Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:11, доклад
Коррупцию сложно определить. Самое распространенное определение коррупции – это злоупотребление служебным положением с корыстной целью. Также на основании антикоррупционного закона Эстонии коррупционым действием является использование служебного положения с целью получения личной выгоды, путем вынесения необоснованных или противоправных решений или совершения действий, или не производя правомерные решения или действия.
Сами россияне
наиболее коррумпированными
В прошлом году Казахстан поделил в индексе восприятия коррупции фонда «Транспареси Интернешнл» 107-110 место с Гондурасом, Белоруссией, Украиной, в числе 158 государств, подвергнувшихся исследованиям. Россия удостоилась «почётного» 128-го места. В итоге и Казахстан, и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных государств мира. Это, несмотря на то, что Российская Федерация, в отличие от других стран СНГ, гораздо тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект «О противодействии коррупции», не отождествляя её только с действиями по даче и получению взяток. Казахстан между тем одним из первых в СНГ, ещё в 1998 году, принял Закон «О борьбе с коррупцией», а в мае 2005 года указом президента Назарбаева был утверждён Кодекс чести государственных служащих РК. Здесь уместно выделить чисто казахстанскую особенность: есть достаточно развитое антикоррупционное законодательство, есть органы, которым поручено бороться с этим видом преступлений, и всё это относительно неплохо уживается с коррупцией, носящей системный характер, повсеместно существующей как бы в рамках этого законодательства. Факт парадоксальный, но факт.
Самое большое отличие России от Казахстана в рассматриваемом контексте: она смогла избежать разрушения системы государственных органов, призванных бороться не только с коррупцией, но и с общеуголовной преступностью. Во главе работы по противодействию коррупции стояла и остаётся прокуратура России, хотя и решающая иногда сугубо политические задачи. Не претерпели серьезной реорганизации силовые структуры. Конечно, сами правоохранительные ведомства на фоне роста общего уровня коррупции тоже были подвержены этому явлению (вспомним многочисленные скандальные разоблачения «оборотней в погонах»), но в целом они свои задачи выполняли. Россиянам удалось сохранить и кадровый потенциал этих органов, и их относительную «чистоту».
В Казахстане относительно новый, подчинённый непосредственно президенту орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью - действует неэффективно. Основная причина этого - кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал недавно о поступлении многочисленных жалоб на его имя на коррупционные действия самих финансовых полицейских.
И все же, несмотря на специфику, Казахстан в проблеме коррупции имеет с Россией гораздо больше общего, чем различий. Она в одинаковой мере негативно влияет на национальную экономику обеих стран, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках. К примеру, по оценке казахстанских специалистов, именно коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает всё население страны. В связи с бурным ростом строительного и нефтяного бизнеса эта цифра постоянно повышается, порождая запредельные потребительские цены и высокий уровень инфляции.
Активизировано взаимодействие с
институтами гражданского общества,
филиалами НДП «Нур Отан», представителями
НЭПК «Союз Атамекен» и членами «Клуба
главных редакторов». Второго октября
2008 года между НДП «Нур Отан» и агентством
подписаны меморандум о сотрудничестве
и совместный план мероприятий по борьбе
с коррупцией.
Очередным доказательством последовательности
в борьбе с коррупцией и усиления потенциала
национального антикоррупционного законодательства
стало принятие известного Указа Президента
РК от 22 апреля 2009 года.
Данный документ определяет борьбу с коррупцией
и защиту конституционных прав и свобод
граждан приоритетным направлением деятельности
государственных органов. Кроме того,
на руководителей государственных органов,
государственных организаций и организаций
с долей государственного участия возлагается
обязанность по противодействию коррупции.
Стоит отметить, что данный указ не только
органично вписывается в сложившуюся
систему антикоррупционной работы, но
и разработан с учетом мировой антикоррупционной
практики. К примеру, это можно сказать
об идее стимулирования антикоррупционного
поведения через механизмы поощрения
населения за содействие в пресечении
и раскрытии коррупционных правонарушений.
Или об обязанности каждого госслужащего
сообщать о ставших ему известными фактах
коррупционных правонарушений. Эти новые
для казахстанского законодательства
концептуальные подходы давно и широко
применяются в развитых странах, имеющих
высокий антикоррупционный рейтинг.
Как показывает практика, коррупционные
правонарушения распространяются и в
частном секторе экономики. Именно поэтому
особое внимание в указе уделено «корпоративной
коррупции». В частности, указом предусмотрены
меры по выработке механизма противодействия
этому явлению и определению перечня должностей
с высоким риском совершения коррупционных
правонарушений (с установлением особых
требований для поступления и прохождения
службы на этих должностях).
