Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:02, реферат
Новая модель государственного управления, реформирование государственной службы России, ее аппарата невозможны без грамотного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство социально защищенного демократического государства.
При
этом следует отметить достаточно часто
возникающую
Например, отмечается заинтересованность органов государственной власти субъектов Федерации округа, расположенных в северной части Дальнего Востока России в замещении имеющихся вакансий с использованием кадровых резервов органов государственной власти, расположенных в иных, более благополучных территориях. Эта заинтересованность обусловлена недостатком и текучестью квалифицированных кадров в связи с имеющейся тенденцией переселения активной части населения (в том числе и государственных гражданских служащих) в центральные регионы России (в особенности данная тенденция отмечается в Магаданской области, Сахалинской области и других территориях).
Через использование кадрового резерва органов государственной власти, расположенных в других территориях возможно решить проблему недокомплекта государственных служащих в органах государственной власти указанных субъектов Федерации. Для этого необходимо:
обеспечить для государственных служащих, которые через кадровый резерв замещают вакантные должности в порядке должностного роста в органах государственной власти, расположенных в других, менее благоприятных регионах России систему поддержки и гарантий (обеспечение государственного служащего и членов его семьи служебным жильем, компенсационные выплаты и т.д.);
создать условия (дополнительное финансирование, налоговые льготы и т.д.), обеспечивающие выгоду для работодателей привлекать через кадровый резерв в порядке должностного роста государственных служащих, проживающих в других регионах России.
Рассматривая проблемы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа по формированию кадрового резерва необходимо отметить, что не смотря на сам факт наличия кадрового резерва в некоторых субъектах Федерации отмечается формальный подход, отсутствует единообразие и системность в работе. Формальность кадрового резерва обусловлена либо не использованием кадрового резерва по основному назначению, т.е. для замещения вакантных должностей, либо формированием кадрового резерва по своему усмотрению без учета требований, предъявляемых федеральным законодательством.
Это во многом объясняется тем, что нет четких правовых критериев и методических указаний, определяющих методы работы, технологию создания и использования кадрового резерва.
В целом, организационно-правовые основы работы с кадровым резервом предполагают решение таких проблем, как определение структуры, организационных принципов кадрового резерва, условий, этапов, форм и методов его формирования.
Представляется очевидным, что решение проблемы в большей степени зависит не от самостоятельной нормотворческой и организационной деятельности субъектов Федерации, а от четких правовых ориентиров и методических указаний федерального центра.
Таким образом, основные процедуры формирования кадрового резерва требуют четкой регламентации в соответствующем нормативном правовом акте именно федерального уровня, который должен регулировать следующие вопросы:
цели, основные задачи и принципы формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации;
источники формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации;
основные этапы и процедуры формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации;
особенности и порядок формирования кадрового резерва государственного органа;
основные направления работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе;
порядок
занятия должности
порядок исключения из
Для формирования основных методических рекомендаций по вопросам организации кадрового резерва, что также является прерогативой федерального законодателя, можно предложить следующие вопросы и содержательные направления:
определение
текущей и перспективной
поиск кандидатов в кадровый резерв;
конкурсный отбор и оценка кандидатов в кадровый резерв;
организация подготовки резерва;
оценка подготовленности кадрового резерва и назначение лиц, состоящих в нем, для замещения должностей государственной гражданской службы в порядке должностного роста;
исключение
из состава резерва при
Не
менее актуальная проблема заключается
в профессиональной неподготовленности
работников кадровых служб к эффективной
реализации рассматриваемой кадровой
технологии. Это объясняется тем,
что ранее работа кадровых служб
в большинстве случаев
В
современных условиях реформирования
государственной гражданской
В связи с этим, оптимальным представляется повышение квалификации сотрудников кадровых служб субъектов Российской Федерации. Требуется включить в образовательный цикл Российской академии государственной службы, Дальневосточной академии государственной службы и других высших учебных заведений, расположенных в регионах России программы обучения по формированию и использованию кадрового резерва.
Также представляется целесообразным создание и внедрение информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации, в которую должны войти все государственные органы. Эта информационная система должна улучшить информационное обеспечение государственного регулирования кадровых процессов в сфере государственной службы. Система будет обеспечивать оперативный мониторинг кадров государственной службы, кадрового резерва, государственных программ подготовки и переподготовки кадров для государственной службы, конкурсный прием на должности государственной гражданской службы, тестирование кандидатов, а также содержать иную информацию, необходимую для кадровых служб и руководителей государственных органов.
Таким образом, представляется очевидным, что сформировать кадровый резерв по формальным признакам недостаточно. Важным направлением кадровой работы должна стать последовательная и систематическая работа с резервом. Формой такой работы должен стать учет резерва, а также постоянный контроль за профессиональной подготовкой лиц, состоящих в кадровом резерве.
Одним
из важнейших элементов
Первым нормативно-правовым актом, положившим начало становлению новой системы работы с резервом кадров, стал Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации" от 3 июня 1993 г.
Указом, в частности, было поручено руководителям Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга "в месячный срок провести анализ кадрового обеспечения соответствующих органов исполнительной власти и утвердить, перспективные планы работы по подготовке в них кадрового резерва" Собрание актов Президент и Правительства Российской Федерации. 1993. № 3. Ст. 2108.. Важно, что использование института резерва кадров рассматривалось как одна из первоочередных мер по организации новой системы государственной власти в России.
Согласуясь с требованиями Указа, ряд министерств разработал и утвердил положения, определяющие порядок работы с резервом кадров на выдвижение с учетом ведомственной специфики.
Указом
Президента РФ от 12 февраля 1994 г. была создана
специальная организационная
Важная роль в подготовке кадрового резерва принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Одним из основных направлений деятельности академии является подготовка резерва для замещения высших, главных и ведущих государственных должностей. Подготовка резерва кадров для региональных органов государственной власти должна осуществляться в региональных академиях государственной службы Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Использование
института резерва кадров при
выдвижении на вышестоящие государственные
должности государственной
Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего предусмотрено, что аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе вносить мотивированные рекомендации о включении аттестуемого в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность.
При формировании состава резерва кадров следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" предусмотрены определенные требования к стажу государственной службы на должностях нижестоящих групп или стажу работы по специальности.
Необходимо отметить также, что в соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы конкурс на вакантную должность проводится при отсутствии резерва для ее замещения Указ Президента РФ от 30 января 1996 г. "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы".
Проблемам работы с кадровым резервом уделяет внимание также Правительство Российской Федерации. Так, в одобренных Постановлением Правительства от 4 ноября 1993 г. Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики было предложено сформировать республиканские, региональные, отраслевые и другие информационные банки резерва кадров. Кадровым службам органов государственной власти рекомендовалось организовать работу по оценке и формированию кадрового резерва.
Таким образом, принятые на федеральном уровне нормативно-правовые акты по проблемам формирования и использования кадрового резерва создали необходимую законодательную основу для становления новой системы работы с кадровым резервом в структурах государственной службы.