Эффективность административных наказаний

Автор: f***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой
природы назначения административного наказания.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- рассмотреть систему административных наказаний;
- проанализировать порядок наложения административных наказаний;
- обозначить содержания принципа законности на стадии назначения наказания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цели административных наказаний 6
1.1.Система административных наказаний и их классификация 6
1.2.Основные административные наказания 11
1.3.Дополнительные административные наказания 19
Глава 2.Эффективность административных наказаний 22
2.1.Правила назначения административного наказания 22
2.2.Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания 29
Заключение 34
Библиографический список 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное наказание. дороботка.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

Оглавление

 
 

Введение 3

Глава 1. Цели административных наказаний 6

1.1.Система административных наказаний и их классификация 6

1.2.Основные  административные наказания 11

1.3.Дополнительные административные наказания 19

Глава 2.Эффективность административных наказаний 22

2.1.Правила назначения административного наказания 22

2.2.Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания 29

Заключение   34

Библиографический список  37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Рассматривая  тему «Назначение административного  наказания»  видно, что это тема занимает важное место в системе  административного  права.

     Актуальности данной темы заключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей. Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административных наказаний с целью оптимизации практики их применения и совершенствования законодательства об административной ответственности.

     Основная  проблема в назначении наказания  заключается в условиях нестабильности современной общественной жизни, характеризующейся, в первую очередь, ослаблением правопорядка, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти.

     Проводимая  в настоящее время работа по совершенствованию  законодательства об административной наказуемости, определению роли и места в ней процесса расследования, должна базироваться на серьезных научных выводах и положениях, проводиться гласно, с учетом прав и законных интересов граждан. Обсуждение и своевременное решение вопросов административного наказания позволит значительно усовершенствовать, в целом разровнять правовое поле России.

     Существует  настоятельная потребность всестороннего  осмысления накопленного опыта назначения административного наказания. Все это необходимо сделать на основе современных достижений юридической науки и практики, учитывая, что проблемы административного и административно-процессуального законодательства еще не стали предметом серьезных научных изысканий.

     Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой

     природы назначения административного наказания.

     В соответствии с поставленной целью  определяются основные задачи:

     - рассмотреть систему административных наказаний;

     - проанализировать порядок наложения  административных наказаний;

     - обозначить  содержания принципа  законности на стадии назначения  наказания.

     Объектом  настоящего исследования является система  административных наказаний как  правовой феномен, её структура, особенности, виды административных наказаний.  

     Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства Российской Федерации, её субъектов, прежде всего, Кодекса  об административных правонарушениях, других нормативно-правовых актов.

     Методологическую  базу исследования составляют общие  и частные методы научного познания правовых явлений и процессов, среди них: анализ,  логический, сравнительно-правовой, объективизм, формально-юридический.

     Практическая  значимость состоит в том, работа представляет  ещё одну из попыток проведения теоретического исследования и сравнительно-правового анализа с целью более точного и более глубокого уяснения смысла и различных аспектов  видов наказания. Работа будет полезна для студентов, а также для всех, кто интересуется современными проблемами административного наказания.

     Теоретическая база исследования основана на исследовании научных работ:

Аверина Е.А., Гришаев А.Н., Головко В.Н., Дугенец А.С., Жамбиева Е.М., Жирков В.Н., Осипов А.А., Резникова А.А., Соломонис И.В.,  Шалыгин Б.И. и т. д.

      Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция РФ, Кодекс о административных правонарушениях.

      Структура работы состоит из введения, двух глав, объединенных пяти параграфами, заключения и библиографического списка. 
 
 
 

       

 

Глава 1. Цели административных наказаний 

1.1. Система административных наказаний и их классификация 

     Административное  право как один из элементов публично-правовой системы отличает помимо других особенностей такой признак, как самодостаточность  в том смысле, что его нормы  не только регулируют соответствующую  часть общественных отношений, но и  способны их защитить с помощью охранительных  норм. Это подтверждается наличием в орбите административно-правовой отрасли самостоятельного правового  института административной ответственности. Более того, охранительные нормы  административного права защищают не только административно-регулятивные нормы, но и регулятивные нормы других отраслей правовой системы (финансового, конституционного, земельного, трудового  и других отраслей права).

