Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение исследования основных направлений, касающихся административно-правовых норм комплексно, структурно, логически.
Задачи работы:
1. Углубить знания по понятию и особенностям административно-правовых норм.
2. Систематизировать виды административно-правовых норм по различным основаниям.
3. Показать практическое значение административно-правовых норм: их реализация и действие.
Введение. 2
Глава 1. Понятие, внутренняя структура и особенности административно-
правовых норм 4
1.1 Понятие и особенности административно – правовых норм. 4
1.2 Внутренняя структура административно – правовых норм. 14
Глава 2. Классификация, действия и реализация административно-правовых норм. 16
2.1 Классификация административно - правовых норм и их действие. 16
2.2 Реализация административно – правовых норм. 30
Заключение. 35
Список нормативных актов и литературы.
В-третьих,
некоторые нормативные акты, например
предусматривающие уголовную
Адресатами
нормативных актов могут быть
все граждане или определенные группы
населения, все должностные лица
или отдельные их категории.
2.2
Реализация административно-
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.11
Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение — основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.
Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от идеального. Такое его состояние является одним из проявлений существующего кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений, дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п. Естественно, что все это не соответствует условиям формирования правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 года закладывает основы для обеспечения эффективной реализации всех правовых норм, включая и административно-правовые.
Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе.
Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами членами Союза Независимых Государств (СНГ).12
В
пределах Российской Федерации административно-
Во
времени административно-
Законную
силу административно-правовые нормы
приобретают либо с момента подписания
нормативных актов, в которых
они содержатся (например, указов Президента
или постановлений
Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.
Принципиальное
значение для действия административно-
правовых норм как в пространстве, так
и во времени имеет следующее положение
Конституции Российской федерации 1993
гола: любые нормативные акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться (т.е.
действовать), если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленные в данной курсовой работе цели и задачи считаю достигнутыми. Были углублены знания по этой теме, показано практическое значение административно-правовых норм, актуальность данной темы.
Мною было проведено комплексное структурно-логическое исследование основных направлений, касающихся административно-правовых норм, которые являются установленные государством правила поведения, целью которых являются регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления). Нормам административного права присущи все основные качества норм, составляющих правовую систему РФ. Они несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет административного права, а также особенностей их административно-правового регулирования.
В процессе написания курсовой работы были решены такие задачи:
1. Дано определение административно-правовых норм.
2.
Обозначены особенности
В
решение вышеуказанных задач
важное значение имеет литература.
Благодаря большому материалу по
моей теме, мне удалось систематизировать
все точки зрения авторов и
построить структурно-
По положениям выносимых на защиту:
1.
К числу особенностей следует,
прежде всего, отнести то, что
в отличие от норм многих
других отраслей российского
права, они имеют
2.
Административно-правовые
Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные
административно-правовые нормы характеризуются
тем, что они юридически закрепляют
комплекс обязанностей и прав, а
также ответственность
Процессуальные
административно-правовые нормы регламентируют
динамику государственного управления
и связанных с ним
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ (с изменением от 31 декабря 1997г.)
3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГДФС 6 февраля 1998 г.)
6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 11 декабря 1997 г. № 1538).
II. Учебная литература.
Информация о работе Классификация, действия и реализация административно-правовых норм