История развития юридической техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Все началось с накопления практических навыков выполнения юридической деятельности. Ее научное осмысление появилось гораздо позднее и еще долго отставало от практики. Наука как вид деятельности стала зарождаться при переходе в Новое время: в XVI—XVII вв.
Осмысление данного вида юридической деятельности появилось лишь в XIX в. По мере развития общества наука все более нацелена на опережение социальной реальности. Но в плане юридической техники этого, к сожалению, не произошло. Правила, составляющие технологию юридической деятельности, создавались главным образом в процессе ее осуществления

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

            В силу этого постепенно происходит  сужение церковной власти и  наблюдается рост власти королевской  по отношению ко всем светским  образованиям (племенным, местным,  феодальным,

городским, гильдейским и т. п.). Идет интенсивный рост профессионального бюрократического аппарата. Появляются такие его структурные части, как казначейство, канцелярия, управители от-

дельных частей территории (наместники, губернаторы и др.) и другие правительственные  органы.

            Прошло несколько столетий, прежде чем королевское (имперское) право превратилось в право развитое и обрело свою зрелость. Этому способствовали изменения, произошедшие в жизни. Развивается промышленность. В экономической сфере общество стало переходить к развитым товарно-денежным отношениям, или рыночным отношениям. Но эти отношения требуют субъектов, которым присуща определенная самостоятельность, автономность, выражающаяся прежде всего в обладании ими какой-либо собственностью. Рыночные отношения — это во многом обменные отношения, и они возможны только на началах свободы и равенства между субъектами. Субъекты, обладающие собственностью и чувствующие себя в связи с этим достойно, не остаются в стороне от решения вопросов, связанных с управлением делами общества, более того, они требуют, чтобы принципиальные вопросы жизни страны решались только с их участием. Происходят изменения в политической сфере: государственная власть, ранее объединенная и находившаяся в руках единоличного правителя (короля, царя, императора и др.), начинает рассредоточиваться между различными государственными органами. Появляются парламенты, главное назначение которых — законотворчество. Одним словом, принцип разделения властей начинает претворяться в жизнь.

           Все  это не могло не сказаться  и на характере права. Зрелое общество стало нуждаться в развитом праве. Однако зрелость права во многом проявляется в том, какие приемы юридической техники находят использование в правообразовании и правоприменении.

 

           Законодательная  техника

 Появляются новые субъекты правотворчества — король (царь,император), а затем парламенты. Если ранее нормы права создавались представителями сословий, собиравшихся для выяснения

интересующих их вопросов, то теперь законодательную функцию выполняют  и короли. Сначала они это делают эпизодически. Затем начинают регулярно издавать законы (указы, ордонансы и т. п.) и обосновывать законодательство не просто как фиксацию древних обычаев или в качестве крайней меры в чрезвычайных ситуациях, а как нормальное осуществление королевских функций, в основе которых — ответственность короля за сохранение мира.

           Королевское  законодательство стало четко  выделяться из королевского управления, финансовой и военной деятельности. Позднее законодательная функция  переходит к пар-ламентам.

          Развитое  право полностью освобождается  от казуальных норм и переходит  к использованию норм общего  характера. Причем с развитием  общества абстрактность норм  права все более повышается. Причины  этого заключаются в следующем:  во-первых, увеличивается объем социального регулирования. Кроме того, жизнь в социуме усложняется. Нормы права, имею-

щие универсальный характер, должны охватить все проблемные ситуации. Расширение нормативного массива привело  бы к снижению эффективности его  использования. Остается один выход —повышение степени абстрактности правовых норм. Во-вторых, это стало возможным в результате развития человеческого разума и повышения его способности к абстрактному мышлению.

