Классификация, действия и реализация административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования основных направлений, касающихся административно-правовых норм комплексно, структурно, логически.
Задачи работы:
1. Углубить знания по понятию и особенностям административно-правовых норм.
2. Систематизировать виды административно-правовых норм по различным основаниям.
3. Показать практическое значение административно-правовых норм: их реализация и действие.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие, внутренняя структура и особенности административно-
правовых норм 4
1.1 Понятие и особенности административно – правовых норм. 4
1.2 Внутренняя структура административно – правовых норм. 14
Глава 2. Классификация, действия и реализация административно-правовых норм. 16
2.1 Классификация административно - правовых норм и их действие. 16
2.2 Реализация административно – правовых норм. 30
Заключение. 35
Список нормативных актов и литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание  по нормам иностранного законодательства или нет.

     Адресатами  нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории. 

     2.2 Реализация административно-правовых  норм 

     Реализация  административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

     Известны  два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

     Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

     В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.11

     Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.

     Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

     Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.

     Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.

     Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами членами Союза Независимых Государств (СНГ).12

     В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и  на иностранных граждан.

     Во  времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными  сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

     Законную  силу административно-правовые нормы  приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых  они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства  Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

     Законы  и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

     Принципиальное  значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 гола: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Поставленные  в данной курсовой работе цели и задачи считаю достигнутыми. Были углублены знания по этой теме, показано практическое значение административно-правовых норм, актуальность данной темы.

     Мною  было проведено комплексное структурно-логическое исследование основных направлений, касающихся административно-правовых норм, которые являются установленные государством правила поведения, целью которых являются регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления). Нормам административного права присущи все основные качества норм, составляющих правовую систему РФ. Они несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет административного права, а также особенностей их административно-правового регулирования.

     В процессе написания курсовой работы были решены такие задачи:

     1. Дано определение административно-правовых норм.

     2. Обозначены особенности административно-правовых  норм.

  1. Систематизированы виды административно-правовых норм по основаниям.
  2. Раскрыта структура административно-правовых норм.
  3. Реализация и действие административно-правовых норм.

     В решение вышеуказанных задач  важное значение имеет литература. Благодаря большому материалу по моей теме, мне удалось систематизировать  все точки зрения авторов и  построить структурно-логический ответ  на освещаемую тему.

     По  положениям выносимых на защиту:

     1. К числу особенностей следует,  прежде всего, отнести то, что  в отличие от норм многих  других отраслей российского  права, они имеют соответственные  юридические средства защиты  от посягательств на них. Также  несомненной особенностью административно-правовых норм является то, что они достаточно часто устанавливаются непосредственно самим субъектом исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в её целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).

     2. Административно-правовые нормы  различны по своей регулятивной  направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

     Существуют  различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение  двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

     Материальные  административно-правовые нормы характеризуются  тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а  также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления),должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно- правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

     Процессуальные  административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства производства по делам административных правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

 

Список нормативных  актов и литературы

 
  1. Нормативные акты.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ (с изменением от 31 декабря 1997г.)

3. Федеральный  закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГДФС 6 февраля 1998 г.)

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 года). – Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2010. – 336 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 11 декабря 1997 г. № 1538).

II. Учебная литература.

  1. Алексин Л.П., Козлов Ю.М. «Административное право РФ», ч1-М, «Теис», 1994г.
  2. Козлова Ю.М., Попова Л.Л. «Административное право» – М.:Юрист,2000г.
  3. Коренев А.П. «Административное право России», ч1,2 – М.:МЮ и МВД РФ 1996г
  4. Пилипенко Н.М., Сорокин В.В. «Административное право», ч1,2 – М.:НОУ СГУ, 2003г
  5. Бахрах Д.Н. «Административное право» – М.: «БЕК»,1999г.
  6. Габричидзе Б.Н., Чернявский, «Административное право» – М.: ТК Велба «Проспект», 2004г
  7. Административное право: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-МЮ 2006. – 320 с. – (Профессиональное образование)
  8. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 272 с.

Информация о работе Классификация, действия и реализация административно-правовых норм