Контрольная работа по "Правовому регулированию рынка ценных бумаг"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Акции. Классификация акций.
Вопрос 2. Коносамент.
Вопрос 3. Правовое регулирование производных ценных бумаг в РФ.

Работа содержит 1 файл

кр пррцб.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

    Исходя  из определения производного финансового  инструмента, можно вывести основные его признаки:

    - во-первых, производный финансовый инструмент представляет собой всегда договорное, срочное и стохастически обусловленное обязательство;

    - во-вторых, производный финансовый  инструмент как договорное обязательство  является возмездным, потому что  продавец после предоставления базисного актива может требовать уплаты соответствующей денежной суммы исходя из условий, на которых был заключен договор;

    - в-третьих, производный финансовый  инструмент как договор носит  консенсуальный характер, поскольку  считается заключенным лишь с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, а что касается порядка, формы исполнения обязательства по производному финансовому инструменту, то они могут быть отложены на срок, оговоренный сторонами в самом производном финансовом инструменте;

    - в-четвертых, в производных финансовых  инструментах не определена сторона,  на которую возложена обязанность  по исполнению обязательства  из-за стохастической обусловленности  исполнения обязательства, данный  признак не характерен производным ценным бумагам, закрепляющим обязательственно-правовые требования их владельца к четко определенному должнику по бумаге. Для производных финансовых инструментов как двусторонних договорных обязательств характерно признание каждой из сторон как должником, так и кредитором;

    - в-пятых, производный финансовый  инструмент подразумевает существование  двух встречных обязанностей, зависящих  от содержания самого производного  финансового инструмента. 

    Вопрос 4. Депозитарная деятельность и ее регулирование  в РФ. 

    Системный подход требует рассмотрения современного института депозитариев с точки  зрения гарантий прав владельцев ценных бумаг и других участников рынка  ценных бумаг. Гарантии прав – это  меры, обеспечивающие возможность реализации лицом принадлежащих им прав. Нормально функционирующая депозитарная система обеспечивает возможность передачи прав на ценные бумаги и их осуществления путем подтверждения прав на ценные бумаги, а также подтверждения прав, закрепленных ценными бумагами.

    Функции нормативного регулирования депозитарной деятельности выполняют, прежде всего, государственные институты. Сущность регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением депозитарной деятельности, как со стороны государственных, так и со стороны негосударственных институтов, заключается в установлении единых норм, требований к осуществлению депозитарной деятельности, а также контроле над их исполнением.

    Основу  нормативно-правового регулирования  деятельности депозитариев составляет Федеральный Закон “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. Он устанавливает обязательные требования к депозитарной деятельности, в том числе требование лицензирования, нормы ответственности, а также закрепляет правовые основы функционирования Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг как основного органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование депозитарной деятельности.

    В соответствии со ст. 2 и ст. 7 Закона депозитарий  – это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

    Следует отметить, что понятие депозитарной деятельности было уточнено в Положении  о депозитарной деятельности в РФ, утвержденном Постановлением ФКЦБ РФ № 36 от 16 октября 1997 г. В соответствии с ним хранение сертификатов ценных бумаг, не сопровождающееся учетом и удостоверением прав клиентов на ценные бумаги, не является депозитарной деятельностью и осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ о хранении. Таким образом, депозитарная деятельность включает в себя обязательное предоставление клиентам услуг по учету и удостоверению прав на ценные бумаги, учету и удостоверению передачи ценных бумаг, включая случаи обременения ценных бумаг обязательствами. Обязательным для депозитария является предоставление услуг, содействующих реализации владельцами ценных бумаг их прав по ценным бумагам в порядке, установленном депозитарным договором. Наряду с обязательными услугами, составляющими суть депозитарной деятельности, депозитарий может предоставлять и сопутствующие услуги, а именно услуги, повышающие качество депозитарного обслуживания.

    Важное  место среди актов, регулирующих депозитарную деятельность, занимают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Указом Президента РФ от 1июля 1996 г. № 1008 была утверждена Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, в которой в качестве одного из направлений развития фондового рынка определено развитие депозитарной деятельности.

    Важным  шагом в защите прав инвесторов и  акционеров на фондовом рынке стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. № 1034 “Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в  Российской Федерации” и Постановление  Правительства № 741 от 10 июля 1998 г. “О мерах по созданию национальной депозитарной системы”. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами в России создается национальная депозитарная система, включающая в себя Центральный депозитарий – Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка, а также организации, имеющие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, и работающие по стандартам национальной депозитарной системы. Следует отметить, что в основе данной системы должны лежать договоры, заключаемые между Центральным депозитарием и другими депозитариями. Для Центрального депозитария заключение такого договора (в случае его соответствия типовому договору) – обязанность, а для депозитария – право. Аргументом в пользу участия в данной депозитарной системе может стать высокий уровень гарантий для прав инвесторов, что обеспечит перевод активов в депозитарий, являющегося участником национальной депозитарной системы.

    Важнейшим направлением государственной политики на фондовом рынке является обеспечение  защиты прав инвесторов и других участников рынка ценных бумаг. Обеспечение  защиты прав является основным принципом  нормативно-правового регулирования депозитарной деятельности как одного из основных сегментов фондового рынка.

    В частности, 11 марта 1999 года вступил  в силу Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, который  распространяется на депозитарную деятельности в части обязанности депозитария, как и любого другого профессионального участника на рынке ценных бумаг предоставлять инвестору следующую информацию:

    копию своей лицензии на осуществление  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг;

    копию документа о государственной  регистрации профессионального  участника в качестве юридического лица;

    сведения  об органе, выдавшем депозитарию лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);

    сведения  об уставном капитале депозитария, о  размере его собственных средств  и резервном фонде.

    Депозитарий обязан уведомить инвестора о  его праве получить названную  информацию. Указанным законом предусмотрены  санкции за непредоставление инвестору указанной информации в виде штрафа, налагаемого ФКЦБ. Законом установлены следующие размеры штрафа: до 200 МРОТ – для должностных лиц и до 10000 МРОТ – для организаций.

    Нормативно-правовая база национальной депозитарной системы  находится на стадии становления. Постановление Правительства № 741 определяет обязанности федеральных органов по созданию Центрального депозитария, утверждает его Устав и типовой договор, однако не содержит конкретных норм, предусматривающих порядок взаимодействия Центрального депозитария, депозитариев, регистраторов, эмитентов в рамках функционирования национальной депозитарной системы.

    На  уровне ФКЦБ и ЦБ РФ осуществляется детальное регулирование депозитарной деятельности, устанавливаются конкретные требования к депозитарной системе учета.

    Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим депозитарную деятельность, является Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ № 36 от 16 октября 1997 г. Значение этого Постановления заключается в том, что оно принято по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. В нем устанавливается иерархия нормативных актов, регулирующих ведение депозитарного учета. В соответствии с п.п. 2.4-2.5 Постановления ряд актов, регулировавших данную деятельность, прекращают свое действие, а Инструкция Центрального Банка РФ от 25 июля 1996 г. № 44 и иные нормативные документы, Центрального Банка, регламентирующие порядок ведения депозитарного учета, действуют в части, не противоречащей вышеуказанному Положению. Кроме того, до принятия нормативно-правового акта о порядке представления отчетности по депозитарным операциям депозитарии продолжают предоставлять отчетность в соответствии с ранее принятыми нормативно-правовыми актами. Так кредитные организации предоставляют отчетность в соответствии с Письмом Банка России № 167 от 10 мая 1996 г. и Инструкцией Банка России № 44. 

    Все требования, устанавливаемые нормативно-правовыми  актами, к системе депозитарного  учета как элементу системы гарантии прав владельцев ценных бумаг условно  можно разделить на следующие  группы. 

    Вопрос 5. Договор комиссии. 

    Понятие и предмет договора комиссии. В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

      Таким образом, в отличие от  договора поручения, комиссионер в  отношениях с третьими лицами действует от собственного имени, создавая договорные права и обязанности непосредственно для себя. Это означает, что все требования по заключенному комиссионером договору его контрагент будет предъявлять непосредственно к комиссионеру независимо от того, знает ли он о том, что имеет дело с лицом, действующим в чужих интересах и за чужой счет.

      Так как комиссионер действует  перед третьими лицами от своего  имени, он не нуждается в  каких-либо полномочиях от комитента  и  не обязан представлять третьим лицам доказательств наличия таких полномочий (доверенности или договора, заключенного с комитентом). Именно поэтому представительство комиссионера носит косвенный характер и непосредственно не связано с институтами представительства и доверенности, предусмотренными в гл. 10 ГК. Комиссионер представляет в обороте интересы, но не личность комитента, и потому комитент не обязан выдавать ему доверенность. Из этого следует и отсутствие в договоре комиссии того лично-доверительного характера отношений, который имеет место в договоре поручения.

      Одна из основных отличительных  черт договора комиссии проявляется  в его предмете: совершение комиссионером  только сделок, а не любых юридических  действий. По договору комиссии  нельзя доверить лицу быть представителем в суде, совершить регистрацию договора аренды, поскольку такие действия хотя и являются юридическими, но не подпадают под категорию сделок.

      Как и в договоре поручения,  указание в законе на возможность  совершения комиссионером только сделок не означает, что комиссионер не осуществляет фактических действий. В рамках договора комиссии он находит на рынке покупателей (продавцов), самостоятельно проводит переговоры с ними и от своего имени заключает договоры.

      Договор комиссии может быть заключен: с указанием территории его исполнения; с обязательством комитента не предоставлять другим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, заключение которых поручено комитенту; с условиями относительно ассортимента товаров, а также без соответствующих условий (п. 2 ст. 990 ГК). Эти дополнительные условия чаще всего включаются в договоры комиссии, связанные с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности.

     2. Порядок исполнения комиссионного  поручения. Договор комиссии чаще всего применяется в предпринимательских отношениях. В этой связи необходимость личного исполнения комиссионером своих обязанностей должна быть прямо указана в договоре, в противном случае комиссионер вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц. Третьи лица могут привлекаться по договору субкомиссии; при этом ответственным перед комитентом за действия субкомиссионера остается комиссионер (п. 1 ст. 994 ГК). Все права и обязанности комитента в отношении субкомиссионера осуществляет комиссионер, а комитент до прекращения договора комиссии не вправе без согласия комиссионера вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии.

      Комиссионер обязан исполнить  договор на наиболее выгодных  для комитента условиях и в соответствии с его указаниями, а при отсутствии указаний - в соответствии с обычаями делового оборота и обычно предъявляемыми требованиями (ст. 992 ГК). В отличие от договора поручения, где указания комитента стоят на первом месте при исполнении поверенным его обязанностей, в договоре комиссии комиссионер более свободен в выборе способа исполнения договора (как следует из текста ст. 992 ГК, указаний комитента может вообще не быть).

      Если же в договоре комиссии  содержатся указания комитента  о выполнении поручения, отступление от этих указаний возможно лишь с согласия комитента. Однако комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, договором может быть предоставлено право отступать от указаний комитента без предварительного согласия. Кроме того, возможны случаи, когда комиссионер не мог предварительно запросить комитента или не получил ответа на запрос в разумный срок.

      Последствия отступления от указаний  комитента могут быть двоякими: и получение дополнительной выгоды, и наступление убытков. В первом случае выгода делится между сторонами договора комиссии поровну (если иное не предусмотрено в договоре), а во втором - отрицательные последствия отступлений от указаний комитента ложатся на комиссионера, если только последний не действовал с согласия первого или смог доказать невозможность действовать иным образом (ст. 995 ГК).

Информация о работе Контрольная работа по "Правовому регулированию рынка ценных бумаг"