Лицензирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении отношений в сфере лицензирования в России. Для достижения данной цели в работе будут рассмотрены понятие, виды и нормативно-правовая база лицензирование, аспекты лицензирования отдельных видов деятельности и перспективы развития лицензирования в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Лицензирование как особый вид деятельности публичной администрации 4
§ 1. Понятие, виды и нормативно - правовая база лицензирования 4
§ 2. Обоснованность и необходимость лицензирования 10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности 15
§ 1. Лицензирование в области образования, медицины и строительства 15
§ 2. Перспективы развития законодательства о лицензировании 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Под режим лицензирования подпадают  только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами государственного регулирования. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

     Лицензия может выдаваться только на осуществление конкретного вида деятельности, а не на совершение отдельных разовых действий. Перечень указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подлежащих лицензированию видов деятельности физических и юридических лиц показывает, что под деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, следует понимать систему многократно повторяемых, продолжаемых во времени действий, направленных на получение прибыли или иного полезного результата. Лицензированию подлежат, как правило, отдельные виды предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а также на осуществление некоторых социально значимых видов деятельности (деятельность нотариусов, врачей, частных медицинских учреждений, учреждений образования и т.д.).

§ 2. Обоснованность и  необходимость лицензирования

     В соответствии с положениями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании

     Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности. Иными словами, соискатель лицензии имеет возможность приступить к осуществлению конкретного вида деятельности лишь при наличии соответствия всех условий его функционирования лицензионным требованиям/условиям, после чего государство «допускает» его в производственный или хозяйственный оборот.

     Таким образом, государство на данной первоначальной «разрешительной» стадии (стадии подачи соискателем лицензии соответствующих документов в лицензирующий орган) вхождения предпринимателей в экономический оборот отсеивает недобросовестных. Государство требует у соискателя лицензии наличия определенных организационно-технических возможностей, соответствующего оснащения, специального оборудования, профессиональных характеристик, опыта работы и т.п. и их соответствия соответствующим лицензионным требованиям.

     Лицензия  представляет собой своего рода профессиональный паспорт предпринимателя (юридического лица или индивидуального предпринимателя  без образования юридического лица), подтверждающий наличие у него реальных возможностей и предпосылок для осуществления конкретного вида деятельности. «Лицензия, являясь гарантией качества оказываемых услуг и осуществления соответствующего вида деятельности, защищает права неограниченного круга лиц, не участвующих в предпринимательской деятельности»8.

     Общими  признаками для правоотношений лицензирования являются:

  • наличие косвенного запрета на осуществление данной деятельности без специального разрешения;
  • осуществление государственными органами административной юрисдикции в отношении организационно не подчиненных субъектов;
  • контроль государственных органов за соблюдением субъектами правил и условий соответствующей деятельности при ее санкционировании или осуществлении;
  • применение принудительных мер для прекращения или недопущения нарушения правил, условий разрешенной деятельности.

     Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.

     По  мнению Д. Бахраха, «разрешительная  система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности»9.

     Следовательно, необходимо выделение специфики  лицензирования, что помогает определить его место среди иных государственных  разрешений (например, в таких сферах, как антимонопольная политика, валютный контроль, сертификация товаров и услуг и т.п.). Каждая из указанных выше форм государственного контроля отличается формой, порядком, сферой действия, другими критериями.

     Определение специфических целей и задач  лицензирования возможно при сравнении  лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами сертификации и валютного контроля.

     Лицензирование  обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав потребителей (преамбула постановления Правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащих обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»10). Валютный контроль вызван необходимостью защиты институтов валютного регулирования (п.1 ст.10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»11). Лицензирование же может проводиться для защиты очень широкого круга интересов общества и государства.

     Основными принципами осуществления лицензирования являются:

    • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
    • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
    • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
    • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
    • гласность и открытость лицензирования;
    • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

     Цель  осуществления процедуры предоставления лицензии - принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии. Задачи, которые решает лицензирующий орган на этапе лицензирования, - выяснение вопроса о достоверности информации, содержащейся в документах, представленных соискателем лицензии, и разрешение вопроса о соответствии соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

     Радикальная трансформация социально-политического  устройства российского общества, разрушение централизованной, управленческой плановой экономики и переход к рыночным принципам ее функционирования, разгосударствление социально-экономической сферы и создание частного сектора, стремительное расширение предпринимательства повлекли за собой глубокие изменения во всем обществе.

     Активное  развитие предпринимательства, появление  многочисленных частных и совместных предприятий, осуществлявших виды деятельности, которые ранее являлись монополией государства, отнюдь не гарантировало появление на рынке качественной продукции, что объективно потребовало со стороны государства введения действенных форм контроля. В результате сформировались адекватные инструменты административного регулирования экономики. В системе этих регуляторов важная роль отводится лицензированию – одному из способов осуществления государственного контроля, который призван обеспечить защиту прав и законных интересов предприятий и потребителей.

     Установление  режима лицензирования позволяет государству  обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая и свободу предпринимательства. Подобная характеристика позволяет рассматривать лицензирование как одно из средств государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.

     Лицензионная  деятельность государства не ограничивается его территорией, лицензирование включается и в механизм государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности.

     Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности

§ 1. Лицензирование в  области образования, медицины и строительства

     Лицензирование образовательной деятельности в настоящее время регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ «Об образовании»12;
  • Положением о лицензировании образовательной деятельности13;
  • Федеральным законом РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»14.

     Работать  в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и относятся к некоммерческим организациям.

     Таковыми  являются:

    • Автономная некоммерческая организация;
    • Частное учреждение.

     Гражданское законодательство определяет, что некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками, вырученные средства используются только для достижения уставных целей. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей.

     В законе установлено, что лицензия на образовательную деятельность нужна той образовательной организации, которая обучает по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования и дополнительного образования детей или если она осуществляет профессиональную подготовку, ведет профессиональное начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование, включая военное, а также научным организациям, занимающимся профессиональной подготовкой, образовательным подразделениям организаций.

     Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в общем порядке, получением отдельной лицензии.

     Лицензированию  не подлежат:

     1. разовые лекции, стажировки, семинары  и другие виды обучения, после  которых не предполагается итоговая  аттестация, а так же не выдаются документы об образовании и (или) квалификации;

     2. индивидуальная трудовая деятельность, включая профессиональную подготовку. Однако данная деятельность подлежит  регистрации, так как сопровождается получением доходов и рассматривается как предпринимательская. Если лицо ведет такую деятельность, не зарегистрировавшись в установленном законом порядке, а полученный доход при этом превышает 250 тыс. руб., налицо основания для привлечения его к уголовной ответственности.

     Первоначально образовательная лицензия выдаётся сроком до 3 лет, но не более срока зарегистрированного договора аренды. По просьбе заявителя образовательная лицензия может быть выдана на меньший срок.

     Лицензирование  образовательной деятельности осуществляют:

    • Министерство образования Российской Федерации,
    • государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

Информация о работе Лицензирование в России