Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:50, курсовая работа
Цель данной работы представлялась мне как определение Конституционного права ведущей отраслью российского права.
Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Конституционное право как отрасль российского права………….4
1.1 Понятие конституционного права как отрасли права российского права ……………………………………………………………………………4
1.2 Источники российского конституционного права…………………7
1.3 Нормы и общие принципы конституционного права…………..…10
Глава II. Особенности конституционно-правовых отношений…………….16
2.1. Конституционно-правовые отношения, их содержание, субъекты и объекты…………………………………………………………………………16
2.2 Объект регулирования отрасли конституционного права…………18
2.3 Методы регулирования и гарантии в конституционном праве РФ.21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26
6) субъекты конституционно-правовых отношений в избирательном процессе (например, избирательная комиссия, доверенные лица кандидатов, наблюдатели);
7) физические лица (прежде всего граждане, а к отдельных случаях иностранцы и лица без гражданства, например, в случаях подачи заявлений о предоставлении права убежища).
Объект
конституционно-правовых отношений
— это в конечном счете совершение
действий или воздержание от действий,
возникновение или прекращение состояний,
предписанных определенной конституционно-правовой
нормой. С точки зрения субъективной стороны
такие действия могут быть осознанными,
умышленными, целенаправленными и совершаемыми
по неосторожности (например, правительство
из-за небрежности не принимает ряд необходимых
мер, что влечет его отставку). Объективная
сторона конституционно-правовых действий
определяется их характером.
2.2
Объект регулирования
отрасли конституционного
права
В самом конечном счете объектом регулирования конституционного права, как и других отраслей, являются материальные и духовные блага доступ к ним, их использование. Вместе с тем каждая из отраслей российского права имеет свой объект регулирования — определенную сферу общественных отношений. В гражданском праве — это имущественные и некоторые неимущественные отношения, в трудовом нраве — трудовые отношения, в уголовном — преступления и наказания и т.д.
Российское
конституционное право
Конституционное право РФ не только устанавливает основы жизнедеятельности человека, коллектива, государства, общества, но, что не менее важно, регулирует и основы их взаимосвязей. Эти взаимосвязи складываются объективно, но опосредуются правом, т.е. путем применения публичной власти, а не путем использования чисто экономических или духовных регуляторов. В результате многие взаимосвязи человек — коллектив — государство — общество выступают в качестве властеоотношений, когда власть народа реализуется путем участия отдельного гражданина и как публичная власть территориальных коллективов. Для конституционного нрава главное значение в системе таких властеоотношений имеет государственная власть. Государственная власть, складывающаяся в обществе на основе сотрудничества и борьбы различных сил, социальных общностей, партий, играет главную роль в создании и распределении социальных ценностей в обществе — не только материальных, но и духовных благ, культуры, образования, здравоохранения и т.д. Главные принципы создания и распределения социальных ценностей, сотрудничества и состязательности различных сил устанавливает конституционное право.
Наряду с закреплением основ общественного и государственного строя многие вопросы, связанные с этими отношениями, конституционное право регулирует детально. Это относится к порядку выборов представительных органов, должностных лиц, наделению полномочиями глав администрации субъектов РФ, формам непосредственной демократии. Конституционное право регламентирует разграничение предметов ведения Федерации и се субъектов, роль партий и общественных объединений, способы осуществления основных прав гражданина, роль конституционного контроля и др. По многим из этих вопросов приняты федеральные конституционные законы или федеральные законы.
Особенности
объекта российского
Правовые
акты субъектов РФ, муниципальных
образований должны соответствовать
федеральной Конституции и
2.3
Методы регулирования
и гарантии в конституционном
праве Российской Федерации
Методы регулирования связаны с характером норм, о которых говорилось выше. В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом, методы управомочения, субординации, обязывания, запрещения. Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать, методы координации, согласования не относятся к числу основных. Так например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации.
Нормы, институты, подотрасли, о которых говорилось выше, членение норм на части, буквенная нумерация пунктов — это внешнее выражение системы конституционного права. Она характеризует расположение материала. Внутренняя система конституционного права обусловлена его содержанием, которые логически и последовательно, во взаимосвязях, раскрывается в нормах, институтах, подотраслях, следуя от общего к частному. Конституция РФ говорит сначала об основах конституционного строя, затем следуют главы о правах личности, федерализме, ветвях государственной власти и их основных органах, принципах местного самоуправления. Это определяет и всю систему конституционного права в целом, хотя в субъектах РФ не могут не быть свои особенности.
Важнейшее значение для осуществления конституционно-правовых норм имеют гарантии. Как и в других отраслях нрава, гарантии могут быть по своему характеру общими например, правовое государство — гарантия для всех, коллективными, индивидуальными, экономическими, социальными, политическими и юридическими, но в конституционном праве они отличаются рядом особенностей. Особое значение гарантии имеют для реализации прав и свобод человека и гражданина, но не сводятся только к этому. Для осуществления многих конституционных положений важнейшее значение имеют экономические гарантии. Развитая и устойчивая экономика обеспечивает, например, необходимый уровень Вооруженных Сил для зашиты государственного суверенитета, оснащенность государственного аппарата техническими средствами управления, регулярное проведение выборов, материальное обеспечение судебной системы и т.д. С экономическими гарантиями неразрывно связана реализация экономических прав личности14.
В основе социальных гарантий лежит социальная солидарность, социальное партнерство. Социальная солидарность создаст условия для последовательного осуществления конституционных норм в ходе эволюционного развития общества. Для этого нужно находить компромиссы между интересами различных слоев общества, чему призваны содействовать меры публичной власти. Социальные гарантии связаны с мерами по обеспечению свободного предпринимательства и свободы другой трудовой деятельности, с мерами по трудоустройству и ограничению безработицы, с пенсионным обеспечением, организацией образования, медицинского обслуживания и т.д.
Политические гарантии коренятся прежде всего в характере государственной власти, которая должна служить народу, а не определенным классам или группировкам, и связаны с демократическим режимом, политическим плюрализмом и многопартийностью, квалифицированным и служащим интересам народа государственным аппаратом. Немаловажное значение имеет уровень политической культуры государственного аппарата и всего населения, его приверженность к соблюдению конституции и умение пользоваться предоставляемыми законодательством возможностями.
Среди юридических гарантий особое значение имеет должный. уровень развития законодательства, его непротиворечивость, полное соответствие конституции, точное соблюдение конституции и законов. Особенно важна роль суда, его независимость, реальная возможность обжаловать в судебном порядке действия должностных лиц, органов государства. Исключительное место занимает надзор за соблюдением законности, а также конституционный контроль, его реализует Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ.
Конституционная политическая и конституционно-правовая ответственность. В нормах конституционного права могут содержаться положения об ответственности. Нередко эти положения имеют «передаточный» характер: сама ответственность наступает по нормам уголовного права, гражданского, административного права. Вместе с тем существуют специфические формы ответственности, многие из которых не связаны с виновностью государственного органа или должностного лица и имеют морально-политический характер. В связи с этим в науке различают конституционную политическую и конституционно-правовую ответственность.
Таким
образом, следует различать, во-первых,
конституционный деликт, в котором присутствуют
противоправность и виновность, а санкции
за это устанавливаются нормами конституционного
права; во-вторых, такой конституционный
деликт, где также есть противоправность
и виновность, но санкции за который устанавливаются
в других отраслях права; в-третьих, конституционное
несоответствие, санкции за которое предусмотрены
только нормами конституционного права
и имеют не столько юридический, сколько
морально-политический характер или отрешение
от должности по этой же причине главы
администрации субъекта РФ.
Заключение
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что при определении конституционного права длительное время господствовал статичный подход: перечислялись объекты регулирования, в основном соответствовавшие названию глав конституции: конституционный строй, права человека, федерализм, органы законодательной, исполнительной, судебной власти и т.д.. Этот подход не отвергается и сегодня, но все чаще акцент делается на использовании структурно-функционального (системного) метода: не только на элементы, но и на их взаимосвязи, на их динамику.
Конечно, любое определение в какой-то мере несовершенно. Оно не может отразить все стороны явления, но «схватывает» главное, суть вещей. Имея это в виду, определение отрасли российского конституционного права на базе современных подходов. Итак, из выше изложенного следует, что Российское конституционное право — ведущая отрасль российского права, регулирующая основы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества, правового статуса человека и гражданина и основы взаимосвязей личности — коллектива — государства — общества путем применения на базе сотрудничества и состязательности различных социально-политических сил государственной власти, используемой в конечном счете для установления порядка создания и распределении социальных ценностей (благ) в обществе.
На мой взгляд, с таких позиций можно дать более объемное, разностороннее, комплексное определение конституционного права как особой отрасли права.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.
Но
поскольку эта отрасль права
регулирует столь важную и сложную
сферу общественной жизни, она неизбежно
приобретает ведущий характер в системе
права. Собственно, с конституционного
права начинается формирование всей системы
национального права, всех отраслей, и
в этом его системообразующая роль. Ни
одна отрасль национального права той
или иной страны не может развиваться,
если она не находит опоры в конституционных
принципах или нормах конституционного
законодательства, а тем более противоречит
им.
Информация о работе Конституционное право как отрасль Российского права