Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:30, реферат
Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество.
Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности.
В Москве в настоящее время имеется около 2400 учреждений дошкольного образования, в том числе свыше 160 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (по новой классификации), более 1500 средних школ (включая негосударственные), более 170 профессионально-технических училищ и лицеев, около 150 техникумов и колледжей, более 200 высших учебных заведений (включая негосударственные), свыше 30 учреждений и подразделений системы дополнительного профессионального образования.
Состояние информатизации отрасли в городе можно проиллюстрировать следующими цифрами: WWW-серверы в Москве имеют около 4% школ, чуть более 3% ПТУ и лицеев, 13% колледжей и техникумов, 15% вузов. Большая часть вузов имеет электронный адрес (обмен информацией происходит в основном по коммутируемым каналам). Наибольшее продвижение наблюдается в области информационно-библиотечного обслуживания образования - автоматизированные информационно-библиотечные системы используют около 7% школ и почти 25% вузов, более 30% массовых и специализированных библиотек, используемых учащимися. Следует отметить в целом удовлетворительную (по количеству компьютеров) оснащенность вузов. Однако большинство компьютеров в вузах - малопроизводительные.
В отрасли образования Центром информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования РФ разработан автоматизированный кадастр "Информационные ресурсы высшей школы", включающий описания информационных ресурсов, созданных в учреждениях науки и высшей школы системы Минобразования. Анализ кадастра показывает, что преобладающее количество автоматизированных информационных ресурсов отрасли (около 80%) ориентированы на технические специальности. Учитывая универсальный характер информационных технологий, возможность их использования для обучения любым дисциплинам, существующий уровень информатизации гуманитарного образования в стране можно оценить как неудовлетворительный. К этому следует добавить, что к большинству всех информационных ресурсов, представленных в кадастре, не обеспечено сетевого доступа.
Еще хуже обстоит дело с наличием сетевых компьютерных учебных курсов для дистанционного образования. Такими курсами располагают лишь около 5% московских вузов, причем их количество в различных вузах колеблется от 1 единицы до нескольких десятков. При этом для эффективного дистанционного образования среднему вузу требуется 300-350 учебных курсов. Дистанционное обучение в московских школах, техникумах и ПТУ пока находится в зачаточном состоянии.
Переход к информационному обществу сдвигает базовые образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому. Новейшие телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают для преподавателей и учащихся совершенно новые возможности. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы.
В процессе становления информационного общества получает новое разрешение противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Знания и профессионализм, а вместе с ними благополучие и успех как назначение высоких ступеней образования все более уступают развитию творческих сил и способностей личности. По мере перехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей.
Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Специфика новой системы образования должна проявляться в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования. Это становится особенно очевидным с развитием "образования на всю жизнь", которое должно стать более фундаментальным и универсальным.
Первостепенную роль здесь должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.
Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспе чивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо: диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, таким образом создав содержательную основу для перехода к принципу "Образование для всех". Из всего этого следует, что важной проблемой конца ХХ - начала ХХI в. является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".
Современные ИКТ создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости учебных программ.
Современный уровень развития ИКТ дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Становление и последующее развитие системы дистанционного образования должно в будущем привести к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые создадут реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.
Для того чтобы эффективно использовать эти возможности, такие новые области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика должны быть лучше изучены и использованы преподавателями. Уже на этой стадии разработчики новых и будущих информационных и коммуникационных технологий должны ориентироваться на их практическое применение, учитывая не только технические возможности этих технологий, но также и более широкие культурные, образовательные и этические цели.
Исходя из изложенного, для успешного движения Москвы к информационному обществу необходимо:
разработать и реализовать новую идеологию непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов;
обеспечить широкую популяризацию концепции "образования через всю жизнь" среди педагогов, учащихся и всего населения города путем подготовки и распространения научно-популярных изданий, публикации материалов в наиболее популярных журналах, использования каналов СМИ;
создать сеть специализированных центров городского подчинения для подготовки и регулярной переподготовки школьных учителей, преподавателей всех видов учебных заведений и курсов использованию ИКТ в процессе обучения на всех его этапах;
добиваться внедрения ИКТ, адекватных образовательным технологиям и учебным процессам (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, видеоконференционная связь, средства мультимедиа и т.д.), в повседневную практику обучения и повышения квалификации;
создавать специализированные общедоступные информационные ресурсы (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированные на решение образовательных задач;
обеспечить участие Москвы в международных программах, направленных на подготовку людей к жизни в постоянно обучающемся обществе в XXI веке, в частности в программе ЮНЕСКО "Образование без границ".
ИКТ оказывают мощное влияние на развитие индустриального и предпринимательского сектора экономики. Широкое их использование, становится одной из основных предпосылок конкурентоспособности. В информационном обществе главным фактором благополучия любого бизнеса, как и любой другой сферы деятельности, становится знание. В связи с этим организации и компании будут превращаться в постоянно обучающиеся предприятия, где залогом устойчивой занятости для рабочих и служащих станет "образование через всю жизнь" с помощью новейших ИКТ. Практика найма на постоянную работу будет постепенно вытесняться практикой ротации специалистов в пределах определенного сектора рынка.
Постепенное развитие указанных тенденций приводит к увеличению числа частных компаний, которые занимают "малые ниши" в экономике и начинают обслуживать ранее недоступные рынки, открывшиеся благодаря доступу к глобальным сетям передачи данных. Учитывая состояние развития малого и среднего бизнеса в Москве (сегодня здесь существует и устойчиво работает в экономике города более 200 тысяч малых предприятий, что составляет 1/3 подобных предприятий в России и охватывает более 2 миллионов человек) и отношение к этой важнейшей составляющей экономики со стороны властей (с начала 90-х в структуре московского Правительства имеется отдельное подразделение, занимающееся вопросами малого предпринимательства; выработана и законодательно оформлена система поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), можно предположить, что в Москве уже сейчас, невзирая на общую экономическую нестабильность, закрепляются правильные тенденции развития экономики.
Отличительной чертой предпринимательства в информационном обществе становится перемещение акцента с производства на инновативность, на реорганизацию служб работы с клиентами, на создание и продвижение новых видов продукции и услуг. К последним в первую очередь можно отнести индустрию производства информационных и коммуникационных услуг, ориентированную на массового потребителя, что является одной из основных задач развития информационной среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое участие в процессе перехода к информационному обществу.
Для успешного продвижения Москвы в информационное общество с точки зрения развития бизнеса необходимо:
содействовать активному освоению и использованию передовых ИКТ предприятиями города;
обеспечить поддержку ключевых сегментов развивающегося нового рынка - отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг и программных средств, электронной издательской деятельности, производства мультимедиа, индустрии развлечений и др.;
содействовать развитию электронной коммерции, оказанию разнообразных услуг потребителям через Интернет;
поддерживать интерактивное взаимодействие предприятий и компаний с органами власти (в первую очередь с налоговыми службами), с потребителями и между собой;
содействовать развитию электронного маркетинга для продвижения предприятиями их продукции и услуг, для создания новых рыночно значимых продуктов и услуг, для расширения кооперации с отечественными и зарубежными производителями.
Для решения вышеперечисленных задач потребуется:
проведение кампании по разъяснение возможностей и преимуществ ИКТ для ведения бизнеса, включающей демонстрацию наиболее ярких достижений;
создание системы соответствующих налоговых льгот и регулирования тарифов на использование и передачу данных.
Последние два года характеризуются быстрым ростом сетевой инфраструктуры, как в технических аспектах, так и с точки зрения развития сетевых услуг и различных сервисных служб, доступных через Интернет (в так называемом режиме "онлайн"). Масштабы этого явления иллюстрируют следующие цифры. Опросы показывают, что на середину 1999 г. уже более 5% взрослых жителей города постоянно пользовались Интернетом. Примерно 75% из них имеют доступ к Интернету "с работы", остальные - из дома. Примерно 85% предпринимателей уже используют Интернет (как минимум пользуются электронной почтой). В большинстве случаев они используют Интернет не более 2- 3 лет.
Пример экономически развитых западных стран, в которых доля взрослых пользователей Интернета составляет около 10% их населения, показывает, что дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры сопровождается внедрением в повседневную практику предпринимательской деятельности:
методов электронного бизнеса (информационная интеграция технологически взаимосвязанных бизнесов);
дистанционных методов выполнения трудовых операций ("телеработа");
дистанционных методов управления производством ("телеприсутствие")
и др.
Ожидается, что к 2002 г., когда в этих странах доля пользователей достигнет порядка 20% от их населения, период "информационного анархизма" (доминирование индивидуального информационного самовыражения) сменится периодом интеграционных процессов. Массовое использование единых стандартов в представлении информации о возможностях и намерениях предпринимателей, а также единые механизмы и формы реализации их информационной активности, как ожидается, приведет к формированию качественно новой среды для предпринимательской деятельности, которая уже получила название "сетевая экономика".
Информация о работе Концепция движения Москвы в информационное общество