Лицензирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении отношений в сфере лицензирования в России. Для достижения данной цели в работе будут рассмотрены понятие, виды и нормативно-правовая база лицензирование, аспекты лицензирования отдельных видов деятельности и перспективы развития лицензирования в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Лицензирование как особый вид деятельности публичной администрации 4
§ 1. Понятие, виды и нормативно - правовая база лицензирования 4
§ 2. Обоснованность и необходимость лицензирования 10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности 15
§ 1. Лицензирование в области образования, медицины и строительства 15
§ 2. Перспективы развития законодательства о лицензировании 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Российской Федерации  осуществляет лицензирование образовательной деятельности только:

     а) образовательных учреждений высшего  профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);

     б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;

     в) образовательных учреждений дополнительного  профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

     г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;

     д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);

     е) образовательных учреждений дополнительного  образования детей и специальных  учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

     Во  всех остальных случаях, лицензирующим  органом являются государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

     В соответствии с положением о лицензировании медицинской деятельности (Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 №3015) лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

     Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.

     Лицензия  на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

     Результатом лицензирования является решение о  предоставлении лицензии и выдача документа, подтверждающего наличие лицензии. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
  • наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
  • наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего - в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
  • наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
  • повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
  • соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
  • обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
  • соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
  • наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
  • ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

     Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает предполагаемые виды работ (услуг).

     С 1 января 2009г. лицензирование строительной деятельности прекращено на основании Федерального закона от 22.07.2008 №148-ФЗ16 и заменено саморегулированием в строительстве.

§ 2. Перспективы развития законодательства о  лицензировании

     Лицензирование  является одним из динамично развивающихся  институтов современного российского законодательства. Будучи востребованным, оно применяется для регулирования широкого спектра общественных отношений. В то же время в законодательстве о лицензировании отсутствует системность, что влечет необходимость проведения комплексных научных исследований.

     При формировании нормативной базы не существует единого подхода к лицензированию как регулирующей деятельности государства. Содержание категории «лицензирование» и раскрывающей ее правовых понятий подчас имеет принципиальные различия применительно к разным законодательным актам, причем в качестве наименования различных видов разрешений используется единый термин «лицензия».

     Новейшая  история развития отечественного законодательства о лицензировании свидетельствует о том, что государственная власть испытывает трудности с определением не только видов деятельности, подлежащих лицензированию, но и целей, задач и принципов лицензирования. Имеются сложности с установлением уровня регулирования, саморегулированием, уточнением места лицензирования среди мер регулирования экономики. При этом лицензирование подпадает под действие ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что влечет повышенное внимание к соблюдению законности в сфере лицензирования.

     Применительно к лицензированию реформа, проводимая в данной сфере может быть основана на двух возможных концепциях развития. Одна из них базируется на принципе самоуправления профессионального сообщества. Эта концепция, уже принята в новейшем законодательстве о несостоятельности и банкротстве и строительстве. Другая концепция ориентируется на укрепление вертикали власти в стране, ограничение полномочий органов власти субъектов федерации и местных органов власти, централизацию государственного управления. Обе концепции в действительности могут быть использованы совместно и с лучшей результативностью.

     В этой связи весьма интересным представляется опыт зарубежных стран, где институт лицензирования устоялся, нашел адекватное место в системе права. Во внимание должен быть взят опыт стран, где институт лицензирования имеет солидную историю, сами страны - рыночную экономику, а состояние общества и экономики этих стран на определенных этапах развития позволяют провести сравнение с состояние общества и экономики современной России.

     Например, Лицензирование в США, применявшееся еще в колониальную эпоху, в своем развитии успело пройти ряд стадий. Зародившись в качестве типичной формы административного регулирования, оно применялось преимущественно в отношении физических лиц. Однако к началу XX в. лицензирование приобрело принципиально иные черты и основывалось на саморегулировании профессионального сообщества. «С первой четверти XX в. возросла роль лицензирования как формы регулирования деятельности юридических лиц, а потом и корпораций, распространяющих свою деятельность на всю территорию США. В этот период регулирование было дифференцировано, каким оно и остается по состоянию на начало XXI в.»17 При лицензировании различных видов деятельности применяется как широкое профессиональное самоуправление, так и прямое государственное регулирование, а также широкий спектр других форм регулирования, неизвестных российскому праву.

     Исследуя  опыт США, нельзя не учитывать, что в  силу применения в большинстве штатов англо-саксонской правовой доктрины и  судебной практики, основанной на прецедентах, сравнение системы права в России и США сложно, а по ряду вопросов и невозможно. Вместе с тем, законодательство о лицензировании США представляет чрезвычайный интерес с точки зрения целого ряда теоретических и практических обстоятельств. Практика различных штатов, а также практика федеральных судов демонстрирует различное понимание аналогичных вопросов. В условиях применения разными штатами, а часто и разными территориальными единицами в пределах одного штата, различных механизмов регулирования в сходных экономико-социальных условиях, полученные результаты на примере различных штатов позволяют сравнить и оценить эффективность разных управленческих решений.

     Однако  для перехода на негосударственное  регулирование, во-первых, необходимо внести комплексные изменения в ряд законодательных актов, связанных с государственным регулированием строительной и аудиторской деятельности. Во-вторых, необходим практический опыт, накапливаемый в ходе проработки новых механизмов регулирования. В настоящее время ни одного из этих элементов нет.

     С 1 января 2009 года лицензии не были отменены разом, а начался переходный период, когда старая система должна работать параллельно с новой еще в течение года. Законодательная база по переходу от лицензирования к методам саморегулирования находится в процессе завершения. Только этот процесс длится уже как минимум несколько лет.

     Если  говорить о профессиональном самоуправлении, то свою новейшую историю профессиональное самоуправление как устойчивый социальный институт отсчитывает примерно с первой половины прошлого века. Но в большинство стран постсоветского пространства оно приходит только сейчас.

     Институт так называемых саморегулируемых организаций (СРО), который с 2008 года был закреплен в законодательстве РФ, может считаться лишь суррогатом, то есть несовершенным заменителем европейской модели профессионального самоуправления.

     Развитие  института профессионального самоуправления в европейских странах происходило  благодаря последовательному соблюдению и воплощению этими странами принципа субсидиарности в сфере управления экономикой, в частности при регулировании деятельности представителей свободных профессий.

     С созданием организации профессионального  самоуправления в конкретной профессии управленческие функции, которые обычно выполняет государство силами чиновническо - бюрократического аппарата, переходят к компетенции такой организации и осуществляются на демократических принципах всеми практикующими на территории страны или территории федеративной единицы носителями профессии. Участие в делах профессии каждого из ее носителей достигается, во-первых, путем создания в стране (федеративной единице) только одной ОПС определенной профессии.

     Во-вторых, все лица, получившие право заниматься профессией (например, получили лицензию/сертификат, включены в реестр носителей профессии и т.п.), автоматически получают членство в этой организации и один голос при принятии решений. Кстати, они так же автоматически теряют членство в ОПС в случае потери или лишения их права на осуществление профессиональной деятельности.

     Государство как единственный основатель ОПС  закрепляет в законе или уставе, на основании которых создается  и действует такая организация, четкие процедуры принятия решений  органами ОПС, которые не могут меняться членами организации. Это служит гарантией того, что «управление в профессии, где создана ОПС, будет осуществляться на принципах, минимизирующих авторитарную и коррупционную составляющую при принятии решений. Благодаря прозрачным, недискриминационным правилам внутрипрофессиональной жизни и управления в ней, каждый из членов профессии прямо или опосредованно (через избрание органов ОПС), может приобщиться к формированию позиции «цеха» по вопросам компетенции самоуправляющейся организации»18.

Информация о работе Лицензирование в России