Особого внимания также заслуживают вопросы
кардинального реформирования механизма
отбора и приема граждан на службу в правоохранительные
органы. Указ предполагает разработку
и утверждение специальных квалификационных
требований к должнос¬тям в правоохранительных
органах по аналогии с квалификационными
требованиями административных государственных
должнос¬тей, конкурс при приеме на службу
в право¬охранительные органы, с обязательным
прохождением стажировки. Повышению эффективности
кадровой работы в правоохранительных
органах, несомненно, способствует и унификация
правового статуса сотрудников правоохранительных
органов.
Отдельная часть указа подчеркивает роль
Агентства РК по делам государственной
службы. Нам поручено провести работу
по следующим ключевым направлениям.
Во-первых, обеспечить создание единой
электронной базы данных, содержащей сведения
о личных и профессиональных качествах
лиц, работающих и ранее работавших на
государственной службе, а также о допущенных
ими нарушениях, причинах прекращения
госслужбы. Такой подход позволит обеспечить
качественный отбор персонала, станет
основой для продвижения по службе госслужащих
с незапятнанной репутацией. И в то же
время станет непреодолимой преградой
для людей, когда-либо преступивших закон.
Во-вторых, для урегулирования противоречий
между личными интересами госслужащего,
интересами общества и государства агентству
поручено на законодательном уровне определить
понятие «конфликт интересов», регламентировать
порядок предотвращения и урегулирования
данного вопроса.
В-третьих, необходимо распространить
ограничения, установленные для госслужащих,
на лиц, выполняющих управленческие функции
в государственных организациях и организациях
с долей государственного участия.
Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования
этического законодательства агентством
планируется внедрение единых правил
этики на госслужбе и в госорганизациях,
закрепляющих основные принципы по этическому
поведению государственных служащих,
вопросы по конфликту интересов и другое.
В перспективе, в соответствии с опытом
зарубежных стран, целесообразно будет
интегрировать в законодательство Казахстана
Европейский модельный кодекс поведения
государственных служащих.
Важным элементом профилактики коррупции
является информационная открытость.
Агентством планируются мероприятия по
определению рейтинга информационной
открытости государственных органов,
который предварительно будет включать
такие критерии, как качество работы госорганов
по обращениям граждан; эффективность
взаимодействия со СМИ; актуальность и
обновляемость официальных сайтов; качество
предоставления государственных услуг.
Для успешной и последовательной реализации
приоритетов Стратегии-2030 нами разработан
стратегический план развития агентства
до 2011 года, определяющий перспективы
развития государственной службы, в том
числе и в рамках борьбы с коррупцией.
В ходе его выполнения мы планируем достичь
следующих результатов. Улучшить показатель
«Фаворитизм в решениях госслужащих»
в Индексе глобальной конкурентоспособности
ВЭФ (в 2009 г. — 64-е место, в 2011-м — 62-е), улучшить
индекс Казахстана в мировом рейтинге
восприятия коррупции (в 2011 г. — 144-е место),
улучшить показатель «Общественное доверие
политикам» в Индексе глобальной конкурентоспособности
ВЭФ (в 2009 г. — 61-е место, в 2011-м — 59-е).
Только совершенствуя структуру государственного
управления, улучшая качество предоставления
государственных услуг, повышая открытость
и транспарентность госорганов перед
обществом, создавая новые эффективные
меры общественного контроля, республика
системно и последовательно сможет разрушить
основы коррупции, искоренить причины
ее появления.
Борьба с этим злом приобретает особое
значение в период нарастания глобальных
вызовов и давления мирового финансового
кризиса. В этих условиях многократно
увеличивается ответственность государственных
служащих. Президент страны поставил четкую
задачу: сформировать корпус государственных
служащих новой формации — высокопрофессиональных
носителей новой этики. Не просто служащих,
но — служителей, способных стать образцом
добросовестного служения стране и людям.
Cостоялась
международная конференция «Стратегия
борьбы с коррупцией: проблемы и приоритеты»
В Академии государственного управления
при Президенте РК состоялась международная
конференция «Стратегия борьбы с коррупцией:
проблемы и приоритеты», посвященная обсуждению
Указа Президента РК «О дополнительных
мерах по усилению борьбы с преступностью
и коррупцией» от 22 апреля т.г.
В работе конференции приняли участие
представители Администрации Президента
РК, партия «НУР ОТАН», эксперты ОБСЕ, сенаторы,
руководители государственных органов
РК., судьи Верховного Суда и местных судов
республики, неправительственных организаций.
И.О. Председателя Агентства РК по делам
государственной службы А.Орсариев отметил
в своем выступлении роль дисциплинарных
советов в борьбе с коррупционными правонарушениями.
По итогам 2008 и первого квартала 2009 года
диссоветы рассмотрели 6820 дел, провели
1448 проверок, по итогам которых возбуждено
1682 дисциплинарных дела. К дисциплинарной
ответственности за коррупционные действия
было привлечено 9627 служащих.
Заместитель Председателя Агентства РК
по борьбе с экономической и коррупционной
деятельностью Андрей Лукин подчеркнул,
что разработанные Агентством нормативно-правовые
акты в значительной мере унифицируют
национальное законодательство с международными
стандартами. В частности Казахстан ратифицировал
Конвенцию ООН против коррупции, посредством
которой Казахстан вошел в систему международного
сотрудничества и расширил возможности
в выдаче лиц и возвращении незаконно
нажитых активов. Он также отметил необходимость
активизации работы по формированию антикоррупционного
мировоззрения посредством социальной
рекламы, телефонов доверия.
Ректор Академии Бахыт Есекина информировала
о сотрудничестве Академии с Сингапуром,
занимающим 4 место в мире по индексу некоррумпированности
и легкости ведения бизнеса. В соотвествии
с Указом Президента РК на базе Академии
государственного управления при Главе
государства в 2009 году для подготовки
политических государственных служащих
РК будет открыта Национальная Школа госполитики.
Школа государственной политики имени
Ли Куан Ю Сингапурского университета
рассматривается как один из возможных
партнеров Академии по этому проекту.
19 магистрантов Академии, прошедших стажировку
в названном сингапурском университете
в апреле т.г. подтвердили очень высокий
уровень организации учебного процесса,
антикоррупционного мировоззрения сингапурцев,
технологической продвинутости этого
лидера Юго-Восточной Азии.
В рамках конференции было заслушано 44
доклада о международном опыте борьбы
с коррупцией в условиях глобализации,
механизмах реализации антикоррупционной
политики в Казахстане.
В работе конференции приняли участие
Председатель Республиканского Общественного
Совета по борьбе с коррупцией при НДП
«Нур Отан» сенатор Оралбай Абдыкаримов,
заместитель Главы миссии ОБСЕ в Казахстане
Жаннет Клетцер.
Служба внешних связей Академии государственного
управления при Президенте РК
Информация
о проведенных проверках
В 1 квартале 2009 года Агентством и его территориальными
подразделениями проведено 703 проверки
деятельности государственных органов
по вопросам соблюдения законодательства
о государственной службе и борьбе с коррупцией,
в том числе 559 - плановых, 83 – по заявлениям
граждан и государственных служащих, 26
– по обращениям государственных органов
и иных юридических лиц, 25 – по поручениям
руководства Агентства.
В ходе проверок выявлено 3086 нарушений
законодательства, в том числе 2988 фактов
нарушений установлены в ходе плановых
проверок.
Государственными органами наиболее часто
допускаются нарушения норм следующих
нормативных правовых актов: Правил проведения
аттестации – 482, Правил проведения конкурса
– 347, Положения о порядке прохождения
государственной службы – 207, Правил наложения
дисциплинарных взысканий – 205 фактов.
Также, выявлено 63 нарушения Закона Республики
Казахстан «О борьбе с коррупцией» в части
своевременной сдачи декларации о доходах
и имуществе.
По рекомендациям Агентства и его территориальных
подразделений государственными органами
принято 80 решений, в том числе отменено
16 незаконных приказов.
По итогам проверок привлечены к дисциплинарной
ответственности 217 государственных служащих,
в том числе объявлено 120 замечаний, 71 выговоров,
17 строгих выговоров, 5 предупреждений
о неполном служебном соответствии, уволены
4 государственных служащих.
Государственными органами устранено
787 нарушений (из числа исправимых).
Агентство РК по делам государственной
службы
Итоги
деятельности Дисциплинарных советов
Агентства Республики Казахстан по делам
государственной службы в 1 квартале т.г.
В 1 квартале 2009 года Диссоветы рассмотрели
1206 обращений физических и юридических
лиц, провели 163 проверки по обращениям.
Диссоветами проведено 530 инициативных
проверок.
По итогам проверок Диссоветами возбуждено
309 дисциплинарных дел в отношении лиц,
уполномоченных на выполнение государственных
функций, и лиц, приравненных к ним.
Проведено 40 заседаний Диссоветов, на
которых рассмотрен 371 вопрос.
На основании вынесенных Диссоветами
рекомендаций привлечено к дисциплинарной
ответственности 271 лицо, в том числе 1
аким района (города), 21 аким сельских округов.
В 1 квартале 2009 году членами Диссоветов
принято 1757 граждан по личным вопросам.
Диссоветами проведено 159 выездных приемов
в городах и районах.
За указанный период Диссоветами проведено
315 семинаров-совещаний по вопросам борьбы
с коррупцией, в том числе соблюдения госслужащими
норм Кодекса чести.
Во исполнение Плана мероприятий по реализации
протокола совещания от 7 ноября 2008 года
«О состоянии здоровья населения и развитии
системы здравоохранения в Республике
Казахстан» Диссоветами проводится системная
работа.