     Административная  ответственность наступает тогда, когда имеет место факт административно-противоправного  поведения, т.е. при совершении административного  правонарушения, которое является, по существу, частным случаем юридической  патологии, отклоняющегося поведения, принимая форму действия либо бездействия  наряду с преступлениями, дисциплинарными проступками и т.д. При наличии состава административного правонарушения и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, наступает неотвратимость оценки содеянного субъектом административно-противоправного поведения со стороны государства в лице его полномочных органов (должностных лиц).1

     Административная  ответственность - вид юридической  ответственности, которая выражается в применении компетентными органами административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного наказания предполагает установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, применяемую в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     Административное  наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица.

     Прежде  всего, они имеют единую законодательную  базу, которая состоит из Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых  в соответствии с ним законов  субъектов РФ об административных правонарушениях. Она предусматривает потенциальную  возможность наступления административной ответственности за то или иное административно-противоправное деяние. Но само по себе юридическое  основание не может быть самодостаточным, т.е. юрисдикционно жизнеспособным. Для этого необходимо фактическое  основание, т.е. реальный факт административного  правонарушения, за совершение которого предусмотрены меры административной ответственности, названные действующим  КоАП РФ наказаниями.2

     Наряду  с этим все наказания имеют  в принципе единообразное процессуальное оформление. Имеется в виду акт  компетентного органа (должностного лица), который является процессуальным выражением тесной взаимосвязи нормативного и фактического оснований. В качестве процессуальной основы при назначении административных наказаний в большинстве  случаев используется постановление  правоприменительного органа (должностного лица). В порядке исключения этот документ может именоваться постановлением-квитанцией, когда речь идет о взимании административного штрафа с физического лица на месте совершения административного правонарушения. В подобных ситуациях постановление-квитанция выполняет роль правоприменительного акта оперативно-процессуального реагирования.

     Карательная направленность административных наказаний  прослеживается и в том, что применение любого из них влечет в качестве правового последствия одно и  то же состояние наказанности лица, в отношении которого оно назначено.

     - Карательность не является самодостаточным правовым свойством наказаний. Это лишь средство профилактического воздействия в режиме общей и частной превенции.

     - Одним из обязательных признаков любой системной конструкции, в том числе и системы административных наказаний, является статичность входящих в нее элементов. Думается, что эти видоизменения в системе административных наказаний в целом оправданы скоротечностью реальной действительности, которая всегда оказывается богаче нормативно-правовых положений законодателя, а потому абсолютный консерватизм сделал бы систему неэффективной, юридически и практически противоестественной.

     - Системе административных наказаний, как и любой системе, свойственна целостность, самодостаточность. Самодостаточность предполагает, что субъекты административной или административно-судебной юрисдикции не вправе применять те наказания и до тех пор, пока в нее не будут внесены официальные изменения или дополнения федеральным законом.3

     Заключая  сказанное и абстрагируясь от некоего диссонанса, наблюдаемого в  последовательности построения ее элементов, о чем уже упоминалось выше, можно предложить следующий вариант  понятия системы административных наказаний.

     Система административных наказаний - это установленный  законом императивный и исчерпывающий  перечень видов административных наказаний, закономерно расположенных по степени  их сравнительной тяжести, обладающих относительной стабильностью, единством  оснований и правил назначения, преследующих карательно-профилактическую цель применения к конкретным субъектам административно-противоправного  поведения.

     Несмотря  на наличие фундаментальных, основополагающих признаков, система административных наказаний содержит в своем составе  довольно разнообразный и неоднородный по своим качествам перечень мер  административной ответственности. Поэтому  вполне уместным будет посмотреть на систему через призму определенных критериев, позволяющих обнаружить их своеобразие, что представляется полезным как теоретически, так и  практически.

     Как известно, классификация бывает официальной  и условной (неофициальной). Официальная  классификация - это императив законодателя в адрес правоприменителя. Что  же касается классификации условной, то она осуществляется в режиме диспозитива, т.е. своеобразного усмотрения субъектов, группирующих единое целое на части  по соответствующим основаниям. Этот вариант классификации более  подвержен субъективному влиянию  субъекта, ее осуществляющего. И все  же эффективность и результативность ее должны определяться полезностью  избранного критерия. Естественно, условная классификация не является обязательной для субъекта правоприменения, но она  существенно облегчает его юрисдикционные ориентиры в условиях неоднозначности  и разнообразия административных наказаний, обеспечивая тем самым индивидуализацию их применения в каждом конкретном случае.

     Согласно  официальной классификации административные наказания делятся по юридическим  свойствам на два вида: основные и дополнительные.

     Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест, дисквалификация  и административное приостановление  деятельности могут устанавливаться  и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Информация о работе Эффективность административных наказаний