Имеющиеся
нормативно-правовые акты позволяют
организовать работу с резервом кадров
в органах государственной власти
как на федеральном, так и на региональном
уровне, а также в различных
ведомствах.
Следует
акцентировать внимание на государственную
политику в части формирования и нормативно
правового обеспечения государственной
службы. В целях совершенствования системы
государственной службы Российской Федерации,
повышения результативности профессиональной
служебной деятельности государственных
служащих и в соответствии с пунктом 2
статьи 18 Федерального закона от 27 мая
2003 г. N 58-ФЗ "О
системе государственной службы Российской
Федерации"
реализуется Указ Президента Российской
Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной
программе "Реформирование и развитие
системы государственной службы Российской
Федерации (2009-2013 годы)"
Цель
Программы - создание целостной системы
государственной службы Российской Федерации
посредством завершения реформирования
ее видов и создания системы управления
государственной службой, формирования
высококвалифицированного кадрового
состава государственной службы, обеспечивающего
эффективность государственного управления,
развитие гражданского общества и инновационной
экономики.
Задачи
Программы
- обеспечение
взаимосвязи видов государственной службы,
а также государственной и муниципальной
службы
- формирование
современной правовой основы военной
и правоохранительной службы, совершенствование
правовой основы государственной гражданской
службы Российской Федерации
- создание
системы управления государственной службой
- формирование
системы мониторинга общественного мнения
об эффективности государственной службы
и результативности профессиональной
служебной деятельности государственных
служащих
- разработка
и введение антикоррупционных стандартов
в виде установления для государственной
и муниципальной службы единой системы
запретов, ограничений, обязанностей и
дозволений, направленных на предупреждение
коррупции
- развитие
механизма предупреждения коррупции,
выявления и разрешения конфликта интересов
на государственной службе
- создание
системы контроля деятельности государственных
служащих со стороны институтов гражданского
общества
- упорядочение
и конкретизация полномочий государственных
служащих, которые должны быть закреплены
в должностных регламентах
- выработка
оптимальной системы взаимодействия институтов
гражданского общества и средств массовой
информации с государственными органами,
исключающей возможность неправомерного
вмешательства в деятельность государственных
служащих
- совершенствование
механизма, обеспечивающего соблюдение
государственными служащими общих принципов
служебного поведения, утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 12
августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих
принципов служебного поведения государственных
служащих"
- регламентация
функции по оказанию консультативной
помощи федеральным органам государственной
власти, органам государственной власти
субъектов Российской Федерации, иным
государственным органам, образованным
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации (далее - государственные органы),
по вопросам, связанным с применением
на практике общих принципов служебного
поведения государственных служащих
- методологическое
обеспечение деятельности комиссий по
соблюдению требований к служебному поведению
и урегулированию конфликта интересов
- разработка
механизма принятия мер по предотвращению
конфликта интересов, в том числе после
ухода государственного служащего с государственной
службы
- разработка
процедуры, обеспечивающей проведение
служебных расследований случаев коррупционных
проявлений со стороны государственных
служащих
- регламентация
вопросов, касающихся повышения денежного
содержания и оптимизации пенсионного
обеспечения государственных служащих
- совершенствование
работы, направленной на приоритетное
применение мер по предупреждению коррупции
и борьбе с ней на государственной службе
- внедрение
в практику кадровой работы государственных
органов правила, в соответствии с которым
длительное, безупречное и эффективное
исполнение государственным служащим
своих должностных обязанностей должно
в обязательном порядке учитываться при
назначении его на вышестоящую должность,
присвоении ему воинского или специального
звания, классного чина, дипломатического
ранга или при поощрении
- совершенствование
организационных и правовых механизмов
профессиональной служебной деятельности
государственных служащих в целях повышения
качества государственных услуг, оказываемых
государственными органами гражданам
и организациям
- внедрение
эффективных технологий и современных
методов кадровой работы, направленных
на повышение профессиональной компетентности,
мотивации государственных служащих и
обеспечение условий для увеличения результативности
их профессиональной служебной деятельности
- разработка
системы мер, направленных на совершенствование
порядка прохождения государственной
службы и стимулирование добросовестного
исполнения обязанностей государственной
службы на высоком профессиональном уровне
- сокращение
излишней численности государственных
служащих с одновременным привлечением
на государственную службу наиболее квалифицированных
специалистов и создание адекватных материальных
стимулов в зависимости от объема и результатов
работы государственных служащих
- формирование
и реализация программ подготовки кадров
для государственной службы и профессионального
развития государственных служащих
- развитие
системы дополнительного профессионального
образования государственных служащих
- совершенствование
системы государственных гарантий на
государственной службе
- внедрение
современных механизмов стимулирования
государственных служащих.
В
рамках основных направлений реализации
Программы - формирование системы государственной
службы как целостного государственно-правового
института, создание системы управления
государственной службой; внедрение на
государственной службе эффективных технологий
и современных методов кадровой работы;
повышение эффективности государственной
службы и результативности профессиональной
служебной деятельности государственных
служащих
Таким
образом, правовое поле уже сформированное
и вновь создаваемые нормативно-правовые
акты реализуют вышеуказанные направления
и с точки зрения достаточности есть полный
комплекс инструментов этой сферы, который
позволяет эффективно отражать кадровую
работу, в том числе и в части формирования
кадрового резерва государственных служащих7.
Заключение
В
России формирование новой системы
работы с кадровым резервом еще не завершено,
сделаны лишь первые шаги по ее становлению,
приняты основные нормативно-правовые
акты, ведомственные положения, регламентирующие
порядок комплектования, требования к
подбору кандидатов в состав кадрового
резерва, формы и методы подготовки "резервистов",
обязанности должностных лиц, ответственных
за работу с резервом кадров.
Анализ
показал, что институт резерва кадров
используется еще недостаточно. Не
во всех министерствах и ведомствах
утверждены положения, определяющие порядок
работы с резервом кадров. России необходим
единый для федерального и регионального
уровня механизм эффективного использования
кадрового резерва.
Задача
качественного обновления персонала
государственной службы решается через
пополнение профессионально подготовленными
кадрами, а также формирование рациональной
половозрастной структуры, оптимальное
использование знаний служащих, их навыков
и способностей, стимулирование постоянного
профессионально-квалификационного развития.
Цель такой кадровой политики состоит
в том, чтобы обеспечить максимальное
приращение знаний и профессионального
опыта специалиста и рационально им распорядиться
в интересах развития общества и эффективной
организации государства.
Практика
показывает, что повышение квалификации
и профессиональное переобучение достигает
наибольшего эффекта при соблюдении
следующих условий: ориентация на практические
нужды обучающихся и учет специфических
психологических особенностей обучения
взрослых, все это приводит к позитивным
изменениям когнитивных свойств личности,
повышению ее профессиональной и интеллектуальной
активности. Необходимой инновацией повышения
квалификации является создание в каждом
органе власти "корпоративного университета",
функционирующего путем взаимодействия
образовательных учреждений и кадровых
служб министерств и ведомств.
Деятельность
"корпоративного университета" государственного
органа в обязательном порядке должна
основываться на следующих принципах:
-
диагностика служащих на соответствие
профессиональной модели компетенций
с целью выявления потребности знаний
и навыков;
-
разработка и адаптация обучающих
программ, отражающих специфику
деятельности министерств и ведомств;
-
изучение конкретных примеров
деятельности из экономико-управленческой
практики организации;
-
создание в структуре органа
власти отдела обучения, курирующего
образовательный процесс;
-
накопление и обновление информационной
обучающей базы внутри организации;
-
системный подход к обучению:
согласованность отдельных дисциплин,
целостность подачи информации.
Такой
подход к специализации обучения
помимо роста профессионализма позволит
решить задачи повышения мотивации
труда, заинтересованности в содержании
работы, формирования кадрового резерва
и внутриорганизационной культуры.
Предлагается
внедрение зарубежного опыта
обучения государственных служащих
с целью повышения мотивации
профессионализации:
-
направленное на формирование
стратегического системного мышления
и развитие лидерских качеств
обучение руководителей;
-
ротация внутри организации, в
т.ч. и в территориальных органах;
стажировки в частных компаниях,
-
привлечение индивидуальных наставников.
Одним
из решений проблемы повышения доступности
и эффективности обучения в российской
государственной службе является личностно-ориентированное
обучение государственных служащих, основанное
на использовании информационных технологий,
позволяющее интенсифицировать и максимально
приблизить процесс обучения к месту работы.
Список
литературы
- Старилов
Ю.Н. Государственная служба в Российской
Федерации. – Воронеж, 2009
- Черепанов
В.В. Основы государственной службы и кадровой
политики: Учебник для студентов ВУЗов.
М., «Юнити». 2008.
- Шмидт Г. Государственная
служба накануне XXI века: риски, шансы,
условия. // Наука управления на пороге
XXI века. Материалы международной научной
кофренции. Государственная академия
управления им. С. Орджоникидзе. 2009.
- Щербаков
Ю. Государственная и муниципальная служба.
М., «Феникс». 2007
- Государственная
кадровая политика и механизм ее реализации.
РАГС 2008 г
- Демидова
Л. Пути повышения эффективности государственного
сектора. // Проблемы теории в практике
управления. М. 2006. №4.с
- Клуниченко
Н.М. Некоторые социальные и социально-
психологические факторы труда и руководства.
Барнаул, Изд-во АлтГУ. 2008.