Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:59, контрольная работа
Составляющей содержания такой отрасли права как Административное являются правовые нормы, анализ которых позволяет определить место Административного права в правовой системе России. А также раскрыть сущность и социальное назначение, специфику административно-правового регулирования общественных отношений. Для чего нужны административно-правовые нормы, и на какие конкретно отношения они направлены - вот тот вопрос, на который предстоит ответить в данной контрольной работе.
Введение …………………………………………………………………1
Механизм административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………..2
Понятие административно-правовой нормы …………………………3
Отличие административно-правовых норм от других отраслей права……………………………………………………………………….4
Заключение..………………………………………………………………5
Список литературы……………………………………………………...6
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматинский Университет
Энергетики и Связи
Семестровая работа
По дисциплине: Основы права
На тему:
«Механизм административно-правового
регулирования».
Алматы 2011г.
План:
Введение …………………………………………………………………1
Заключение..………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью.
Составляющей
содержания такой отрасли
В силу
того, что административно-правовые
нормы входят в определение административно-
Для более полного раскрытия темы далее будут рассматриваться понятие и особенности административно-правовых норм, их виды, реализация и действие во времени и в пространстве, а также основные черты, особенности и структура административно-правовых отношений, в административном праве и виды административно-правовых отношений.
Именно
при таком подходе исследования
административно-правовых норм и административно-правовых
отношений, на мой взгляд, более ярко
и четко раскроется их неразрывная
связь и взаимное влияние друг
на друга.
1. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.
В юридической науке понятие "механизм правового регулирования" активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.
Природа
механизма правового
Вместе с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права. Наибольшую практическую значимость использование этого понятия могло бы дать при разработке конкретных отраслевых проблем.
Предлагаемое исследование направлено на разработку проблемы механизма правового регулирования в рамках административного права.
Многогранность
проблемы механизма административно-
Впервые в юридическую литературу термин "механизм правового регулирования" ввел и раскрыл его содержание С. С. Алексеев. "Под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения".
Механизм
административно-правового
Вместе
с тем механизму
в вертикальном разрезе, где составляющие его правовые средства расположены в соответствующем их назначению, иерархическом порядке - административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, административно-правовые акты;
в горизонтальном срезе. В этом случае механизм правового регулирования предстает в виде единого образования, состоящего из отдельных, самостоятельных и практически равноправных блоков, являющихся отраслевыми механизмами правового регулирования. При этом каждый отраслевой блок несмотря на специфическое юридическое своеобразие, относительную автономность (сферевую, структурную и функциональную) тем не менее представляет собой составную часть общего механизма правового регулирования, отражающую его особенности через предмет, метод и систему.
Исследование
механизма административно-
Вопрос о предмете административного права дискуссионный.
К предмету административного права можно отнести:
управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
управленческие
отношения
управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.
Д.Н. Бахрах в предмет административного права включает:
внутриаппаратные отношения, связанные с организацией исполнительной власти, организацией службы, компетенцией органов и служащих, с формами и методами внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;
взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.
Ю.А.Тихомиров
к предмету административного права
относит организацию и
Анализ названных и иных точек зрения позволяет говорить о том, что административное право регулирует две группы общественных отношений.
Во-первых, "управленческие отношения", "государственно-управленческие отношения", для которых характерна определенная властность. "Это те отношения, которые возникают в связи с образованием, организационным построением и организацией правильной деятельности органов государственного управления, т.е. в связи с организацией органов государственного управления и организацией их деятельности". К их числу относятся организационно-структурные отношения (отражают организационную структуру) и организационно-функциональные отношения (отражают повседневную деятельность органов исполнительной власти и проявляются в управленческом воздействии руководителя на персонал, которое может быть планирующим, направляющим, координирующим, контролирующим).
Во-вторых, отношения, хотя и возникающие в сфере управления, но управленческими в чистом виде не являющиеся. В данном случае государство в лице своих органов выполняет ряд общественно полезных функций, как правило, здесь нет распорядительства (во всяком случае, применительно к другой стороне правоотношения), здесь имеется лишь исполнение велений правовых норм. Возникающие при этом отношения не являются властеотношениями, ибо субъекты этих отношений ни в коей мере не подчинены друг другу, они в равной мере подчинены закону и исполняют его требования. К их числу можно отнести:
"надзорно-контрольные отношения", т.е. отношения, связанные с массовым обслуживанием населения административными органами (дорожное движение, пожарная безопасность, санэпидемнадзор и др.) и вместе с тем оказание помощи гражданам в реализации их прав и свобод;
"административно-
"отношения
в области административной
Таким образом, административное право регулирует не только управленческие, но и другие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства и связанные с осуществлением государством общественно полезных функций.
С
предметом правового
Именно юридический режим, который, по мнению С.С.Алексеева, состоит в том, "что участники отношений становятся в особое правовое положение и таким путем определяются их исходные юридические позиции", и является результатом отраслевого метода регулирования.
Проблема
методов правового
До сих пор обнаруживаются два принципиально различных подхода к познанию их содержания: либо каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод, либо все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Действительно, любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения и являются едиными для всех отраслей права. Используются же они с учетом особенностей предмета данной отрасли.
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования