Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:31, курсовая работа
За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Содержание:
Введение. 3
1.1.Понятие и предмет Конституционного права Российской 5
1.2. Система конституционного права России. 16
1.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России. 22
2. Нормы конституционного права. 30
2.1. . Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты. 30
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности. 38
2.3. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности. 45
3.Источники конституционного права. 64
3.1.Обзор основных источников конституционного права. 64
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного права. 67
3.3. Федеральные конституционный законы как источник конституционного права. 69
3.4. Федеральный договор как источник конституционного права. 71
3.5. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права 72
3.6. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права 75
Заключение. 76
Список используемой литературы: 77
Это, разумеется, не означает, что конституция устанавливает систему конституционного права, как полагают некоторые исследователи. Однако она оказывает определяющее влияние на структуру системы конституционного права, является основой этой системы. В этом нетрудно убедиться, сравнив предлагаемые в литературе варианты системы конституционного (государственного) права с системой действующих в нашей стране в разное время конституций.
Система конституционного права, как и система конституции, не остаются неизменными. Они развиваются, поскольку должны обеспечивать необходимый уровень правового воздействия на общественные отношения в соответствии с потребностями социальной реальности. При этом система конституционного права является более подвижной, более подверженной изменениям с учетом этих потребностей.
Наиболее существенные изменения система конституционного права претерпевает в условиях, когда вносятся существенные, подчас коренные изменения в систему конституции. Например, после принятия в 1993 г. Конституции РФ, которая определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела новые правовые институты, существенные изменения претерпела и система конституционного права России.
Соотношение системы конституционного права с системой конституции является частью более общей проблемы — соотношения сие темы права и системы законодательства.
Анализ системы конституционного права требует выявления не только ее главных составных частей, но и места каждой из них в данной системе, основанного на их соотношении, с учетом того, что нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяя их направленность и содержание.
В этом смысле первое место в системе конституционного права занимают нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, поскольку они содержат начала правового регулирования, которое осуществляется нормами других институтов конституционного права. Входящие в этот институт нормы регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет государства, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации).
Наряду с основами функционирования политической системы общества нормы конституционного права, содержащиеся в рассматриваемом институте, закрепляют основы экономической системы посредством установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.д.
Следующее место занимает институт гражданства, объединяющий правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданством. Обладание гражданством является предпосылкой распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством как внутри страны, так и за ее пределами. Нормами конституционного права, входящими в институт гражданства, регулируются основания, по которым то или иное лицо признается гражданином России, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов, компетенция государственных органов, уполномоченных решать вопросы гражданства.
За институтом
гражданства следует институт, определяющий основы правового статуса
человека и гражданина. Его место обусловлено
им, что человек, его права и свободы признаются
высшей ценностью в государстве и обществе,
главной целью функционирования всех
государственных и общественных структур.
Нормы конституционного права, входящие
в этот институт, определяют основы взаимоотношений
человека с государством, т.е. главные
принципы, характеризующие положение
человека в обществе и государстве, а также
основные
неотъемлемые права, свободы и обязанности
человека и гражданина.
Именно эти отношения являются базовыми,
определяют положение
человека во всех его общественно значимых
связях.
Важное место
в системе конституционного права
принадлежит институту федерати
Названный институт составляют нормы, регулирующие широкую юру общественных отношений, складывающихся между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих отношений — важное условие обеспечение целостности и единства государства.
Институту, закрепляющему
систему органов
Завершают систему конституционного права институт, нормы которого закрепляют систему государственной власти, а также институт местного самоуправления.
Итак, система конституционного права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию конституционно-правовых норм, их логическую последовательность. Причем в конституционно-правовых институтах объединяются нормы самых различных видов. В них могут входить и нормы конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правовых институтов могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и др.
Крупные институты конституционного права состоят из более частных. Например, институт избирательного права (в объективном смысле) включает в себя такие институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, охватывает ряд стадий: назначение выборов, выдвижение кандидатов и др., которые представляют собой еще более частные институты конституционного права.
Основные институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права. К их числу некоторые авторы относят, например, прокурорский надзор. Так, В.С. Тадевосян рассматривал прокурорский надзор как часть государственного (конституционного) права, а С.С. Алексеев и ряд других ученых считали прокурорский надзор подотраслью государственного права.
Аргументируя эти точки зрения, Г.И. Бровин полагал, что социально-экономическое и политическое содержание общественных отношений в деятельности прокурорского надзора определяется государственно-правовыми нормами, закрепленными в Конституции СССР, в конституциях союзных и автономных республик, а также принятым в их развитие Положением о прокурорском надзоре в СССР. Он рассматривал прокурорский надзор как особую, специфическую, так называемую правоохранительную государственную деятельность, именуемую высшим надзором.
Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право играет определяющую роль в жизни общества, в демократических преобразованиях, происходящих в России.
Провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью и закрепив в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, конституционное право России обеспечивает гуманизацию всех конституционно-правовых институтов, выражающуюся прежде всего в отказе от приоритета общественных, государственных интересов над личными, в построении таких взаимоотношений государства и гражданина, в основе которых лежали бы приоритеты интересов личности, взаимной ответственности государства и личности.
Установленные нормами конституционного права принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации, ориентиром для совершенствования системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, образуют основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью оказывает определяющее в демократическом плане влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на деятельность государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в соответствии с этим принципом не вправе своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те демократические черты, характеризуют его как конституционное. В конституционном государстве, построение которого в нашей мне осуществляется при решающем воздействии конституционно-правовых норм, народ все более становится демократически конституированным сообществом, которое социально ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства нюху тоталитаризма, убеждает все большее число людей в том, что народ, который перманентно не способен или не желает признавать объективную ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.
И современной российской действительности, когда растет пресность, продолжается обнищание населения, нарушаются права человека, признание конституционным правом прав и свобод человека шей ценностью носит в значительной мере формальный характер. Однако заложенный в нормах конституционного права демократический потенциал служит основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
Нужную роль
в осуществлении
Правовое государство характеризуется, прежде всего тем, что оно ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права — это в первую очередь верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.
Верховенство закона означает также его всеобщность. Иными словами, не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные области жизни общества, куда могли бы «прорваться» и другие акты, оттеснить законы и разрастись там.
Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, т.е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все без исключения субъекты общественной жизни подчинялись бы его нормам.
Все эти характеристики правового государства получили закрепление в конституционном праве и прежде всего в конституции — его основном источнике.
Вместе с тем необходимо отметить, что Российская Федерация, провозглашенная правовым государством, на деле таковым пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона, отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить законные интересы.
Помимо объективных сложностей переходного периода, такое положение во многом обусловлено тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие работники этих органов еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.
Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в сфере защиты их прав, а государственные и муниципальные органы не оказывают гражданам соответствующей помощи, не ориентируют их в окружающей социальной среде. Для преодоления всех этих трудностей и недостатков требуется много усилий, как самого государства, так и граждан. Необходимая правовая база для этого и содержится в нормах конституционного права.
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль российского права