Компетенции Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики.................6
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц..............................6
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса..................................9
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти........................................................................................12
2. Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны..................................................................................................................14
2.1 Руководство внешней политикой..........................................................14
2.2 Основные направления оборонной политики страны.........................14
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами..............................................................................17
Заключение....................................................................................................21
Список использованных источников..........................................................23
Приложение...................................................................................................25

Работа содержит 1 файл

компетенция Президента РФ.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным  законом. В Конституции определен  срок полномочий Думы - четыре года. В  случае если Президент не назначит выборы депутатов Государственной  Думы в этот срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией  Российской Федерации в первое воскресенье  месяца, следующего за месяцем, в котором  истекают полномочия Государственной  Думы.

При роспуске Государственной  Думы Президент одновременно должен назначить выборы Государственной  Думы нового созыва. В этом случае согласно Федеральному закону "О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" днем выборов является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

В полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации. Порядок назначения референдума  и его проведения установлен Федеральным  конституционным законом "О референдуме  Российской Федерации”.

Президенту принадлежит  право вносить законопроекты  в Государственную Думу (все лица и органы, имеющие право законодательной  инициативы, и в первую очередь  Президент, указаны в ст. 104 Конституции  РФ).

Реализацию  конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в Государственную  Думу обеспечивает полномочный представитель  Президента в Государственной Думе Федерального Собрания4.

На Президента возложена  обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая  законодательный процесс приданием  закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.

Основной формой обнародования  закона, то есть доведения его до всеобщего сведения, является опубликование  закона. Согласно Федеральному закону федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Однако послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического  характера, содержащие программные  принципы. В Российской Федерации  значение посланий Президента обусловлено  тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В посланиях излагается видение  Президентом будущего страны.

 

1.3 Полномочия в сфере согласования  взаимодействия органов государственной власти

 

Права Президента использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  прямо вытекают из его обязанности  обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти.

В Конституции  не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается свободным  в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в  выдвижении компромиссных вариантов  и, в конечном счете, в достижении согласованного решения.

Наиболее часто для  достижения согласованного решения  Президентом используются организация  переговоров с участием спорящих сторон и образование согласительных комиссий.

В случаях, если применение согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией может передать разрешение спора  на рассмотрение соответствующего суда. Выбор суда зависит от характера  спора и компетенции суда, определяемой законом5.

Президент наделяется правом приостанавливать действие актов органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что Президент вправе приостановить действие только такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который противоречит Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушает права и свободы человека и  гражданина.

Следует заметить, что Президент вправе приостанавливать действие только актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не может приостановить действие актов  их органов законодательной власти.

 

2. Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны

2.1 Руководство внешней политикой

 

Президент Российской Федерации  осуществляет руководство внешней  политикой Российской Федерации, ведет  переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в  переговорах свидетельствуют его  практически регулярные встречи  с лидерами ведущих иностранных  государств, участие в важнейших  международных дипломатических  форумах, личное участие в переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными  политическими деятелями.

Руководство внешней политикой со стороны  Президента Российской Федерации в  значительной степени проводится через  федеральное Министерство иностранных  дел, глава которого - министр иностранных  дел - в соответствии со сложившейся  международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство  по должности, т.е. без специальных  полномочий6.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей. Ратификационная  грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и  удостоверяет, что указанное в  ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить.

 

2.2 Основные направления оборонной политики страны

 

Президент Российской Федерации  является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  как глава государства и Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер  по обеспечению готовности государства  к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

В полномочия Президента входят издание указов о  призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана  гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной  обороне.

Президент утверждает планы  дислокации Вооруженных Сил и  других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового  поражения и ядерных отходов  на территории страны.

Президент ведет переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации о  совместной обороне и военном  сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

Президент объявляет военное  положение, что опосредуется изданием указа Президентом Российской Федерации (пункт "б" ч. 1 ст. 102 Конституции  РФ), который утверждается с соблюдением  процедуры принятия актов Советом  Федерации. Незамедлительное сообщение  о введении военного положения доводится  Президентом до Совета Федерации  и Государственной Думы.

Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях, представляет собой  особый правовой режим жизнедеятельности  государства и общества. Этот режим  предусматривает наделение органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, а также  формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

В условиях военного положения  органы государственной власти и  органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать  полное содействие военному командованию в использовании сил и средств  данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка  и безопасности.

Президент Российской Федерации  при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным  законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе.

Чрезвычайное положение  вводится Президентом Российской Федерации  для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан  и оказания им необходимой помощи.

Основаниями введения чрезвычайного  положения могут быть:

а) попытки насильственного  изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан  или нормальной деятельности государственных  институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие проведения аварийно - спасательных и восстановительных  работ.

Право на введение чрезвычайного  положения на всей территории Российской Федерации принадлежит исключительно  Президенту Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного  положения должны утверждаться Советом  Федерации (пункт "в" ч. 1 ст. 102 Конституции  РФ).

Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа  о введении военного положения.

 

2.3 Полномочия в области гражданства  и награждения государственными наградами

 

Президент Российской Федерации  решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического  убежища. Следует отметить, что отнесенные пунктом "в" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации  вопросы гражданства в Российской Федерации решаются, прежде всего, федеральным  парламентом путем принятия законов. В настоящее время действует  Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с изменениями  и дополнениями.

Статья 33 настоящего закона определяет конкретные полномочия Президента по делам о гражданстве. Установлено, что Президент принимает решения  по вопросам: приема в российское гражданство  иностранных граждан, граждан бывшего  СССР и лиц без гражданства; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешения на выход из гражданства  Российской Федерации; разрешения гражданину России иметь одновременно гражданство  другого государства; отмены решения  о приеме в российское гражданство; предоставления почетного гражданства. В осуществление указанных полномочий Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам гражданства.

В компетенцию Президента России входит также решение вопросов предоставления политического убежища  иностранным гражданам и лицам  без гражданства. Предоставление политического  убежища является суверенным правом государства - субъекта международного права. Принимать решение о предоставлении политического убежища - прерогатива Президента России. Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с российской Конституцией и Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г.

Лицо, желающее приобрести политическое убежище в  Российской Федерации, обращается с  письменным ходатайством на имя Президента России в территориальный орган  Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания. Ходатайство  подается в течение семи дней по прибытии на территорию России или  с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться  в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства. При  наличии достаточных оснований  для предоставления убежища ходатайство  направляется в Федеральную миграционную службу России, которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ  России и затем направляет все  материалы со своим заключением  о возможности и целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматривает ходатайство  и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения7.

Информация о работе Компетенции Президента РФ