Концепция движения Москвы в информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество.
Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности.

Работа содержит 1 файл

онцепция движения Москвы в информационное общество.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Если современные темпы развития сетевой инфраструктуры в Москве сохранятся (удвоение количественных показателей каждый год), то уровень экономически развитых стран может быть достигнут в ближайшее время. Следовательно, целесообразно с опережением ориентироваться на разработку и внедрение интеграционных стандартов и механизмов, которые создадут в городе благоприятные условия для формирования сетевой экономики.

В этих условиях задачей муниципальных органов управления является как помощь предпринимателям в преодолении первоначального барьера при использовании ими Интернет-технологий, так и внедрение интеграционных сетевых сервисов, позволяющих извлекать из этого дополнительную выгоду предпринимателям и потребителям.

Для объединения отдельных "онлайновых" бизнесов в единую сетевую экономику необходим запуск организационных механизмов и программно-технических комплексов, способствующих интеграции разнородных видов "онлайновой" активности предпринимателей в единое информационное пространство. Данный комплекс средств позволит пользователям в максимальной степени реализовать преимущества современных сетевых форм ведения бизнеса. Бизнес-инфраструктура в сетевой экономике работает с существенно меньшими затратами. Поэтому в результате внедрения интеграционных средств можно ожидать существенное снижение накладных издержек у предпринимателей, повышение гибкости и адаптивности фирм к изменению ситуации на рынках, более комплексное и качественное обслуживание потребителей, и, как следствие, более высокие в целом темпы экономического роста и предпринимательской активности.

При проектировании сетевой инфраструктуры в целом необходимо определить набор ее подсистем и элементов, которые будут обеспечивать интеграцию разнородных информационных ресурсов, и поддерживать функционирование сетевой экономики. Требуют определения следующие элементы сетевой инфраструктуры.

Для помощи предпринимателям необходимо создание интеграцион ных средств и механизмов, что потребует ввода в действие следующих основных муниципальных "онлайновых" служб:

        системы поддержки бизнеса, обеспечивающей доступ к нормативно-правовой, научно-технической, инструктивно-методической и управленческой информации, в особенности касающейся информационной безопасности, защиты собственности и авторских прав;

        системы объединения распределенных по частных сайтам коммерческих сведений в единую базу данных, которая будет позволять покупателям осуществлять сквозной поиск лучших предложений по различным параметрам, а также весь необходимый для покупки товаров или услуг дополнительный сервис (включая переадресацию на сайт компании-поставщика данного товара/услуги или другие возможности);

        системы регистрации и визуализации возможностей и намерений компаний, ведущих свою деятельность через Интернет, которая позволит предпринимателям снизить издержки на поиск подходящих поставщиков и покупателей, а также реализовывать методы электронного бизнеса, включая использование новых моделей ведения бизнеса (создание фирмами трехстороннего информационного партнерства со своими поставщиками и заказчиками).

Опыт экономически развитых стран показывает, что массовое внедрение в практику работы компаний методов телеработы и телеприсутствия требует принятия на муниципальном уровне (возможно и на федеральном) нормативных актов, регламентирующих правовые аспекты дистанционных отношений между нанимателем и исполнителем. Внедрение данных инноваций в экономическое пространство Москвы потребует разработки соответствующих нормативных актов. Среди других мер - разработка типовых требований к вакансиям и/или соответствующим рабочим местам, допускающим дистанционное выполнение трудовых операций, а также включение данных параметров в базы данных кадровых агентств.

4.3.3. Здравоохранение

Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей.

При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение.

Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует с одной стороны обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны - достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться.

Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь в аптечной сфере). В то же время в последние 2 - 4 года появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется "с нуля".

Перечисленные факторы с одной стороны создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны - как ни в одной другой области, - требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств.

К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие:

        создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором, (в идеале - мультимедийной) с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы;

        обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг;

        обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации;

        создание на одном из московских WWW-серверов представительства Комитета здравоохранения с разделом "Достижения мирового и российского здравоохранения", ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве;

        создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через Интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту.

Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является "телемедицина".

Под телемедициной понимается, комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи, адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии.

Это направление быстро развивается, и уже в 1997 г. в Интернете можно было найти сведения о 189 подобных проектах, из которых в странах Европы было 11, в США - 160, в Азии - 3, в Австралии - 2. Российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, в частности, последний состоялся осенью 1999 г. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы.

Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем:

        пациенты, независимо от места проживания, могут быть на месте и в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов;

        совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней.

Настало время приступить к разработке стратегии действий по развитию телемедицины в стране и в Москве. Реализация стратегии состоит из несколько этапов и направлений:

        обобщение и анализ быстро нарастающего международного и небольшого, но собственного опыта по использованию телемедицины;

        научная и образовательная деятельность, включающая проведение распределенных симпозиумов и видеоконференций, совместные исследования, различные формы дистанционного обучения и сертификации;

        консультации и диагностика в отсроченном режиме или в режиме "онлайн", до- и постгоспитальное наблюдение, мониторинг операций и состояний;

        привлечение медицинских профессиональных ассоциаций к созданию стандартов и алгоритмов обследования, установлению однозначности в понимании симптомов, терминов и понятий;

        правовое обеспечение телемедицины.

4.3.4. Культура

В отрасли культуры в городе по существу сложилась ситуация, при которой производители и пользователи гипотетически располагают оптимальной возможностью предоставления и получения необходимой информации культурного характера, в том числе с использованием современных ИКТ. В реальности этому препятствует недостаточное развитие информационной инфраструктуры отрасли.

Сфера культуры в настоящее время отличается многоукладностью: наряду с государственными существуют ведомственные, некоммерческие, частные и др. учреждения, творческие коллективы и объединения. В городе имеется лишь несколько фактически изолированных информационных систем по культуре и искусству, обеспечивающих информацией по достаточно ограниченной тематике лишь определенные контингенты пользователей. Информация, предоставляемая периодическими и справочными изданиями, имеет ограниченный характер: отражается репертуар театров на предстоящий месяц, сведения о музейных экспозициях, клубных встречах и т.п., причем лишь об очень небольшой их части.

Можно констатировать, что в Москве наметилось особенно большое отставание в области создания информационных систем для культуры. Отсутствуют информационные с истемы сети муниципальных библиотек Москвы, практически не начата информатизация московских музеев, галерей и др. организаций культуры.

Весьма низкий уровень обеспечения потребности учреждений культуры и горожан в необходимой информации культурного характера диктует необходимость создания общедоступной системы информации о культурной жизни города, что коррелирует с проектом ЮНЕСКО, направленным на создание баз данных о культурных событиях в столицах мира и рекомендующим властям всех уровней обеспечить поддержку сбора, хранения и распространения такой информации. Использование опережающей информации заинтересованными организациями и частными лицами обеспечит координацию гастрольного и выставочного обмена, привлечение дополнительных средств на подготовку и проведение культурных мероприятий.

Создание такой системы информации о культурной жизни города соотносится с общими тенденциями развития культуры. Так концепция развития культуры и искусства Российской Федерации предусматривает решение задачи по "созданию объективных условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства для всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности".

Содействие развитию культуры на пути движения Москвы к информационному обществу должно заключаться в обеспечении интеграции информационных ресурсов отрасли, эффективного обмена информацией между ее учреждениями. Особое внимание следует уделить обеспечению возможности виртуального посещения московских библиотек, музеев, галерей, художественных выставок, концертов и т.д. С этой целью необходимо скорейшее формирование специальной городской программы информатизации отрасли культуры, включающей в качестве первоочередных задач создание распределенных информационных систем библиотек Москвы и московских музеев.

4.3.5. Информатизация городского управления

В Москве накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Городские структуры осуществляют ведение большого ч исла информационных систем для нужд Мэрии Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных Управ, комплексов и департаментов Правительства Москвы.

В Москве к 1999 г. завершено более 70 крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем, наиболее значимыми из которых являются создание и внедрение АИС территориального управления, создание единого оцифрованного цветного изображения территории г. Москвы в пределах МКАД по результатам аэрофотосъемки, внедрение и дальнейшее развитие общегородской информационной системы ЗАГС, создание, ведение и развитие Государственного градостроительного кадастра Москвы и ряд других.

Для ранее созданных и эксплуатируемых систем характерен высокий уровень автоматизации управленческого труда и компьютерной грамотности управленцев различного ранга. При создании систем использованы технологии открытых систем, позволяющие обеспечить масштабируемость созданных систем при изменении требований пользователей, применяются программные средства интеграции данных и облегчающих объединение отдельных подсистем, созданных в разное время муниципальными службами.

Информация о работе Концепция движения Москвы в информационное общество