Эргонимы города Белокуриха и Алтайского района в лингвокультурологическом аспекте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Наряду с именами нарицательными в любом языке имеются имена собственные. Имена собственные обратили на себя внимание уже древнеримских, древнегреческих, древнеегипетских учёных. Как особый класс слов они были выделены стоиками, в частности Хрисиппом, однако и позднее в эпоху Возрождения, в Новое время, в течение всего 19 столетия продолжалась дискуссия о них, в ходе которой было высказано немало как однозначных (принимаемых многими учёными), так и противоположных суждений. Самой трудной задачей оказалось определить своеобразие имени собственного.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 2

Глава 1. Культурологические аспекты
изучения эргонимов……………………………………………………………5
1.1. Факторы-мотиваторы…………………………………………………….5
Эргонимы прилагательные………………………………………………14
Эргонимы –сочетания слов………………………………………………15
Глава 2. Синтаксические особенности эргонимов города Белокуриха и Алтайского района………………………………..17

2.1.Синтаксис эргонимов……………………………………………………17
Эргонимы-словосочетания…………………………………………….17
Эргонимы, выраженные падежными формами существительного с предлогом………………………………………………………………..18
Глава 3. Словообразовательные особенности эргонимов города Белокуриха и Алтайского района…………………………………………..20
3.1. Словообразовательные особенности эргонимов-существительных …20
Словобразовательные особенности эргонимов-прилагательных….21
Эргонимы, образованные способом сложения……………………..22
Эргонимы, образованные способом аббревиации…………………23
Заключение…………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………27
Приложение…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

«Эргонимы города Белокуриха и Алтайского района в лингвокультуро.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Употребительны в качестве названий также «чужеземные» имена: «Даниэл», «Малия», «Глория», «Лэри», «Сананда». Владельцам нравится звучание этих имён, и они именно так называют свои предприятия.

Широко употребляются в качестве эргонимов фамилии: фермерское хозяйство  «Петин», ЧП «Крапивин», ЧП «Стигнеев, ЧП «Кудинов». Данных наименований 13 (4,1%).   Также фамилии входят в состав названий: «ТВ – мастерская Братьев Горбуновых», крестьянское хозяйство «Шипунов и хозяйство».

Известны случаи, когда на основе первых букв фамилии, имени, отчества образуются наименования аббревиатурного типа ООО «КАТ» (Корнеев Алексей Тимофеевич). Сервисный центр ДИК – Дубровин и Картаков.

 Название фирменного магазина  одежды «Милар» образовано от  имён Михаил и Лариса.

Магазин «Рождественский». В начале двадцатого века  в селе Алтайском  проживал купец  Рождественский.  Современный красивый магазин носит  имя этого человека.

Также в качестве названий номинаторы используют имена известных людей. ЗАО «Мичуринец». Хозяйство имеет  замечательные сады. Названо в  честь знаменитого селекционера Мичурина.

 Магазин фирменной мужской   одежды «Darkmen». Dark – фамилия основателя этой всемирно известной фирмы.

Магазин «Ермак»(посёлок «Катунь»)  носит имя легендарного казачьего  атамана.

Итак, подведём итог. Общее количество имён, фамилий, отчеств, употреблённых  в качестве эргонимов - 40, что составляет 13,5%.

  1. Употребление  в качестве наименований имён мифологических и сказочных персонажей.

Употребление в качестве наименований имён мифологических и сказочных  персонажей чаще всего оправдано, так  как : 1) они (не всегда, но часто) несут  информацию о поле деятельности объекта,  2) компактны,  3) привлекают интерес потенциальных клиентов, 4) достаточно интересны.

ЗАО «Гея» - основная сфера деятельности акционерного общества – земледелие. Гея – в греческой мифологии богиня Земли, от которой произошли все боги и люди.

Торговая точка «Флора» занимается продажей семян цветов, овощей, саженцев. Флора – в древнеримской мифологии – богиня цветов и весны.  Продукция торговой точки «Флора» наиболее востребована весной, когда начинается  посадка различных культур.

Зоомагазин «Фауна». Фауна – в древнеримской мифологии – богиня полей и лесов, покровительница пасующего скота». («Энциклопедия школьника», 2002, с. 246). Поля и леса населяют животные.  В магазине можно приобрести животных и всё для их содержания.

Два магазина носят название «Меркурий». Меркурий – в древнеримской мифологии – бог красноречия, торговли, дорог.

Два магазина носят название «Фортуна». Фортуна -  в древнеримской мифологии  – богиня слепого случая (счастья). У слова «Фортуна» имеется  ещё одно значение: «фортуна – слепое счастье, удача». («Словарь иностранных слов», // Л.М. Баш, 2005, с. 830). Номинаторы считают, что это название принесёт им и их клиентам счастье, удачу, счастье.

АЗС «Ника».  Ника – греческая  богиня победы.

Два объекта: ресторан «Орион» (г. Белокуриха) и ООО «Орион» (с. Алтайское). «Орион – в древнегреческой мифологии – возлюбленный  Артемиды, убитый её из ревности и помещённый богами на небе в виде созвездия». («Энциклопедия школьника», 2002, с. 235).

Магазин «Антей». «Антей – в древнегреческой  мифологии  - герой, сын Посейдона – бога морей и Геи. По преданию Антей был непобедим в борьбе, пока он прикасался к земле – своей матери. Был побеждён Геркулесом, который оторвал его от земли». («Энциклопедия школьника», 2002, с.150).

Аптека «Адонис». «Адонис – финикийское божество. Культ Адониса как бога умирающей и  возрождающейся природы был широко распространён в Древней Греции». («Энциклопедия школьника», 2002, с. 147). Владельцам аптеки просто понравилось это имя».

Магазин «Исида». Исида – в древнеегипетской мифологии  богиня неба, земли. Покровительствовала искусству. В магазине можно приобрести разные предметы искусства (картины, статуэтки).

ООО «Руслан» (с. Алтайское) и ресторан «Руслан» обязаны своим названием  персонажу  поэмы А. С. Пушкина  «Руслан и Людмила». В городе Белокурииха рядом с рестораном «Руслан» находится магазин «Людмила». Прямая связь с произведением А. С. Пушкина.

Кафе-бар «Ахтамар» (восточная кухня). Сотрудники кафе объяснили, что название кафе связано с красивой кавказской легендой. (см. Приложение).

  Магазин «Ева».  Согласно  библейскому мифу, Ева – первая  женщина. Магазин торгует женской  одеждой. Названий в основе  которых лежит имя мифологического  персонажа – 17, что составляет 5 % от общего количества.

Употребление в качестве эргонимов  имён мифологических и сказочных персонажей считаем достаточно удачным и интересным. Употребление их  свидетельствует о том, что владельцы являются  эрудированными людьми и  в некоторых случаях стремятся к оригинальности.

  1. Географическая мотивация.

Отражение в названиях объектов изучаемого региона особой мотивации рассматривается как достойное подражания. Данные названия можно разделить на несколько групп:

а)Эргонимы,  которые образовались на основе названий  рек Алтайского района: санатории «Катунь», «Бия», рыбоводческое хозяйство «Бирюкса» (Бирюкса-  река которая протекает на территории Алтайского района.  Подобных  эргонимов – 3.

б) Эргонимы, в основе которых  лежат названия местных населенных  пунктов: санаторий «Белокуриха», АОЗТ «Белокуриха» (на базе города Белокуриха).  СПК «Белокуриха» (на базе села Старобелокуриха), здравница «Ая», природный парк «Ая», ООО «Россоши», ООО «Россошь», ТОО «Тоурак». Подобных эргонимов – 8 .

в) Эргонимы, указывающие на регион, край:  СПК «Сибирь»,  санаторий «Сибирь», компания «Росгосстрах-Сибирь», санаторий «Алтай-West»,  крестьянское хозяйство «Алтай» (с. Алтайское), журнал «Алтай»,  санаторий «Родник Алтая».

г) В качестве эргонима используется название нашей страны: санаторий «Россия».

д) Эргонимы, в основе которых  лежат географические объекты, которые находятся далеко за пределами  Алтайского края.

Ресторан «Мехико». Мехико – столица  Мексики. В ресторане угощают  блюдами мексиканской кухни.

Ресторан «Будапешт». Будапешт – европейская столица. В заведении ждут поклонников  европейской кухни.

На территории города Белокуриха расположено казино «Невада». Невада – штат США. В селе Алтайское есть магазин «Бордо». Бордо – французская провинция.

Магазин «Вина  Кубани». Кубань широка известна своими винами и соками.

е) Кафе «Церковка» обязано своим названием горе, которую очень любят посещать туристы.

ж) Два эргонима образованы на основе «сказочных» географических объектов: гостиничный комплекс «Беловодье». Беловодье – в славянских мифах сказочная страна свободы.

 Туристическое агентство «Чистые пруды Простоквашино». Простоквашино – деревня, где жили любимые всеми герои Э. Успенского. Основатели  агентства считают, что такое название вызовет у потенциальных клиентов приятные воспоминания из детства и привлечёт к себе внимание. База отдыха «Парнас».. Парнас – горный массив в Греции. По представлениям древних греков, служил одним из мест обитания Аполлона и муз. Номинаторам название показалось ярким и выразительным. Названий, которые имеют географическую мотивацию – 27 (9,2 %).

8. Существует ряд эргонимов, образованных на базе названий цветов,  деревьев, ягод, например, магазин «Мимоза», магазин «Берёзка»,    кафе «Весёлый апельсин», магазин «Алтайский кедр», «Сказочный кедр» (поделки, сувениры  из дерева), фермерское хозяйство «Клён».

Рекламное агентство «Апельсин». Яркое, неожиданное название привлекает потенциальных клиентов, указывает на то, что реклама будет яркой, эффективной.

Подобных названий – 9 (3%).

Интересным является название агентства  по распространению путёвок «Рябиновый мост».  Бесконечно поэтичное название. Данное название нам объяснили следующим образом.  По одной из версий название города Белокуриха объясняется так: в переводе с алтайского языка «беле куур» означает «рябиновый мост». В старые давние времена, когда человек считал себя частью Природы и жил по её законам. Берега реки утопали в зарослях рябины. Люди заметили: бросишь ветку рябины в воду, и все беды обходят стороной. Сложилось поверье: «Хочешь, чтобы всё складывалось хорошо – проходи через рябиновый мост. Номинаторы считают, что люди, которые покупают путёвки в агентстве и отдыхают в санаториях города, обретают счастье и здоровье. Красивая легенда, связанная с названием, – хороший рекламный ход.

9.  Некоторые названия имеют временную мотивацию: магазин   «От рассвета до заката» (название магазина сообщает о том, что здесь ждут клиентов круглосуточно). Магазин «Май» (номинаторы объяснили,   что магазин открыли в мае).

Фольклорный  коллектив «Бабье лето». Участницы коллектива очень  любят осень и замечательную пору  - бабье лето.

10.  В качестве эргонимов используют названия созвездий, звёзд: магазин «Стрелец» (хозяйка по гороскопу Стрелец).

 Фирма «Альтаир».   Руководитель  фирмы следующим образом объяснил  название: «Хочу достигнуть в своём деле космических высот».

Интересен эргоним «Селена» (туристическая  база). Туристическая база «Селена» находится на территории села  Ая . Слово «ая»  с алтайского языка  переводится – «луна». Селена  (гр. selene – луна). Таким образом ая – селена – луна имеют одно и тоже значение, называют один предмет.

 

1.2. Эргонимы – прилагательные

Особую группу представляют эргонимы прилагательные. Их использование вполне уместно, так как они выразительны, ярки, привносят положительные эмоции:  магазин «Хороший», санаторий «Солнечный».

Ряд эргонимов – прилагательных указывают на принадлежность тому или  иному селу, посёлку:  торговый центр  «Алтайский» (с. Алтайское),  СПК «Айский», магазин «Айский» (с. Ая), ТОО Куячинское (с. Куяча»), СПК «Нижнекаменский (с. Нижняя Каменка),  ТОО «Пролетарское» (с. Пролетарка).

Эргонимов – прилагательных - 13 , что  составляет 4%

1.3. Эргонимы – сочетание слов                                                  Разнообразят действительность некоторые названия, состоящие из двух и более слов. Очень часто эти названия являются наиболее удачно мотивированными, они не только  называют предмет, но и характеризуют называемые объекты. Данные названия  подробно сообщают о сфере деятельности предприятия, несут положительные эмоции, выполняют рекламную функцию. Магазины «Мир детства», «Всё для бани», «Золотой лев»( элитный магазин ювелирных украшений), «Тёплый дом», «Детская планета»,  кафе «Всё в шоколаде», «Курортный дворик», «Встреча у реки», аптека «Ваш любимый доктор»,    ОАО «Алтайский маслосырзавод»,   «Городское такси», ООО «Алтайская хладобойня».

Встречаются также названия, которые  конкретно не указывают на область  деятельности, но вызывают положительные  эмоции  и приятны на слух, например: магазины «Серебряный ручей», «Комната счастья», пансионаты «Старые друзья», «Солнечная горка», «Северное сияние», турбазы «Бирюзовая Катунь», «Таинственный берег».

 Представлены также следующие  названия: кооператив «Касса взаимного   доверия», ОАО «Белокурихинские  электрические сети», ОАО «Алтайское  предприятие по материально-техническому снабжению», ООО «Технический центр контрольно-кассовых машин».  Названия, которые состоят из 3 – 4 слов, дают подробную информацию о поле деятельности, но являются довольно громоздкими, неудобными для запоминания.

По мнению доцента кафедры филологии Новосибирского государственного технического университета, кандидата филологических наук Галины Мандриковой, одна из функций эргонима - привлечь внимание потенциального клиента к конкретной организации. Для достижения этой цели название должно формировать некий образ, быть необычным. 
Итак, подведём итог. Очень часто в основе названия лежит какая-либо мотивация. Называя своё предприятие, владельцы демонстрируют чувство вкуса и эрудицию. Данное обстоятельство мы обозначаем как положительный факт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Синтаксические особенности  эргонимов города Белокуриха и Алтайского района.

 

2.1. Синтаксис  эргонимов

 

Имена собственные – единицы  языка, и поэтому должны рассматриваться  как объект языкознания. Рассмотрим подробнее синтаксические особенности эргонимов города Белокуриха и Алтайского района.                                                         

Синтаксис – раздел языка, который  изучает строение и значение словосочетаний, предложений.

Основные виды синтаксической связи – сочинение и подчинение в названиях предприятий  представлены.

При сочинительной связи объединяются синтаксически равноправные компоненты. Сочинительная связь представлена  в трёх названиях: фермерское хозяйство  «Шипунов и хозяйство», магазин  «Татьяна и Компания», мараловодческая ферма «Омега и  К». 

 

2. 2. Эргонимы-словосочетания

 

Рассмотрим  эргонимы, выраженные словосочетаниями. Словосочетанием называются два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически.(«Русский язык»// Н.Г. Быкова, 2003, с. 267).

Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится  в тех же формах, что и главное. Данный способ присущ следующим эргонимам: ОАО «Алтайский маслосырзавод», аптека «Ваше здоровье», «Центральная аптека», магазины «Алтайский кедр», «Сказочный кедр», «Солнечная поляна», кафе «Курортный дворик», ресторан «Пятое колесо», кафе «Весёлый апельсин», магазин «Горный мёд», туристическая база «Таинственный берег», рестораны «Русская кухня», «Седьмое небо», пансионат «Северное сияние» и другие эргонимы. Эргонимов-словосочетаний  с связью согласование  - 35 ( 11%).

Информация о работе Эргонимы города Белокуриха и Алтайского района в лингвокультурологическом аспекте