Классификация и виды административных правонарушений в области таможенного дела и взыскания за данные нарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Основной целью моей курсовой работы является изучение классификации и видов административных правонарушений в области таможенного дела.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- изучить понятия: нарушение таможенных правил и административная ответственность за их нарушение;
- раскрыть основные виды административных правонарушений в области таможенного дела;
- определить соответствующие виды взыскания за административные правонарушения;

Содержание

Введение 2
1. Административное правонарушение и административная ответственность за данные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) 5
1.1 Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) 5
1.2 Разбор статьи 16.1 КоАП по элементам состава административного правонарушения 11
2. Классификация и виды административных правонарушений в области таможенного дела и взыскания за данные нарушения 16
2.1 Классификация административных правонарушений в области таможенного дела. 16
2.2 Характеристика отдельных административных правонарушений в области таможенного дела 20
2.3 Понятие и виды административных взысканий за нарушения таможенных правил 25
Заключение 30
Список использованной литературы: 31
Нормативно-правовые источники: 31
Учебники, монографии, брошюры: 31
Электронные ресурсы: 32

Работа содержит 1 файл

Правовая квалификация основных видов таможенных правонарушений (по выбору слушателя).docx

— 65.00 Кб (Скачать)

       В правовой  литературе под виной понимается  мотивированная психическая позиция  физического лица, обладающего свободой  выбора между правомерным и  неправомерным вариантами поведения.  Исходя из данной концепции, признаком виновности могут обладать лишь деяния, совершенные физическими лицами. Виновность — важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины. В отношении же юридических лиц (а также индивидуальных предпринимателей, приравненных ТК РФ к юридическим лицам), совершивших НТП, в соответствии с ТК РФ доказывать наличие вины не требовалось; было достаточно самого факта совершения правонарушения.

       КоАП введен институт вины юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

       Таким образом, разработчиками КоАП РФ создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение противоправных деяний.

       Вина  является субъективной стороной  административного  правонарушения  и существует в форме  умысла (лицо осознавало противоправный  характер своего деяния, предвидело  его общественно-опасные последствия  и желало наступления этих  последствий или сознательно  их допускало, либо относилось  к ним безразлично) или неосторожности (лицо предвидело возможность  наступления общественно-опасных  последствий, но без достаточных  на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).          

       Включение  в понятие административного  правонарушения признака виновности  исключило возможность привлечения  к административной ответственности  неустановленных лиц, что ранее  достаточно широко применялось  в практике таможенных органов  РФ.

       Другое  отличие понятия административного   правонарушения КоАП России от понятия НТП ТК РФ – отсутствие в ст. 2.1 КоАП РФ указания на объект административного правонарушения, что представляется вполне обоснованным, т.к. в КоАП РФ приводится общее понятие административного правонарушения, в то время как в ТК РФ – понятие нарушения таможенных правил.

       Основными  объектами административных правонарушений  в области таможенного дела (нарушений   таможенных правил) являются: порядок   перемещения (включая применение  таможенных процедур), таможенного  контроля и таможенного оформления  товаров и транспортных средств,  перемещаемых через таможенную  границу РФ, обложения таможенными  пошлинами, налогами и их уплаты, предоставления таможенных льгот  и пользования ими.

       Как  положительное отличие положений   КоАП России от ТК РФ следует отметить замену термина “непосредственный объект правонарушения” на “предмет правонарушения”. Предметами административного правонарушения (применительно к нарушениям таможенных правил) являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные таможенным законодательством РФ.

 

 

1.2 Разбор статьи 16.1 КоАП по элементам состава административного правонарушения

         Статья  16.1 КоАП РФ включает в себя три части. Каждая из частей представляет собой самостоятельный состав, отличающийся способами незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств. Рассмотрим некоторые принципы квалификации данного административного правонарушении по элементам состава данного правонарушения.

       Предметом  данного правонарушения являются  товары, в отношении которых представлены  недостоверные сведения. Транспортные  средства, в отличие от правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, предметом данного правонарушения не являются.

       Объектом  данного правонарушения выступают   общественные отношения  в  области  порядка и условий   перемещения  товаров и (или)  транспортных средств  через  таможенную границу Российской  Федерации или Таможенную границу   Таможенного союза и порядок   проведения таможенного контроля, установленные  ТК РФ и Таможенным  кодексом Таможенного  союза. 

          Объективную сторону правонарушения  по ч. 1 данной статьи составляет нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или их убытия с этой территории. В диспозиции данной части указаны способы совершения указанного правонарушения: помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия (при убытии - иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе) или вне времени работы таможенных органов, а при убытии - также без разрешения таможенных органов.

       Объективную  сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других.                

       Объективную сторону правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи составляет сообщение таможенному  органу недостоверных сведений о  товарах при прибытии на таможенную территорию, при убытии с таможенной территории, для получения разрешения на внутренний таможенный или для  его завершения, а также при  помещении товаров на склад временного хранения.

