспортных средств и иных вещей……………………..29

2.8 Привод………………………………………………………………………..32

 

Заключение.............................................................................................................35

 

Список литературы................................................................................................36

 

                                   Введение

Органами государственной  власти в целом и органами внутренних дел в частности всегда уделялось  пристальное внимание вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, а также  событий, угрожающих безопасности личности и общества. Вместе с тем, в России, где социально-экономические преобразования происходят на фоне тяжелой криминогенной  ситуации и участившихся происшествий чрезвычайного характера, закономерно  возникает необходимость разработки принципиально нового отношения  государства к правовой регламентации  всей совокупности мер принудительного  воздействия.

В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел  широко используют меры административного  воздействия, которые применяются  в целях предупреждения, выявления  и пресечения правонарушений, а также  обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение  задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов  граждан.

          Среди  мер административного воздействия,  применяемых органами внутренних  дел, особую группу составляют  административное задержание, личный  досмотр, досмотр вещей, установление  личности нарушителя и иных  обстоятельств дела, составление  протокола о правонарушении, обеспечение  своевременного и правильного  рассмотрения дела и исполнения  вынесенного по нему постановления,  т. е. на обеспечение производства  по делам об административных  правонарушениях.

          По содержанию принудительного воздействия среди мер процессуального принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).

          В соответствии со ст. 27.1 КоАП России определены общие цели применения мер обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях: они используются для пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.1

          При этом должностные лица исполнительных органов государственной власти вправе применять:

          1.  меры организационного характера, обращенные к личности деликвента: доставление; административное задержание; личный досмотр; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; привод;

          2.  меры имущественного характера, обращенные к товарам, транспортным средствам, вещам и документам, задействованным в административном правонарушении: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; задержание транспортных средств, запрещение их эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей. 

 

 

       Глава 1. Меры административно-процессуального принуждения

    1. Понятие, виды и цели применения мер процессуального обеспечения

         Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

          Таким образом, они направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 Кодекса. К их числу относятся: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях начинается и ведется с целью всестороннего выяснения всех обстоятельств правонарушения, установления личности виновного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения по делу, т.е. обеспечивает привлечение виновного к административной ответственности.

          Существенная особенность производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что оно представляет собой специфическую, обособленную, самостоятельную, четко урегулированную законом и направленную на реализацию административной ответственности административно-процессуальную деятельность органов внутренних дел (и других правоохранительных органов). Такая деятельность осуществляется органами внутренних дел в ходе выполнения повседневных правоохранительных функций, наряду с реализацией надзорных и иных полномочий. Например, патрульно-постовой наряд полиции при несении службы по охране общественного порядка выполняет надзорные функции. Обнаружив правонарушение, он принимает меры к его пресечению (требует прекратить нарушение, устанавливает личность нарушителя, а если этими действиями не удается пресечь нарушение или если личность нарушителя на месте установить невозможно, то доставляет его в дежурную часть горрайоргана внутренних дел или отделения полиции)2. Устанавливая личность нарушителей, потерпевших, свидетелей (при наличии таковых), применяя доставление, патрульно-постовой наряд тем самым уже осуществляет действия, направленные на привлечение виновных к административной ответственности, т. е. частично решает задачи производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, если производство по делам об административных правонарушениях начинается с момента составления протокола о данном нарушении, то деятельность по его обеспечению осуществляется непосредственно с момента выявления правонарушения. Она тесно связана с выполнением административно-надзорных и иных правоохранительных функций.

          В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют различные службы органов внутренних дел, в частности, патрульно-постовая, участковых уполномоченных полиции, ГИБДД, ОБЭП и другие. Их должностные лица выполняют различные функции и имеют неодинаковые полномочия.

          Одни осуществляют данное производство в полном объеме, т. е. рассматривают и разрешают дела, назначают административные наказания - это начальники  начальники отделений полиции, начальники подразделений дорожно-патрульной службы, а также некоторые иные должностные лица органов внутренних дел.