          Законодательный  материал излагается концентрированно. Однако по происходит не только за счет перехода к абстрактно сформулированным нормам, но и в основном за счет классификации нормативного материала. Нормативные акты приобретают сложную структурированность. Помещаемый в них нормативный материал делится на разделы, главы, параграфы и т. д. В крупных нормативных актах, таких как, например, кодексы, выделяются

части (общая и особенная). В начале нормативных актов даются преамбулы, общие положения, в конце следуют  заключительные положения. За счет этого  уменьшается объем нормативных актов.

Они становятся компактными, более  удобными и доступными для пользования.

          Используются  очень сложные приемы законодательной  техники. К числу некоторых  из них относятся: 1) определение  правовых понятий; 2) ≪расщепление≫ правовых норм на части (предписания, посвященные субъектам, объектам правоотношений, правам и обязанностям субъектов правоотношения, определению мер юридической ответственности, формулированию особых условий применения нормы права, а также льгот, предоставляемых тем или иным субъектам права, и др.); 3) использование правовых конструкций (например, состава преступления); 4) использование правовых презумпций (например, презумпция невиновности);

5) использование правовых фикций (например, признание гражданина умершим); 6) использование правовых аксиом (например, нельзя быть судьей в своем деле); 7) использование специальных юридических терминов (например, ≪аффект≫, ≪оферта≫, ≪акцепт≫) и т. д.

Эти приемы законодательной техники  позволяют повысить степень экономичности  права.

          Повышается  степень системности права. Это  вызвано усложнением общественной  жизни и усиливающимся в связи  с этим процессом специализации  правовых норм. Проводится четкое различие между отраслевыми нормами. Уже недопустимо смешивать в одном нормативном акте не только нормы материального и процессуального права, но и нормы различных отраслей материального права.

         Наряду  со специализацией отраслей права  наблюдается специализация нормативных актов внутри отраслей. Правовое регулирование любой сферы жизни становится правилом. Каждый вид общественных отношений регулируется отдельными нормативными актами (например, закон о подоходном налоге с граждан, закон об акционерном обществе, закон о занятости населения).

         Возрастает  роль принципов права. Как бы  в ответ на усиливающийся процесс  повышения специализации правовых  норм параллельно идет процесс  их интеграции, который также  возрас-

тает. Интеграционную функцию в развитом праве выполняют именно принципы права. Их роль и значение возрастают, чтобы снизить и нейтрализовать издержки правовой специализации.

Принципы права являются своего рода общим знаменателем специализированных норм права, между которыми нередки  противоречия. Кроме того, принципы права имеют и самостоятельное,

регулирующее значение, во-первых, потому, что выступают своего рода лакмусовой бумагой для предотвращения злоупотреблений в процессе правоприменения, во-вторых, потому, что приме-

няются непосредственно, когда ситуация не урегулирована законом.

           Повышается  степень формальной определенности  норм права. Они по своему  содержанию становятся более  четкими и выражены предельно  сжатым, кратким слогом. Благодаря  такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, вид и размер ответственности за совершенные правонарушения.          Формальная определенность — важнейшее свойство права — позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения правовых норм.

         Нормы права  закрепляются в официальных документах (нормативных актах, судебных  решениях, договорах и т. д.). Значительная  их часть облекается в форму  законов. Еще большая по объему часть нормативного материала фиксируется с помощью иных нормативных актов (постановлений правительства, инструкций министерств и др.). Таким образом, право практически полностью приобретает письменный характер.

 

         Правоприменительная техника

Появляется процессуальное право. Если сословное право еще практически  не знало процессуальных норм и сословное  правосудие в большей мере имело  неформальный характер, то на этапе  зарождения и развития рыночных отношений  процессуальные нормы начинают отчетливо просматриваться в общем массиве правовых норм. С помощью норм процессуального права осуществляется защита интересов управомоченной стороны в случае правового конфликта, что самым тесным образом связано с наложением санкций на сторону, нарушившую эти интересы.             

         Для выполнения  столь специфической деятельности, осуществляемой от имени общества, создается целая сеть специальных  государственных органов: суды, милиция  (полиция), прокуратура и др. Поскольку  задача этих органов одна — охрана прав и свобод, их называют правоохранительными органами. Отсюда вытекает еще одна цель процессуального права — упорядочение деятельности правоохранительных органов по применению санкций.

