Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа
Цель – изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Введение...........................................................................................................3
1. Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики.................6
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц..............................6
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса..................................9
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти........................................................................................12
2. Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны..................................................................................................................14
2.1 Руководство внешней политикой..........................................................14
2.2 Основные направления оборонной политики страны.........................14
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами..............................................................................17
Заключение....................................................................................................21
Список использованных источников..........................................................23
Приложение...................................................................................................25
Содержание
Введение......................
1. Компетенция
Президента РФ в сфере
1.1 Полномочия
в сфере назначения
1.2 Полномочия в сфере
законодательного процесса.....
1.3 Полномочия
в сфере согласования
2. Полномочия
Президента РФ в области
2.1 Руководство
внешней политикой.............
2.2 Основные
направления оборонной
2.3 Полномочия
в области гражданства и
Заключение....................
Приложение....................
Введение
Реализация принципа разделения
властей в российской Конституции
не означает многовластия. Власть изначально
едина, так как ее единственным источником,
согласно ст. 3 Конституции РФ, является
многонациональный народ
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
Правовое положение Президента
характеризуется прежде всего тем,
что он является главой государства,
из чего следует, что он - первый среди
государственных должностных
Президент Российской Федерации
является главой государства (ч. 1 ст. 80
Конституции РФ). Как правило, главой
государства называют должностное
лицо, персонифицирующее
В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Президент принимает меры
по охране суверенитета Российской Федерации,
ее независимости и
Трудно переоценить
Цель – изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Объект исследования курсовой работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
Предмет исследования – компетенция Президента Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- анализ нормативно –
правовых документов
Гипотеза: в ходе изучения данной курсовой работы предполагалось уточнить компетенцию Президента РФ, касающуюся его полномочий.
Практическая значимость – результаты данного исследования могут применяться в правовой и учебной практике.
1. Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц
Обращаясь
к полномочиям Президента Российской
Федерации, связанным с назначением
должностных лиц, следует обратить
внимание на то, что Конституция
предусматривает различные
В соответствии с пунктом
"а" ст. 83 Конституции РФ Президент
с согласия Государственной Думы
назначает Председателя Правительства
Российской Федерации. Согласие дается
в форме постановления, которое
принимается Думой большинством
голосов от общего числа депутатов.
Предложение о кандидатуре
а после вступления в должность
вновь избранного Президента или
после отставки Правительства. Если
предложенная Президентом кандидатура
отклоняется Государственной
В соответствии с пунктом "в" настоящей статьи Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании пункта "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в силу пункта "д" ст. 83 Конституции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации2.
Президент Российской Федерации
представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность
Председателя Центрального банка Российской
Федерации (пункт "г" ст. 83), а также
ставит перед Государственной Думой
вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального Банка Российской
Федерации. Само же назначение на эту
должность и освобождение от нее
осуществляются Государственной Думой.
Данное положение является действенной
гарантией независимости
Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует рассматривать установленный пунктом "е" ст. 83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации (пункт "ж" и "з" ч. 1 ст. 102 Конституции).
Судей других федеральных
судов назначает
Значительное число
Назначает и отзывает Президент
и дипломатических
Следует заметить, что в соответствии с пунктом "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.
Статья
83 Конституции РФ указывает, что
Президент формирует
Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании пункта "ж" ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.
Президент в соответствии с пунктом "з" ст. 83 Конституции РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет Безопасности.
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные3.
Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Правовые акты, издаваемые
Президентом, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации
и федеральным законам. Это означает,
что акты Президента носят подзаконный
характер. Вместе с тем конституционная
формулировка данного требования и
отсутствие в Конституции перечня
вопросов, подлежащих регулированию
исключительно законом, позволяют
толковать правотворческую
В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений.