Механизм административно-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Составляющей содержания такой отрасли права как Административное являются правовые нормы, анализ которых позволяет определить место Административного права в правовой системе России. А также раскрыть сущность и социальное назначение, специфику административно-правового регулирования общественных отношений. Для чего нужны административно-правовые нормы, и на какие конкретно отношения они направлены - вот тот вопрос, на который предстоит ответить в данной контрольной работе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………1
Механизм административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………..2
Понятие административно-правовой нормы …………………………3
Отличие административно-правовых норм от других отраслей права……………………………………………………………………….4
Заключение..………………………………………………………………5
Список литературы……………………………………………………...6

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахста1.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

   Следовательно, вполне обоснован подход к проблеме методов правового регулирования с позиций, учитывающих, во-первых, принципиальное единство используемых в этих целях правовых средств, и, во-вторых, специфику регулируемых общественных отношений.

   Административно-правовое регулирование, его механизм есть форма юридического опосредствования отношений, в которых одна сторона выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Такого рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, т.е. речь идет о "юридически неравном положение сторон".

   Это неравенство может выступать  и в виде прямого подчинения одной  стороны правоотношения другой; и  в виде наделения одного из двух равных субъектов надведомственными  и координирующими полномочиями, что ставит его в особое положение; и в виде ведущего положения одной из равных сторон в принимаемом совместном решении и т. д.

   К особенностям административно-правового  регулирования можно отнести  следующие:

   Во-первых, вообще для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания.

   Во-вторых, административно-правовое регулирование  предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения. Это  волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение.

   В-третьих, у управляющей стороны есть такие  юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего исполнительного органа).

   В-четвертых, властность и односторонность, как  наиболее существенные признаки административно-правового  регулирования, не исключают использование  в необходимых случаях дозволительных средств. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений).

   Таким образом, суть методов административно-правового  регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой; б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения; г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

   Механизм  административно-правового регулирования можно рассматривать в качестве определенной сложной системы.

   Понятие административно-правового регулирования – это научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по группам – правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые образуют отрасль – целостное нормативное образование.

   Требования, предъявляемые к построению системы  административно-правового регулирования:

   это система исходит из административно-правовых реальностей и дифференцирует нормы  административного права в соответствии с ними;

   дает  наиболее полное и объективное представление  об административном праве;

   составляет  удобную основу для систематизации административного законодательства.

   На  сегодняшний день в административном праве имеют место три классификационных  критерия, в разной мере учитывающих названные требования: институционный, отраслевой и процессуальный. Эти критерии обусловливают построение трех систем административного права: институционной, отраслевой и процессуальной.

   Институционная  система: 1) разграничила нормы административного права на три большие институции: субъекты административного права; объекты административно-правовых отношений; формы административной деятельности; 2) в пределах каждой институции распределила нормы на группы, образующие правовые институты. Схема институционной системы – субъекты, объекты, действия.

   Отраслевая  система – классификация норм административного права по отраслевому  признаку государственного управления. Это подотрасли административно-политической, социально-культурной и экономической  деятельности государства. В каждую из названных подотраслей данной системы входят правовые нормы, сгруппированные в правовые институты. Например, административно-политическая подотрасль включает такие институты, как "управление обороной", "управление внутренними делами", "управление юстицией" и т.д.).

   Процессульная система – группировка норм административного права по характеру разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления и полицейской деятельности. Административно-процессуальные нормы объединяются в подотрасль административного права, складывающуюся из таких правовых институтов, как производство по делам об административных правонарушениях, административным жалобам, принятию нормативных и индивидуальных актов, другие производства и управленческие процедуры.

   Подводя итог, стоит отметить, следующее, административное право – это отрасль российского  права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью исполнительных органов при разрешении административно-процедурных и административно-юрисдикционных дел.

   Исполнительные  органы – собирательный термин, который может быть использован  для обозначения всех субъектов  государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти.

   Соответственно  под механизмом административно-правового  регулирования следует понимать взятую в единстве систему административно-правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, связанные с организацией исполнительных органов и возникающие в деятельности данных органов при разрешении административно-процедурных и административно - юрисдикционных дел.

   Элементами  механизма правового регулирования  являются:

   1. нормы административного права  и его принципы, объективно выраженные  в законах, указах и других  нормативных актах;

   2. акты толкования норм административного  права, издаваемые уполномоченными на то органами;

   3. акты применения норм административного  права;

   4. административно-правовые отношения;

   5. правосознание, юридические факты,  законность.

   административный  правовой юрисдикционный исполнительный 

   Задача 1. Кто из перечисленных является специальным субъектом административного правонарушения: несовершеннолетний; военнослужащий; кассир кафе, инвалид 2 группы, участковый уполномоченный милиции; беременная женщина, заместитель прокурора района; слесарь

   Решение: В соответствии с КоАП РК, а именно ст. 2.4 и 2.5 к специальным субъектам относятся: должностные лица, а так же военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Таким образом из предоставленного перечня к специальным субъектам административного права можно отнести: военнослужащего, участковый уполномоченный милиции и заместитель прокурора района. В соответствии со ст. 2.3 16 лет- это возраст с которого наступает административная ответственность, следовательно несовершеннолетний является общим субъектом административного права. 

   Задача 2. Сотрудниками милиции на выходе из ресторана "Центральный", где отмечался юбилей, задерживались все граждане, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Каждому из них предлагалось проехать в городской отдел внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21. КоАП РК. Задерживаемые отказывались от поездки в ГОВД, отвечая, что они распивали спиртные напитки по случаю юбилея и никакого порядка не нарушали. В ответ на это некоторые были доставлены в ГОВД, где на них кроме протоколов по статье 20.21. КоАП РК были составлены протоколы по статье 19.3 КоАП РК за неповиновение законному распоряжению сотрудников милиции

   Решение: В соответствии со ст. 20.21 КоАП РК появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Таким образом действия сотрудников милиции были законны.

   В соответствии со ст. 27.1 в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления  протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание и т.д. Значит действия сотрудников относительно административного задержания граждан тоже были законны.

   Так как все требования сотрудников  милиции носили законный характер, то в соответствии со ст. 19.3 КоАП РК, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

   2. Понятие административно-правовой нормы.

   Понятие административного права и его  предмет

   Вопрос  о предмете той или иной отрасли  права, отрасли науки или учебной дисциплины является интересным и в то же время сложным. Именно при его изучении можно столкнуться с многочисленными, а часто и противоречивыми высказываниями. Как правило, этот вопрос возбуждает самые горячие споры, является одним из более дискуссионных.

   Объясняется это тем, что различные отрасли  права тесно взаимодействуют, переплетаются  в процессе регулирования общественных отношений. Нередко одни и те же отношения  подвергаются одновременно воздействию  норм ряда отраслей права и т.п. Все это, естественно, приводит к тому, что практически иногда бывает сложно определить четкие границы действий различных правовых норм.

   Это обстоятельство оказывает несомненное влияние  и на развитие правовой нормы мыслей, давая основания для содержательной дискуссии.

   Особенно  длительной являлась дискуссия о  предмете административного права.

   Определить  предмет той или иной отрасли  права, значит, выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью.

   Именно  предмет правового регулирования дает необходимое представление о каждой отрасли права.

   Каковы  же исходные методологические позиции, определяющие основу решения вопроса  о предмете административного права?

   По  общему мнению всех администратистов административное право регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления или исполнительско-распорядительной деятельности.

   Следовательно, круг общественных отношений, составляющих предмет административно правового  регулирования, ограничен рамками одного из видов государственной деятельности, а именно государственного управления.

   Вообще  нужно сказать, что термин «администрация» (от латинского "administratio" - административная деятельность, с одной стороны, и  управление, с другой стороны, фактически совпадают).

   Конечно, нередко слово «администрация»  употребляется и в несколько  ином смысле. Так, например, говорят  об администрации предприятия, учреждения, имея в виду, соответствующее звено  государственного аппарата.

   С учетом изложенного под предметом административной го права и понимаются общественные отношения управленческого характера. Следовательно, если «администрация» есть деятельность по управлению, то «административное право (филологическая ассоциация) регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой «административной деятельности».

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования