Классификация, действия и реализация административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение исследования основных направлений, касающихся административно-правовых норм комплексно, структурно, логически.
Задачи работы:
1. Углубить знания по понятию и особенностям административно-правовых норм.
2. Систематизировать виды административно-правовых норм по различным основаниям.
3. Показать практическое значение административно-правовых норм: их реализация и действие.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие, внутренняя структура и особенности административно-
правовых норм 4
1.1 Понятие и особенности административно – правовых норм. 4
1.2 Внутренняя структура административно – правовых норм. 14
Глава 2. Классификация, действия и реализация административно-правовых норм. 16
2.1 Классификация административно - правовых норм и их действие. 16
2.2 Реализация административно – правовых норм. 30
Заключение. 35
Список нормативных актов и литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.                                                                                                                  2

Глава 1. Понятие, внутренняя структура и особенности административно-

правовых норм                                                                                                         4

1.1 Понятие и  особенности административно –  правовых норм.                       4

1.2 Внутренняя  структура административно –  правовых норм.                       14

Глава 2. Классификация, действия и реализация административно-правовых норм.                                                                                                                       16

2.1 Классификация  административно - правовых норм  и их действие.          16

2.2 Реализация  административно – правовых норм.                                          30

Заключение.                                                                                                            35

Список нормативных  актов и литературы.                                                         38 

                 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Тема курсовой работы «Административно-правовые нормы. Понятие, содержание и структура» выбрана не случайно. Данная тема будет актуальна во все времена. Несмотря на то, что многие считают административно-правовые нормы чисто теоретическим положением, они имеют огромное практическое значение. Актуальна эта тема и потому, что все административно-правовые акты построены на нормах. Свою регулятивную роль административное право выражает, прежде всего, через свои нормы. При этом оно использует их в следующих целях:

     а) обеспечение должной упорядоченности, организации и функционирования, как всей единой системы исполнительной власти (государственного управления), так и её отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти), их рационального взаимодействия;

     б) обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей;

     в) определение того или иного варианта должного, т.е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления (физические и юридические лица, общественные объединения и т.п.);

     г) непосредственного выражения в  сфере государственного управления публично-правового интереса;

     д) установления и обеспечения прочного режима законности и государственной  дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

     Тем самым, административно-правовые нормы  выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти исполнения и проведения в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.

     Степень изученности работы. Данная тема освещается во многих учебниках по административному праву, журналах и других пособиях. У авторов различное мнение, подходы к этой теме, что говорит о её нужности и необходимости.

     В основу исследования положены методы: системно-структурный, логический, сравнительно-правовой.

     Объектом исследования в курсовой работе являются административно-правовые отношения, возникающие на основе административно-правовых норм.

     Предметом исследования являются административно-правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах.

     Целью курсовой работы является проведение исследования основных направлений, касающихся административно-правовых норм комплексно, структурно, логически.

     Задачи  работы:

     1. Углубить знания по понятию  и особенностям административно-правовых  норм.

     2. Систематизировать виды административно-правовых норм по различным основаниям.

     3. Показать практическое значение  административно-правовых норм: их  реализация и действие.

     Исходя  из поставленных задач, на защиту выносятся  следующие положения:

     1. Основные особенности административно-правовых норм.

     2. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы – основные виды административно-правовых норм.

 

    Глава I. Понятие, внутренняя структура и особенности  административно-правовых норм 

    1.1 Понятие и особенности  административно-правовых  норм 

     Сущность  и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

     Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется  различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также  применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).1 Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

     Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

     Изложенные  исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в  качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

     а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

     б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

     в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом  предназначены для обеспечения  эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

     г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

     д) административно-правовые нормы в  отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения).

     Административные  средства правозащиты не являются чисто  административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

     е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать  в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

     ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно  в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

     Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

     Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

     Для административного права характерно юридическое опосредствование такой  деятельности, основным содержанием  которой является исполнение или  применение к конкретным обстоятельствам  требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации.

     Поэтому административно-правовые нормы как  регулятор общественных отношений  управленческого типа могут характеризоваться  в качестве одной из важнейших  юридических форм правоприменения  в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.2

     Однако  вся совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются  непосредственно названными субъектами. Многие нормы административного  права содержатся в Конституции  Российской Федерации. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, субъектов исполнительной власти и т.п.). Почти в каждом российском законе немало административно-правовых норм.

     Это означает, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов  и нормы, право на установление которых  предоставлено действующим законодательством  непосредственно субъектам исполнительной власти (например, Правительству Российской федерации). Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы не равнозначны по своей юридической силе.

     Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента Российской Федерации как главы государства (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Информация о работе Классификация, действия и реализация административно-правовых норм