     Другие участвуют лишь в отдельных стадиях данного производства, их процессуальное положение имеет некоторые особенности. Они, в отличие от перечисленных, неправомочны рассматривать дела и назначать административные наказания. К их числу относятся: рядовой и начальствующий состав строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, сотрудники медицинских вытрезвителей и иные. Вместе с тем все названные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены полномочиями по применению тех или иных мер обеспечения данного производства, которые являются важнейшим правовым средством, обеспечивающим решение его задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды мер обеспечения производства  по делам об административных  правонарушениях

Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять  следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр  вещей, досмотр транспортного  средства, находящихся при физическом  лице

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления  транспортным средством соответствующего  вида;

6) медицинское освидетельствование  на состояние опьянения;

7) задержание транспортного  средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных  средств и иных вещей;

9) привод.

10) временный запрет деятельности.

Основания применения мер. Согласно положениям общей теории права основания  применения мер государственного принуждения  заключают в себе фактическую  и юридическую стороны. Фактическим  основанием применения той или иной меры является реальное наступление  предусмотренных соответствующим  законом обстоятельств, например, нарушение  установленных запретов и т. п. Правовым (юридическим) основанием является наличие  законодательной нормы, непосредственно  предусматривающей возможность (допустимость) применения меры воздействия в связи  с совершением данного конкретного  деяния3.

В соответствии с этими  основаниями применения административно-обеспечительных  мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев - наличие  данных, свидетельствующих о возможном совершении конкретным лицом такого деяния (т. е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность применения этих мер в связи с совершением данного конкретного правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той или иной меры административного воздействия, сотрудник милиции должен прежде всего установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер - является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода.

Цели применения рассматриваемых  мер закреплены непосредственно  в Законе. К ним относятся: пресечение административных правонарушений, составление  протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел, обеспечение исполнения постановлений  по делам об административных правонарушениях. При применении той или иной меры может реализовываться как вся  совокупность целей, так и отдельные  из них.

Таким образом, при решении  вопроса о возможности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  необходимо учитывать установленные  законом основания, цели и условия  применения данных мер. Только наличие  всех предусмотренных законом обстоятельств  позволяет решить этот вопрос положительно.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

                    Глава 2. Характеристика отдельных видов мер

             2.1 Сущность административного задержания

 В соответствии с международно-правовыми  нормами Конституция Российской  Федерации гарантирует гражданам  право на свободу и личную  неприкосновенность. Любое задержание  граждан, в том числе и в  административном порядке, доставление  (приводы) в органы внутренних  дел и личный досмотр как  меры административного пресечения  общего назначения ограничивают  свободу и личную неприкосновенность  граждан, нередко наносят моральную  травму задержанным и поэтому  должны производиться на законных  основаниях в строгом соответствии  с процессуальными нормами.

Понятие административного  задержания рассматривалось в трудах ученых-административистов на протяжении многих лет, и попытки вывести  общее понятие административного  задержания предпринимались и предпринимаются  исследователями, занимающимися проблемами административного принуждения. Необходимо отметить, что в имеющихся понятиях важнейшим признаком выступает  цель применения административного  задержания, которая, по мнению исследователей, и позволяет отграничить административное задержание от иных мер принуждения. При этом по общему правилу предлагаются понятия, методологической и нормативной  основой которых выступали положения  КоАП РСФСР4.

Однако на основании Кодекса  об административных правонарушениях  административное задержание осуществляется только для достижения определенных целей, указанных в Кодексе. По моему мнению, такие понятия изначально не могут быть признаны общим понятием административного задержания, поскольку определить целое, основываясь на характеристике его части, не представляется возможным. За рамками таких понятий автоматически остается административное задержание, применяемое в превентивных целях, а также для пресечения деяний, не являющихся административными проступками. Содержащаяся в ст. 27.3 КоАП РФ нормативная дефиниция административного задержания не может быть признана общим понятием административного задержания, т.к. имеет отношение только к пресекательному (в части осуществления в целях пресечения административных проступков), а также процессуальному административному задержанию, применяемому в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и исполнения вынесенных по таким делам постановлений.

Информация о работе Меры административно-процессуального принуждения