Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении отношений в сфере лицензирования в России. Для достижения данной цели в работе будут рассмотрены понятие, виды и нормативно-правовая база лицензирование, аспекты лицензирования отдельных видов деятельности и перспективы развития лицензирования в России.
Введение 3
Глава I. Лицензирование как особый вид деятельности публичной администрации 4
§ 1. Понятие, виды и нормативно - правовая база лицензирования 4
§ 2. Обоснованность и необходимость лицензирования 10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности 15
§ 1. Лицензирование в области образования, медицины и строительства 15
§ 2. Перспективы развития законодательства о лицензировании 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26
Под режим лицензирования подпадают только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами государственного регулирования. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицензия может выдаваться только на осуществление конкретного вида деятельности, а не на совершение отдельных разовых действий. Перечень указанных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подлежащих лицензированию видов деятельности физических и юридических лиц показывает, что под деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, следует понимать систему многократно повторяемых, продолжаемых во времени действий, направленных на получение прибыли или иного полезного результата. Лицензированию подлежат, как правило, отдельные виды предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а также на осуществление некоторых социально значимых видов деятельности (деятельность нотариусов, врачей, частных медицинских учреждений, учреждений образования и т.д.).
В соответствии с положениями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании
Посредством режима лицензирования государство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в указанной области деятельности. Иными словами, соискатель лицензии имеет возможность приступить к осуществлению конкретного вида деятельности лишь при наличии соответствия всех условий его функционирования лицензионным требованиям/условиям, после чего государство «допускает» его в производственный или хозяйственный оборот.
Таким образом, государство на данной первоначальной «разрешительной» стадии (стадии подачи соискателем лицензии соответствующих документов в лицензирующий орган) вхождения предпринимателей в экономический оборот отсеивает недобросовестных. Государство требует у соискателя лицензии наличия определенных организационно-технических возможностей, соответствующего оснащения, специального оборудования, профессиональных характеристик, опыта работы и т.п. и их соответствия соответствующим лицензионным требованиям.
Лицензия
представляет собой своего рода профессиональный
паспорт предпринимателя (юридического
лица или индивидуального
Общими признаками для правоотношений лицензирования являются:
Сущностью указанных процессов является правонаделительный процесс, а сами процессы осуществляются в рамках разрешительной системы.
По мнению Д. Бахраха, «разрешительная система - это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим контролем над соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности»9.
Следовательно, необходимо выделение специфики лицензирования, что помогает определить его место среди иных государственных разрешений (например, в таких сферах, как антимонопольная политика, валютный контроль, сертификация товаров и услуг и т.п.). Каждая из указанных выше форм государственного контроля отличается формой, порядком, сферой действия, другими критериями.
Определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами сертификации и валютного контроля.
Лицензирование
обладает сравнительной
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
Цель
осуществления процедуры
Радикальная
трансформация социально-
Активное развитие предпринимательства, появление многочисленных частных и совместных предприятий, осуществлявших виды деятельности, которые ранее являлись монополией государства, отнюдь не гарантировало появление на рынке качественной продукции, что объективно потребовало со стороны государства введения действенных форм контроля. В результате сформировались адекватные инструменты административного регулирования экономики. В системе этих регуляторов важная роль отводится лицензированию – одному из способов осуществления государственного контроля, который призван обеспечить защиту прав и законных интересов предприятий и потребителей.
Установление режима лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, одновременно соблюдая и свободу предпринимательства. Подобная характеристика позволяет рассматривать лицензирование как одно из средств государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.
Лицензионная деятельность государства не ограничивается его территорией, лицензирование включается и в механизм государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности.
Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лицензирование образовательной деятельности в настоящее время регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:
Работать в данной сфере, кроме государственных и муниципальных, вправе и негосударственные образовательные организации, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, и относятся к некоммерческим организациям.
Таковыми являются:
Гражданское законодательство определяет, что некоммерческая организация не преследует в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками, вырученные средства используются только для достижения уставных целей. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных и иных целей.
В законе установлено, что лицензия на образовательную деятельность нужна той образовательной организации, которая обучает по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования и дополнительного образования детей или если она осуществляет профессиональную подготовку, ведет профессиональное начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование, включая военное, а также научным организациям, занимающимся профессиональной подготовкой, образовательным подразделениям организаций.
Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в общем порядке, получением отдельной лицензии.
Лицензированию не подлежат:
1.
разовые лекции, стажировки, семинары
и другие виды обучения, после
которых не предполагается
2.
индивидуальная трудовая
Первоначально образовательная лицензия выдаётся сроком до 3 лет, но не более срока зарегистрированного договора аренды. По просьбе заявителя образовательная лицензия может быть выдана на меньший срок.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляют: