Лекции по Административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:22, курс лекций

Описание работы

Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти
1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий "государственное управление" и "исполнительная власть".

Работа содержит 1 файл

Лекции по адм. праву.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

       б) внешние – отношения между  органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.

       3. по содержанию:

       а) материальные, которые регулируются материальными нормами административного права

       б) процессуальные, связанные с разрешением  индивидуально-конкретных дел, которые  регулируются административно-процессуальными нормами. 

       5. Основанием возникновения, изменения и прекращения административных пр-ний служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

       Действия  являются результатом активного  волеизъявления субъектов. Действия – правомерные и неправомерные. Правомерные – соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

       События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста – 16 лет).

       Понятие и виды субъектов  административного права

 

       1. Понятие субъектов административного  права.

       2. Виды субъектов административного  права. 

       1. Субъекты административного  права  - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

       Субъекты  административного права могут  стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:

       1. административно-правовые нормы,  предусматривающие права и обязанности  субъекта

       2. административной правоспособности  и дееспособности субъекта

       3. основание возникновения, изменения  и прекращения пр-ний (юридический  факт)

       Административная  правоспособность – это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

       Административная  дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

       В качестве субъекта административного  права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

       Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. 

       2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

       Индивидуальные  субъекты – граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

       Коллективные:

       1) государственные организации

       а) органы исполнительной власти

       б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения

       в) структурные подразделения органов  исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

       2) негосударственные организации

       а) общественные объединения (повт, виды)

       б) трудовые коллективы

       в) коммерческие структуры

       г) органы местного самоуправления 

       Граждане  как субъекты Административного  права 

       1. Административно-правовой статус  граждан

       2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти

       3. административно-правовые гарантии  прав граждан

       Н/а: Конституция РФ

       Закон РФ "О гражданстве" от 28 ноября 1991г.

       Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г.

       Положение "О комиссии по правам человека при  Президенте РФ" от 18 октября 1996 г.

       1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

       1) административная правоспособность  – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью

       2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

       (В  качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).

       Виды  административной дееспособности:

       1. полная, наступает с 18 лет

       2. ограниченная, с 16 лет

       На  административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

       Ст. 20

       Не  подлежит административной ответственности  лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия  находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. 

       2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

       Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1,4), 33, 42.

       Обязанности: ст. 57, 58, 59.

       Объем административной правосубъектности  иностранных граждан и лиц  без гражданства уже, чем граждан РФ.

       1. Они не могут занимать государственные должности.

       2. Заниматься деятельностью, связанной  с принадлежностью к гражданству РФ (избирать и быть избранными).

       3. Они не несут воинской обязанности

       4. В отношении их допускается  ограничение в передвижении и  места жительства в целях обеспечения безопасности. Иностранные граждане, прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.

       Ст. 184

       Нарушение иностранными гражданами и лицами без  гражданства правил пребывания в СССР, т.е. проживание без документов на право жительства, несоблюдение установленного порядка регистрации или прописки либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.

       Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений, организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.

       Непринятие  гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую площадь, мер к обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации, прописки или выписки влечет взимание штрафа. Ответственность несут и лица, предоставляющие иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств или оказывающих –им иные услуги в нарушение установленных правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР, 

       3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).

       Для усиления гарантий соблюдения прав граждан  создана комиссия по правам человека при Президенте РФ и введена должность  Уполномоченного по правам человека в РФ, назначен Государственной Думой (Олег Нестеров), который рассматривает жалобы граждан на действие государственных органов и должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном или административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.

       ПРАВА     

       Ст. 27

       1. Каждый, кто законно находится  на территории РФ, имеет право  свободно передвигаться, выбирать  место пребывания и жительства.

       2. каждый может свободно выезжать  за пределы РФ. Гражданин РФ  имеет право беспрепятственно  возвращаться в РФ.

       Ст. 31.

       Граждане  РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.

       Ст. 32 (ч. 1, 4)

       1. Граждане РФ имеют право участвовать  в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

       4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

       Ст. 33

       Граждане  РФ имеют право обращаться лично , а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос. органы и органы местного самоуправления

       Ст. 42

       Каждый  имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

       ОБЯЗАННОСТИ

       Ст. 57

       каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

       Ст. 58

       Каждый  обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам.

       ГАРАНТИИ

       Ст. 59 – в./ с

       Ст. 45

       1. Государственная защита прав  и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

       2. Каждый вправе защищать свои  права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

       Ст. 46

       1. Каждому гарантируется судебная  защита его прав и свобод.

       2. Решения и действия (или бездействия)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

       3. Каждый вправе в соответствии  с международными договорами  РФ обращаться в международные  органы по защите прав и  свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства прав. защиты. 
 

Информация о работе Лекции по Административному праву