       Субъектом  правонарушения, предусмотренного  ч. 1 данной статьи, являются лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу РФ с нарушением порядка прибытия и убытия.

       Субъектом  правонарушения, предусмотренного  ч. 2 данной статьи, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу РФ. Таким лицом может быть лицо, обязанное совершать операции для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ), либо таможенный перевозчик. К ответственности по данной части комментируемой статьи может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров.

       Субъектом  правонарушения, предусмотренного  ч. 3 данной статьи, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. В зависимости от этапа перемещения таким лицом может быть перевозчик, экспедитор, лицо, указанное в ст. 16 ТК РФ.

       Субъективная  сторона правонарушений, предусмотренных   ч. 1 и 3 данной статьи, характеризуется   виной как в форме умысла, так и неосторожности, а ч. 2 - только умысла.

       Дела  об административных правонарушениях,  предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1), а по ч. 1 и 3 - должностные лица таможенных органов (ст. 23.8) и судьи (ч. 2 ст. 23.1).

Правовые  основы административной ответственности  за нарушение норм в области таможенного  дела.

         С точки зрения этимологии, ответственность   – это обязанность, необходимость   давать отчет о своих действиях   и поступках, а также отвечать за их возможные последствия, а что касается юридической ответственности, то – это вид социальной ответственности, всегда связанный с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в санкциях правовых норм.

       Таким  образом, отличительным признаком  юридической ответственности является  государственное принуждение нарушителя  к исполнению требований данного  права.

       Различают  четыре основных вида юридической  ответственности, соответствующие  основным видам правонарушений: уголовная ответственность; административная  ответственность; дисциплинарная  ответственность; гражданско-правовая  ответственность. Так, в зависимости  от вида совершенного деяния  устанавливаются соответствующий  вид ответственности и наказания,  закрепленные в законодательстве.

       Например, основанием административной ответственности  конкретного лица является совершение  им деяния, содержащего все признаки  состава административного правонарушения.

       Понятие  ответственности за правонарушения  в области таможенного дела  носит  сложный комплексный  характер, обусловленный  комплексным  характером самого таможенного   дела.

       Административную  ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно  определить как форму воздействия  государства на лицо, совершившее  деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

       Административной  ответственности подлежат лица, достигшие  к моменту совершения  административного  правонарушения 16 лет. Здесь также необходимо  учитывать п. 5. Ст. 8 Федерального  закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) «О таможенном регулировании в РФ», который указывает: «Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов РФ в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах».

       Говоря  об административной ответственности  юридических лиц за нарушения  таможенных правил следует подчеркнуть,  что в процессе производства  по этим делам следует каждый  раз точно устанавливать дееспособность  и правоспособность соответствующих  юридических лиц, для чего необходимо  истребовать их устав и регистрационные  документы. Это очень важно  делать потому, что за нарушения  таможенных правил подлежат административной  ответственности сами юридические  лица, а не их представительства  и филиалы (обособленные подразделения), которые обладают полной дееспособностью  и действуют (вступают в правоотношения) от имени и по поручению юридического лица.

     Борьба  с  административными правонарушениями  в области таможенного дела (нарушениями  таможенных правил), является одним  из важнейших направлений в  правоохранительной деятельности  государства. При совершении таможенных  правонарушений наносится вред  экономическим интересам государства,  что является недопустимым для  оптимального развития отечественной  экономики и что также негативно  сказывается на благосостоянии  всего населения страны.

     Для защиты  экономической безопасности государства  необходимо пресечение совершаемых  и готовящихся к  совершению  таможенных правонарушений и  привлечение к ответственности   лиц, их совершивших. Количество совершаемых  таможенных правонарушений в год  пока еще достаточно велико.

     Производство  по делам об административных  правонарушениях и рассмотрение  таких дел в соответствии с  законодательством Российской Федерации  об административных правонарушениях  осуществляет Федеральная таможенная служба (далее ФТС).

     В год выявляется  более 2,5 тыс. случаев нарушений  таможенных правил юридическими  и физическими лицами, что непосредственно  обосновывает существование в  КоАП целой главы, посвященной таможенным правонарушениям и производству по делам о них. 

 

 

  1. Классификация и виды административных правонарушений в области таможенного дела и взыскания за данные нарушения

 

2.1 Классификация административных правонарушений в области таможенного дела.

Общим для всех видов нарушений  таможенных правил является то, что  все они в той или иной степени  посягают на урегулированные нормами  таможенного права общественные отношения – таможенно-правовые отношения (отношения, возникающие в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу). Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т.е. по признакам объективной стороны), в ряде случаев – по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.1

Классификация нарушений  таможенных правил в соответствии с  теми или иными признаками имеет  важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.

Информация о работе Классификация и виды административных правонарушений в области таможенного дела и взыскания за данные нарушения