Механизм административно-правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Составляющей содержания такой отрасли права как Административное являются правовые нормы, анализ которых позволяет определить место Административного права в правовой системе России. А также раскрыть сущность и социальное назначение, специфику административно-правового регулирования общественных отношений. Для чего нужны административно-правовые нормы, и на какие конкретно отношения они направлены - вот тот вопрос, на который предстоит ответить в данной контрольной работе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………1
Механизм административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………..2
Понятие административно-правовой нормы …………………………3
Отличие административно-правовых норм от других отраслей права……………………………………………………………………….4
Заключение..………………………………………………………………5
Список литературы……………………………………………………...6

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахста1.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

 Министерство образования и науки Республики Казахстан

               Алматинский Университет Энергетики и Связи 

                                                                        

                                                                         Кафедра "Социальных дисциплин" 
 
 

                           
 

                            Семестровая работа  

                            По дисциплине: Основы права

   На тему: «Механизм административно-правового регулирования». 
 
 

                                                                   
 
 
 

         

                                                                        Выполнил: студент гр. БВТ-08-4

                                                                                                          Аскаров Д.Т. 

                                                                       Проверил: ст.пр. Абдрахматова Т.А. 
 
 
 

          
 
 

                          

                                              

                                            Алматы 2011г. 

План:

           Введение …………………………………………………………………1

  1.   Механизм административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………..2
  2. Понятие административно-правовой нормы …………………………3
  3.   Отличие административно-правовых норм от других отраслей права……………………………………………………………………….4

    Заключение..………………………………………………………………5

            Список литературы……………………………………………………...6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Любая отрасль права состоит из юридических  норм, является их организованной совокупностью.

    Составляющей  содержания такой отрасли права  как Административное являются  правовые нормы, анализ которых  позволяет определить место Административного  права в правовой системе России. А также раскрыть сущность  и социальное назначение, специфику административно-правового регулирования общественных отношений. Для чего нужны административно-правовые нормы, и на какие конкретно отношения они направлены - вот тот вопрос, на который предстоит ответить в данной контрольной работе.

   В силу того, что административно-правовые нормы входят в определение административно-правовых отношений, тема настоящей контрольной  работы будет называться: «Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения».

   Для более  полного раскрытия темы далее будут рассматриваться понятие и особенности административно-правовых норм, их виды, реализация и действие во времени и в пространстве, а также основные черты, особенности и структура административно-правовых отношений, в административном праве и виды административно-правовых отношений.

   Именно  при таком подходе исследования административно-правовых норм и административно-правовых отношений, на мой взгляд, более ярко и четко раскроется их неразрывная  связь и взаимное влияние друг на друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.

   В юридической науке понятие "механизм правового регулирования" активно  используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.

   Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом  достаточно глубоко и всесторонне  проанализированы в общетеоретической  литературе.

   Вместе  с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права. Наибольшую практическую значимость использование этого понятия могло бы дать при разработке конкретных отраслевых проблем.

   Предлагаемое  исследование направлено на разработку проблемы механизма правового регулирования в рамках административного права.

   Многогранность  проблемы механизма административно-правового  регулирования следует рассматривать  с уяснения его понятие и структуры.

   Впервые в юридическую литературу термин "механизм правового регулирования" ввел и раскрыл его содержание С. С. Алексеев. "Под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения".

   Механизм  административно-правового регулирования, являясь частью системы механизма  правового регулирования в целом, содержит, по существу, тот же набор  правовых средств (нормы, правоотношения, акты применения права), с помощью  которых осуществляется упорядочивающее воздействие на общественные явления.

   Вместе  с тем механизму административно-правового  регулирования присущи свои специфические  особенности, которые позволяют  выделить его в самостоятельный  блок. Данные особенности можно рассматривать:

   в вертикальном разрезе, где составляющие его правовые средства расположены  в соответствующем их назначению, иерархическом порядке - административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, административно-правовые акты;

   в горизонтальном срезе. В этом случае механизм правового регулирования предстает в виде единого образования, состоящего из отдельных, самостоятельных и практически равноправных блоков, являющихся отраслевыми механизмами правового регулирования. При этом каждый отраслевой блок несмотря на специфическое юридическое своеобразие, относительную автономность (сферевую, структурную и функциональную) тем не менее представляет собой составную часть общего механизма правового регулирования, отражающую его особенности через предмет, метод и систему.

