Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:50, курсовая работа
Цель данной работы представлялась мне как определение Конституционного права ведущей отраслью российского права.
Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Конституционное право как отрасль российского права………….4
1.1 Понятие конституционного права как отрасли права российского права ……………………………………………………………………………4
1.2 Источники российского конституционного права…………………7
1.3 Нормы и общие принципы конституционного права…………..…10
Глава II. Особенности конституционно-правовых отношений…………….16
2.1. Конституционно-правовые отношения, их содержание, субъекты и объекты…………………………………………………………………………16
2.2 Объект регулирования отрасли конституционного права…………18
2.3 Методы регулирования и гарантии в конституционном праве РФ.21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………….26
Источником российского конституционного права может быть международный договор, ратифицированный Россией например, пакты о правах человека 1966 г.. Такой договор, будучи частью международною права, может иметь приоритет перед законом и в этом случае закон должен быть приведен в соответствие с ним, но не может противоречить Конституции.
Судебные
прецеденты, как и правовые обычаи, источниками
конституционного права в России в отличие
от некоторых других стран не являются.
Последние могут применяться лишь в рамках
организационно-технической деятельности
некоторых государственных органов. Акты
муниципальных образований к числу источников
конституционного права относятся лишь
в исключительных случаях например, если
речь идет об осуществлении переданных
органам местного самоуправления отдельных
государственных полномочий.
1.3
Нормы и общие принципы
конституционного права
Первичным элементом конституционного права, как и других отраслей права, является норма. Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах и регулирующие отношения, входящие в объект конституционного права. Нормы конституционного права содержатся обычно в правовых актах, относящихся по своему содержанию к конституционному праву, но иногда могут содержаться в актах, относящихся к другим отраслям права. С другой стороны, в правовых актах, относящихся к конституционному праву, могут, правда редко, содержаться нормы других отраслей права. Например, в законах о выборах в общей форме говорится об уголовных наказаниях и административно-правовых санкциях за нарушение избирательного законодательства. В статье Конституции РФ, федерального закона, указа Президента РФ, конституции субъекта РФ, закона субъекта Федерации, не расчлененной на части, может содержаться одна норма такова, например, ст. 116 Конституции РФ: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»3. Статья, разделенная на части, содержит несколько норм, причем обычно каждой части соответствует своя норма.
Нормы российского конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой — имеют свои особенности. Существует множество классификаций конституционно-правовых норм но самым различным основаниям: по содержанию, форме, характеру действия, по субъектам, издающим конституционно-правовые акты, и т.д. Содержание конституционно-правовых норм определяется конкретной сферой регулирования, содержание норм об основных правах человека иное, чем, например, о составе Российской Федерации. По своей юридической силе нормы конституционного права также неодинаковы. Нормам конституций (уставов) принадлежит верховенство (соответственно на уровне Федерации или в рамках субъекта РФ), ибо противоречащие им положения других законов признаются недействующими. Среди норм, содержащихся в Конституции РФ, приоритет имеют нормы гл. 1 (об основах конституционного строя). Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16)4.
По своей роли в правовой системе значительная часть норм конституционного права (кроме тех, которые регулируют сугубо конкретные отношения) обладает учреждающим характером. Учреждающие нормы — это обычно нормы-принципы о характере власти, едином экономическом пространстве, идеологическом многообразии, о демократическом, социальном, правовом, светском государстве и т.д.
Многие нормы конституционного права предусматривают не только права или не только обязанности. Так называемые нормы-полномочия устанавливают одновременно и право, и обязанность. Так, право Президента РФ представить Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ — это одновременно и его обязанность.
Среди норм-правил также имеются определенные градации. По характеру предписаний они подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Эти различия раскрывают особенности механизма воздействии конституционно-правовой нормы. Стимулирование выражено, например, в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, где говорится, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Дозволяющие нормы особенно широко представлены в гл. 2 Конституции РФ например, согласно ч. 1 ст. 37 каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Управомочивающие нормы обычно связаны с полномочиями тех или иных органов, должностных лиц.
Обязывающие нормы предписывают поступать определенным образом. Так, при введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президент РФ обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ)5. Запрещающие нормы содержат запрет поступать определенным образом. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещены создание и деятельность общественных объединений, которые имеют целью насильственное изменение конституционного строя6.
Нормы конституционного права бывают императивными, альтернативными и диспозитивными, материальными и процессуальными. Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом, альтернативные нормы дают субъекту (субъектам) возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов. Например, если Правительство РФ подает в отставку, Президент РФ, согласно ч. 1 ст. 117 Конституции РФ, может ее либо принять, либо отклонить, но не дают абсолютной свободы выбора7: этот выбор связан с указанными в норме условиями и обстоятельствами. Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит, что «структура органов местного самоуправления определятся населением самостоятельно»8. Материальные нормы определяют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы — формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма. Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ, а процессуальными — нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.
Структура норм конституционного права складывается обычно из гипотезы и диспозиции. Санкция в нормах конституционного права имеется редко и обычно носит политический характер или предусматривается в других отраслях нрава.
Общие принципы конституционного права — это, в конечном счете, тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика. Таковы положения, содержащиеся в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью9, ст. 12, провозглашающей принцип местного самоуправления10, ч. 3 ст. 13, устанавливающей многопартийность11, и др. Общие принципы получают детализацию в других нормах конституционного права. Так, положения о демократическом государстве находят развитие в законодательстве о выборах, референдуме и т.д., ст. 2 Конституции РФ получила детализацию в регулировании об основных правах человека и гражданина и т.д.
Конституционно-правовые институты и подотрасли конституционного права. На основе объективно существующих взаимосвязей, но субъективно (исследователями) правовые нормы объединяются в правовые институты. Институт конституционного права — это система норм, регулирующих обособленную группу однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового характера, что и создает основу для определенного правового единства. Институт может объединять нормы различных источников права: Конституции РФ, конституций республик, законов РФ и законов республик и т.д. Таков, например, институт референдума, регулируемый Конституцией и законами РФ, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Конституционно-правовой институт может включать только федеральные нормы, например институт президентства РФ, или только нормы актов определенного субъекта РФ. Например, отзыв депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ.
С точки зрения структуры выделяют унитарные и комплексные институты. Унитарный институт не может быть расчленен на меньшие по объему институты например, институт импичмента, т.е. отрешения Президента РФ от должности — ст. 93 Конституции РФ. Комплексные институты состоят из пединститутов, которые, в свою очередь, могут иметь более дробные деления. Например, институт президентства включает, в частности, институты президентского вето — отказа в подписи принятого парламентом закона, и последствия этого, импичмента, инаугурации — вступления в должность, а последний включает президентскую присягу и т.д.. В зависимости от сферы действия, ее масштабов различают институты федерального конституционного права и конституционного права субъектов Федерации.
В российской научной и учебной литературе нет единой классификации институтов конституционного права по их содержанию. Обычно имеются только упоминания о тех или иных комплексных институтах.
Подотрасль — наиболее крупное членение внутри конституционного права. Это система однородных институтов, включающих близкие по своему содержанию нормы и общие принципы. Часто к числу подотраслей относят избирательное право, парламентское право (главным образом это институты и нормы, регулирующие структуру и деятельность парламента), конституционное правосудие (деятельность судебных органов конституционного контроля), право народовластия, федеральное право (нормы, регулирующие федерализм), гуманитарное право (права и обязанности личности) и др. Иногда называют до 11 подотраслей. Вопрос о делении конституционного права на подотрасли, как и проблема институтов, остается дискуссионным. В любой классификации всегда много субъективного отношения.
Для того чтобы конституционно-правовая норма действовала, работала, а не оставалась на бумаге, по общему правилу нужен юридический факт конституционно-правового характера. Конечно, определенные отношения в обществе могут возникать на основе норм-принципов. Таково, например, положение ст. 1 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, или ч. 1 ст. 4, гласящей, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю се территорию. Все лица, органы, общественные объединения внутри страны и на международной арене должны учитывать эти положения в своей деятельности12. Следовательно, в данном случае возникают определенные правовые отношения.
Однако
такие отношения чаще всего
имеют весьма обобщенный, абстрактный
характер. Как правило, для того, чтобы
привести правовую норму в действие, для
возникновения конкретных конституционно-правовых
отношений, особенно если мы имеем дело
с нормами-правилами, устанавливающими
определенные права и обязанности, необходим
конкретный юридический факт. К числу
таких фактов относятся события, состояния
например, состояние лица в гражданстве
при соблюдении других условий дает ему
право участвовать в выборах Президента
РФ, действия (бездействие). Примером последнего
рода может служить признание Конституционным
Судом РФ федерального закона не соответствующим
Конституции РФ.
Глава II. Особенности конституционно-правовых отношений
2.1.
Конституционно-правовые
отношения, их содержание,
субъекты и объекты
Действие нормы (при наличии юридического факта) создает между участниками (субъектами) определенные взаимосвязи, отношения, порождает взаимные права и обязанности. Конституционно-правовые отношения — особый вид общественных отношении, урегулированных нормами конституционного права. Материальное содержание этих отношений может быть различным (например, получение в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственной пенсии, или изменение правового положения ушедшего в отставку Президента РФ). Юридическим содержанием конституционно-правовых отношений является юридическая связь между их субъектами, которая выражается в форме взаимных (иногда — односторонних) прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой.
Рассматривая конституционно-правовые отношения, выделяют субъект, объект, субъективную и объективную стороны. В отличие от некоторых других отраслей права, где среди субъектов правовых отношений выделяют обычно физических и юридических лиц, в конституционном праве приняты иные градации. Это:
1) социальные, национальные и иные общности (народ, которому принадлежит народный суверенитет, определенные этнические группы, имеющие право на самоопределение, но в составе РФ, публичные территориальные коллективы, создающие местное самоуправление, и др.);
2) государство и государственные образования (субъекты РФ), между которыми возникают конституционно-правовые отношения, например по вопросам изменения границ субъектов РФ;
3) структурированные объединения граждан (в отдельных случаях и неграждан), например партии, которые вправе выдвигать кандидатов на выборах, инициативные группы граждан, которые вправе инициировать референдум, и др.; публичные собрания, митинги, демонстрации тоже являются в известной мере структурированными объединениями (в отличие, например, от толпы), поскольку их создание подчиняется особым правилам, у них есть руководство (организаторы), определенные права (например, охрана законного митинга милицией от насильственных посягательств оппонентов);
4) органы государства (Российской Федерации), субъектов РФ и местного самоуправления, а также должностные лица, обладающие конституционно-правовыми полномочиями между законодательным собранием и сельским сходом,
5) депутаты представительных органов, имеющие право запроса к администрации (правительству, губернатору и др.), а представители последней обязаны дать ответ в установленные сроки;
Информация о работе Конституционное право как отрасль Российского права