Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:22, курс лекций
Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "исполнительная власть".
№ 52.
В соотв. с п. 10 ст. 11 з-на "О гос. службе" от 5 июля 96 г. запрещается гос. служащим выезжать за гр. за счет физ. или юр. лиц за искл. случаев, предусм. з-ном.
№ 53
Гос.
сл. катег. "В" 2-5 гр. приним. на гос.
должность на основ. конкурса. Порядок
проведения конкурса закреплен в ст. 22
з-на "О гос. сл. РФ".
Предприятия, учреждения как субъекты
административного права
Предприятия, учр. явл. коллективными субъектами АП. ПР-тия – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для пр-ва пр-ции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ. потребности и получения прибыли.
Учр. выполняет соц.-культ. или адм.-политич. ф-ции. ПР-тия, учр. в зависимости от форм собств. дел. на:
1) государств.
2) муницип.
3) частные
3) общественные
4) и смешанных форм соб-ти
В зависимости от орг.-прав. форм:
1) товарищества
2) общества
3) гос. муницип. пр-тия
4) произв. кооператив
Адм.-прав. статус пр-тия, учр. – это комплекс прав и обязанностей, кот. пр-тие и учр. приобретает и реализует в процессе совершения след. действий:
1)
создание пр-тия, учр. по
2)
гос. регистрация, осущ. по месту
нахождения пр-тия, учр.
3)
получение разрешения на
4) оформление органов управления делами
5)
определение круга вопросов и
полномочий вышестоящих гос.
6) ведение и предоставление бух. и статист. отчетов
7) адм.-прав. гарантии прав пр-тия:
а)
не допускается регистрация пр-
б) запрет на вмешательство органов гос. власти в д-ть пр-тия, за искл. случаев, предусм. з-вом
в) защита имущества пр-тия от незаконного изъятия
г)
не допускается монопольное
Формы
осуществления исполнительной
власти
1.
Формы осуществления
2.
Понятие и виды актов
3.
Требования, предъявляемые к актам
исполнительной власти и
4.
Процесс принятия
н/а Указ Президента: "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства РФ и актов органов исполнительной власти".
1. Формы осуществления исполнительной власти – это внешневыраженные действия, совершаемые должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.
Различают следующие формы исполнительной власти:
1 – правовые – связаны с изданием правовых актов, которые влекут изменения или превращения адм. пр-ний.
2 – неправовые – не связаны с изданием правовых актов и не влекут возникновение, изменение, прекращений пр-ний.
Правовые
формы осуществления
Правотворческая деятельность проявляется в создании, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т.е. издание нормативных актов.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешение вопросов управления на основе собственных правовых норм, т.е. издание индивидуальных правовых актов.
Это
2 основные и наиболее значительные
нормы осуществления
Неправомерные
формы осуществления
1.
осуществляют органы дейст
2.
выполнение материальных, технических
действий, которые носят вспомогательный
характер в управлении деятельности (работа
с информацией).
2. Правовые акты исполнительной власти – это вид подзаконных официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнения распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с н.п., содержащие одно власт. волеизъявление, влекущее юридические последствия.
По юридическому содержанию эти акты делятся:
1)
нормативные акты –
2)
индивидуальные акты – это
решение субъектов
3)
смещенные – акты, в которых
содержатся нормы права и
По форме выражения:
1. Письменные
2.
Устные исполнения при
3.
Конклюдентные, выраженные в
Юридической значение актов управления
1. Являются основанием для издания других
2.
Выступают в качестве
3.
Являются доказательством в
4.
Является условием действия др.
прав. актов органы вн. пр.
3. 1. Законность
а) наличие у автора
б) соответствие цели закона
в) применяется в установленный законом срок
г) соблюдение процессуальных правил судами
2. Целесообразность, т.е. полезность с (.) зрения гос. интересов, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, предусмотренной механизмом его претворения в жизнь.
3. Организация?
а) Язык акта должен быть ясным, понятным для тех, к кому обращен
б) акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнительных и законодательных субъектов.
в) акт должен быть оформлен грамотно, правильно.
г) оформлен надлежащим образом, должен быть передан на хранение.
Акты, не соответствующие требованиям закона, подразделяются на ничтожные и оспариваемые.
Ничтожными являются акты, которые из-за своей незаконности не порождают и не могут порождать юридических последствий.
Акты признаются ничтожными, если не то есть прямое указание закона или грубое нарушение подв. адм. дел либо нарушен срок давности.
Оспоримые подлежат исполнению, но не лишают индивидуальным и коллективным субъектам право оспорить им з-нать в установленном порядке, после обжалования акт может быть признан или правомерным после устранения в нем недостатков или недействительным.
При остановке действия акта упр., т.е. временного прекращения его действия до повторного рассмотрения, производится тем органом, который не вправе отменить его.
ст. 85 (1.2.)
Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов, исполнительную власть в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федерального Закона.
Международные
обязательства РФ или нарушение
прав и свобод человека и гражданина
для решения вопроса соотв. судом.
1.
Понятие и виды
2.
Понятие административного
3.
Виды административного
1. Методы деятельности исполнительной власти – это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н).
Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса.
В качестве общих методов управления выделяют методы убеждения, принуждения и поощрения.
Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.
Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным.
Поощрение – это способ воздействия через интерес, сознание, которые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел.
Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения.
Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность),
- материальным (премия, ценный подарок).
-
статусным, изменяющим
Например, присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ" – смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака Герой РФ.
Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.