   Исследование  механизма административно-правового  регулирования предполагает в первую очередь уяснение круга общественных отношений, составляющих его предмет. В самом предмете (т. е. в регулируемых общественных отношениях) заложена объективная  необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации. Именно содержание однородной группы общественных отношений определяет в конечном итоге и специфику правового регулирования.

   Вопрос  о предмете административного права  дискуссионный.

   К предмету административного права можно отнести:

   управленческие  отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

   управленческие  отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

   управленческие  отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

   управленческие  отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

   Д.Н. Бахрах в предмет административного  права включает:

   внутриаппаратные  отношения, связанные с организацией исполнительной власти, организацией службы, компетенцией органов и служащих, с формами и методами внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;

   взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.

   Ю.А.Тихомиров  к предмету административного права  относит организацию и функционирование государственного управления, регулирование  функционально-юридических режимов, обеспечение юрисдикционно-охранительной  деятельности и участие в данных сферах граждан.

   Анализ  названных и иных точек зрения позволяет говорить о том, что  административное право регулирует две группы общественных отношений.

   Во-первых, "управленческие отношения", "государственно-управленческие отношения", для которых характерна определенная властность. "Это те отношения, которые возникают в связи с образованием, организационным построением и организацией правильной деятельности органов государственного управления, т.е. в связи с организацией органов государственного управления и организацией их деятельности". К их числу относятся организационно-структурные отношения (отражают организационную структуру) и организационно-функциональные отношения (отражают повседневную деятельность органов исполнительной власти и проявляются в управленческом воздействии руководителя на персонал, которое может быть планирующим, направляющим, координирующим, контролирующим).

   Во-вторых, отношения, хотя и возникающие в  сфере управления, но управленческими  в чистом виде не являющиеся. В данном случае государство в лице своих органов выполняет ряд общественно полезных функций, как правило, здесь нет распорядительства (во всяком случае, применительно к другой стороне правоотношения), здесь имеется лишь исполнение велений правовых норм. Возникающие при этом отношения не являются властеотношениями, ибо субъекты этих отношений ни в коей мере не подчинены друг другу, они в равной мере подчинены закону и исполняют его требования. К их числу можно отнести:

   "надзорно-контрольные  отношения", т.е. отношения, связанные с массовым обслуживанием населения административными органами (дорожное движение, пожарная безопасность, санэпидемнадзор и др.) и вместе с тем оказание помощи гражданам в реализации их прав и свобод;

   "административно-принудительные отношения", т.е. отношения, связанные с применением административного принуждения к лицам, совершающим административные правонарушения, или в ситуациях, создаваемых угрозу общественной безопасности;

   "отношения  в области административной юстиции", представляющие собой особый процесс, порядок рассмотрения в суде административного иска гражданина на незаконные действия должностных лиц (органа управления) и неправомерного управленческого или административного акта.

   Таким образом, административное право регулирует не только управленческие, но и другие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства и связанные с осуществлением государством общественно полезных функций.

   С предметом правового регулирования  связан соответствующий метод, который представляет собой административно-правовые средства воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом. В свою очередь, метод создает и определенный, специфический для административного права юридический режим.

   Именно  юридический режим, который, по мнению С.С.Алексеева, состоит в том, "что  участники отношений становятся в особое правовое положение и  таким путем определяются их исходные юридические позиции", и является результатом отраслевого метода регулирования.

   Проблема  методов правового регулирования  достаточно дискуссионна.

   До  сих пор обнаруживаются два принципиально  различных подхода к познанию их содержания: либо каждая правовая отрасль  помимо предмета имеет и свой собственный  метод, либо все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Действительно, любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения и являются едиными для всех отраслей права. Используются же они с учетом особенностей предмета данной отрасли.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования