Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:30, реферат
Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество.
Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности.
В процессе создания информационных систем для муниципального управления и местного самоуправления накоплено значительное число информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства. Кроме того, в городе имеется большое число высококвалифицированного персонала, обладающего опытом построения сложных распределенных информационных систем в оборонной отрасли и в области государственного управления.
Сложился порядок организации работ, при котором государственным заказчиком выступает Департамент экономической политики и развития г. Москвы (ДЭПиР), формирующий ежегодные планы работ по информатизации в Москве, утверждаемые Межведомственной комиссией по информатизации. В качестве заказчиков по отдельным проектам в области создания городских информационных систем выступают ДЭПиР, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" и некоторые другие уполномоченные Правительством Москвы организации.
В то же время следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем муниципального управления и местного самоуправления, неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы.
Достигнутые в ходе выполнения предыдущих программ по информатизации городского управления результаты позволяют перейти к новому этапу создания информационных систем - созданию интегрированной системы управления городом, соответствующей требованиям концепции "электронной власти" и "электронного учреждения". Основными направлениями работ являются:
Создание общегородской системы управления работами по информатизации и отраслью информационных услуг.
Централизация и ускорение работ по общесистемному обеспечению городской информационной инфраструктуры.
Продолжение развития отраслевых информационных систем и аттестация всех отраслевых учреждений на соответствие требованиям к "электронному учреждению".
Интеграция отраслевых информационных систем между собой, а также с общегородскими и территориальными информационными системами.
Создание комплексных, интегрированных с общегородскими и отраслевыми системами, территориальных автоматизированных информационных систем (ТАИС).
Создание единого общегородского корпоративного информационного портала.
Создание общегородского публичного информационного портала, интегрированного с другими публичными информационными системами.
Одним из важнейших направлений является общесистемное обеспечение городской информационной инфраструктуры. За последние годы здесь проделан большой объем работ. Разработан системный проект развития общегородской информационной системы, начался процесс интеграции информационных систем на межкомплексном уровне, в частности, систем Комплекса городского хозяйства и Комплекса по имущественно-земельным отношениям, разрабатывается Единая государственная картографическая основа г. Москвы, создан и ведется реестр городских информационных систем.
На новом этапе информатизации важнейшей является проблема интеграции информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Комплекс очередных мероприятий Правительства Москвы по общесистемному обеспечению информатизации городского управления, включающий следующие направления деятельности:
создание единой государственной картографической основы г. Москвы в интересах городского хозяйства;
создание автоматизированной системы банка данных "Население" и внедрение в ее городе;
развитие нормативно-правовой базы;
тиражирование типовых информационных технологий в территориальных подразделениях и службах органов городского управления;
создание на основе городской телекоммуникационной сети и технологий Интернет единой муниципальной Интранет системы и единого городского информационного портала.
Территориальные автоматизированные информационные системы (ТАИС) для административных округов и Управ районов относятся к классу базовых городских муниципальных систем. ТАИС являются мно- гоуровневыми распределенными информационными системами, интегрированными по информационным ресурсам с отраслевыми АИС городских Комплексов. Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных АИС "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории, конкретного района и собирается территориальными органами управления. Однако, значительная часть этих информационных потоков имеют восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, капсулируется в ведомственных информационных системах.
В настоящее время органы территориального управления, непосредственно работающие с субъектами экономики и гражданами, лишены информационной поддержки от отраслевых автоматизированных систем. На районном уровне управления (Управы) положение вообще критическое. Из 106 функций, записанных нормативными документами за Управой, более половины даже не контролируются ею. Они или реализуются территориальными подразделениями отраслевых городских служб или не выполняются вовсе. При этом полнофункциональных информационных систем нет ни в одной Управе, а, сколько-нибудь эффективная и регулярная информационная интеграция с отраслевыми АИС отсутствует. Очень часто территориальные органы управления, чтобы обеспечить хотя бы минимальные требования поддержки реальных процессов на своей территории и в своей сфере ответственности, вынуждены дублировать отраслевые органы и создавать собственные информационные ресурсы.
Наиболее вопиющим примером отсутствия интеграции является созданная фактически в каждом ДЕЗе собственная система учета жилищного фонда, необходимая для расчетов с нанимателями и собственниками жилья и арендаторами. Эти информационные системы ведутся практически независимо от городского БТИ, (причем, как правило, данные в них более актуализированы, так как связаны с процессами оплаты). Однако их информационная оторванность от юридически значимых первоисточников и неудовлетворительная защищенность создают большие возможности для злоупотреблений и многочисленных ошибок. Возможен большой недобор в коммунальных платежах и огромные потери на дублировании в создании и ведении важнейшего городского информационного ресурса.
С целью преодоления указанных недостатков и дальнейшего развития информационного обеспечения процессов управления городом, необходимо развернуть работы по трем направлениям.
В течение последних лет в Москве начаты проекты, связанные с использованием ИКТ в городском хозяйстве, в частности, начата реализация проекта создания единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления городским хозяйством.
Данный проект направлен на создание информационной системы, обеспечивающей контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и автоматизацию диспетчеризации городского жилищно-коммунального хозяйства. Создание подобной системы приведет к значительному снижению затрат на содержание (управление и диспетчеризацию) городского жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации использования ресурсов (электроэнергия, газ, тепло и пр.), потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством Москвы. Кроме того, разработка системы предоставит городским властям и службам инструмент контроля и управления городским хозяйством, который позволит решить следующие задачи:
создание источников объективной и достоверной информации о состоянии инженерного оборудования зданий и сооружений;
создание механизма сбора, обработки и хранения этой информации;
повышение оперативности сбора информации о состоянии жилищно-коммунального комплекса г. Москвы;
накопление данных об использовании ресурсов, потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы.
Возможность использования информационных сетей и систем создает для каждого гражданина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество информационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Необходимо помнить, что вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе.
Последнее, однако, должно рассматриваться не столько как опасность, сколько как новый шанс усилить политическую активность и политическую ответственность населения. Для этого в первую очередь необходимо создать в городе основы "теледемократии", что предполагает:
постоянное информирование населения через официальные WWW-сайты Мэрии Москвы, Московской городской Думы, префектур округов и районных управ о деятельности органов власти;
предоставления в публичный доступ актуализированных официальных документов - законов и нормативных актов;
обеспечение прямого участия горожан в выработке решений по конкретным вопросам, затрагивающим их интересы;
проведение оперативных опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними;
организации регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депутатами, жителей с представителями исполнительной власти города, района и управы.
Мировой опыт показывает, что информатизация повседневной жизни является средством стимуляции духовного и экономического развития. Использование ИКТ в быту повышает информационную активность горожан, дает ощущение улучшения комфортности жизни, способствует повышению качества труда и возрастанию экономической активности горожан за счет ненавязчивого обучения "через развлечения". Бытовая информационная продукция - сильнейшее средство привлечения населения на путь интеграции в информационное общество.
В этой сфере очень велика роль самоорганизации. Рынок бытовой электроники и связанной с ним информационной продукции возник в городе одним из первых и сегодня мало уступает европейскому. В то же время информатизация быта и досуга - одна из тех областей, где городская администрация может проводить активную социально-ориентированную политику. В целях содействия социально-экономическому развитию города эта политика должна преследовать следующие основные цели:
стимулирование отечественных производителей бытовой информационной продукции (электронных развлекательных, медицинских и юридических программ, электронных игр и пр.) и слежение за их качеством;
содействие сохранению национальной культуры с помощью регулирования рынка городской информационной продукции (имеется удачный опыт Франции по введению квот на продажу и показ иностранной продукции и отсев низкопробной продукции);
оказание социальной помощи в электронной форме в первую очередь наиболее незащищенным группам.
Во всем мире основной движущей силой развития информационного общества являются дети. 2/3 московских детей сосредоточены в мало обеспеченных семьях, и без помощи города в форме организации общественных электронных центров, они обречены на отставание в развитии, на второсортную жизнь с младенчества.
Качество жизни стариков, многочисленной и растущей части населения города, а также инвалидов может быть значительно улучшено за счет электронизации квартир. Подключение их жилищ к поликлинике, к рабочему месту социального работника и/или к общественному домовому центру позволит резко повысить эффективность предоставляемой им помощи. Обеспечение этих групп населения бесплатной информацией и доступом к средствам коммуникации позволит им лучше сохранять свое здоровье и полноценно участвовать в общественной жизни.
Для определения наиболее действенных путей электронной помощи необходимо проведение социальных экспериментов.
Информация о работе Концепция движения Москвы в информационное общество