Так, по рекомендациям Диссоветов за нарушения
в оказании медицинской помощи населению
привлечены к дисциплинарной ответственности
10 должностных лиц органов здравоохранения:
Агентство РК по делам государственной
службы
Итоги деятельности Дисциплинарных советов
Агентства Республики Казахстан по делам
государственной службы во 2 квартале
т.г.
Во 2 квартале т.г. Дисциплинарные советы
Агентства рассмотрели 1290 обращений физических
и юридических лиц, провели 162 проверки
по обращениям.
Дисциплинарными советами проведено 729
инициативных проверок.
По итогам проверок Дисциплинарных советов
возбуждено 420 дисциплинарных дел в отношении
лиц, уполномоченных на выполнение государственных
функций, и лиц, приравненных к ним.
Проведено 51 заседаний Дисциплинарных
советов, на которых рассмотрено 577 вопросов.
На основании вынесенных Дисциплинарными
советами рекомендаций привлечено к дисциплинарной
ответственности 489 лиц, в том числе 1 аким
города областного значения, 4 акима городов,
районов и 49 акима сельских округов.
Во 2 квартале 2009 года членами Дисциплинарных
советов принято 2028 граждан по личным
вопросам.
Дисциплинарными советами Агентства проведено
184 выездных приемов в городах и районах.
За указанный период Дисциплинарными
советами проведено 539 семинаров-совещаний
по вопросам борьбы с коррупцией, в том
числе соблюдения госслужащими норм Кодекса
чести.
Члены Дисциплинарных советов во 2 квартале
текущего года выступали в СМИ 1536 раз,
в том числе на телевидении - 616 раза, на
радио - 292 раза, в газетах и других печатных
изданиях - 628 раза.
Коррупция, или чиновничий монополизм, – это использование служебного положения в личных целях, один из видов теневой экономики. Коррупцию еще называют мошенничеством должностных лиц. В первобытном обществе плата вождю считалась нормой. В древнегреческих государствах и республиканском Риме коррупция практически отсутствовала. Но в скором времени в римском праве появляется термин «corrumpire» – портить, подкупать, злоупотребление должностью. Юлий Цезарь и император Август пытались бороться с взяточничеством, запрещая чиновникам принимать золотые венки от городов и даже раздавая избирателям суммы из личных средств. Но тщетно. В средневековой Европе служебное положение используется повсеместно. А в России в этот же период люди служивые, кроме жалованья из казны, получают «кормление» – плату от заинтересованных лиц. Со временем усилился контроль над деятельностью граждан. А это провоцировало чиновников тайно нарушать закон, помогая подданным укрыться от контроля. Первым наказывать за взятки стал Иван III. Затем Иван Грозный и Петр I ввели смертную казнь за мздоимство. А вот при Николае I коррупционеры действовали безнаказанно. Страны Востока славились терпимостью к «дароподношениям», но именно там появились первые исследования коррупции. Так, в 1-2 вв. Каутилье, автор трактата «Артхашастра» (в переводе в санскрита – «Наука о пользе»), описал 40 видов хищений чиновниками. Перелом в отношении общества к взяточничеству чиновников произошел только в XVIII веке в Западной Европе, когда личные отношения стали противопоставляться служебным, чиновничество почти потеряло возможность вмешиваться в деятельность государства, а, следовательно, и вымогать взятки. В конце XIX в. власть чиновников усилилась, так как ужесточились меры государственного контроля. С другой стороны, появившийся крупный бизнес стал требовать от политиков и чиновников защиты его денежных интересов. А после Второй мировой войны появилась партийная коррупция, когда компании платили уже не отдельным политикам, а в партийную кассу. Спрут коррупции охватил все виды социально-экономических отношений во всех странах мира. Политики стали рассматривать свое положение как источник личных доходов. Так, президента Индонезии Сухарто называли «Мистер 10%» за сумму взятки для иностранных компаний. В коррупции обвинялись премьер-министр Франции Пьер Берегуа и канцлер ФРГ Гельмут Коль. Но как глобальная проблема современности, которая тормозит развитие стран мира, коррупция стала рассматриваться только с 70-х годов прошлого столетия, после скандала с американской фирмой «Локхид» (для продажи некачественных самолетов фирма давала крупные взятки политикам и чиновникам ФРГ и Японии). Последнее время все чаще должностные лица одновременно занимают посты и в государственном, и в коммерческом секторах экономики. Злоупотребляя своим положением, они даже не принимают взятки, а просто защищают свои личные коммерческие интересы. Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой: КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Замечено, что коррумпированные режимы неустойчивы, так как не поддерживаются гражданами. Примером может служить распад СССР в 1991 году. Но, парадокс! Не сами ли граждане «питают» взяточников? Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус. Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе. |