         Уже в самом начале периода,  о котором идет речь, появились следующие процессуальные правила: 1) разработаны формы исков для определения правонарушений (впервые это было сделано в Англии); 2) установлено определенное процедурное единство. Так, дело начиналось с вызова ответчика повесткой, в которой указывалась суть дела. Одним словом, происходил рост определенности в судейском деле: аналогичные дела рассматривали аналогично; 3) введена следственная процедура, которую осуществлял судья. Одной из весьма любопытных ее форм был опрос соседей под присягой по спорному случаю; 4) введена фигура обвинителя по уголовным делам, в качестве которого выступал от имени короны юстициарий — должностное лицо королевского двора, руководящее системой правосудия; 5) составлен перечень доказательств, которые принимались во внимание по делу: присяги, письменные доказательства, свидетельские показания, протоколы суда и др. Среди них наиболее важными были показания свидетелей. В целом же система доказательств приобрела рациональный характер; 6) изменилось процессуальное положение судей: они должны занимать ≪срединную сторону≫, т. е. быть объективными и не принимать заранее позицию ни одной из противоборствующих в деле

сторон; 7) введено  понятие ≪уважительные причины≫ для неявки в суд; 8) установлены сроки давности для привлечения к ответственности по суду.

           Повышается значимость процессуальных  норм. Если ранее они лишь вкрапливались  в нормативные акты, в которых  в основном содержались материально-правовые  предписания, то на стадии развитого  права количество процессуальных норм значительно увеличивается. Они отделяются от материально-правовых норм и становятся полноправными видами правовых норм, а не подсобными, имеющими вторичный по отношению к ним характер.

           Нормы процессуального права  получают закрепление в особых процессуальных нормативных актах. В сфере процессуального права используются массивные нормативные акты, относящиеся к разряду кодексов. Идет специализация самих процессуальных нормативных актов. В частности, в России существуют Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный (далее — ГПК РФ),Арбитражный процессуальный (далее — АПК РФ) кодексы. Вносились предложения выделить административно-процессуальные нормы из Кодекса РФ об административных правонарушениях и поместить их отдельно — в административно-процессуальный кодекс.

            Процессуальные акты имеют сложную  структуру. Многие из них содержат  раздел, который выполняет роль  общей части и называется ≪Общие положения≫. Другие разделы в основном привязываются к стадиям процесса (возбуждение дела, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной инстанции, исполнение судебного решения, их пересмотр в порядке надзора). В законодательстве детально регулируется каждое действие участников процесса применения санкций.

             Таким образом, в обществе укореняется мнение, что применение репрессивных мер, если это вдруг окажется необходимым, должно осуществляться в определенных рамках. Задача процессуальных законов — поставить в рамки и проконтролировать каждый шаг правоохранительных органов, связанных с применением репрессий.

Идет пополнение перечня доказательств. Доказательством  признается заключение эксперта, электронные  носители информации и т. д. Расширение доказательственной базы способствует наиболее полной реализации принципа индивидуализации ответственности. Принцип объективного вменения ушел в прошлое. Формулируются правила оценки доказательств, такие как относимость и допустимость доказательств. Это способствует ограничению судейского произвола.

             Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь позволяет обеспечить ее определенную автономность.

К ним относятся: 1) независимость судей и подчинение их только закону; 2) несменяемость судей;

3) неприкосновенность  судей.

               Все судебные органы составляют  особую судебную систему.

В некоторых  странах она по своей структуре  представляет своего рода единую пирамиду. Например, в США судебную систему возглавляет Верховный суд. В других странах судебная система делится на части. Так, в России судебная власть состоит из трех ветвей:

1) конституционные  суды; 2) суды общей юрисдикции (общие  суды); 3) арбитражные суды.

Прямой  подчиненности между судами всех ветвей судебной власти нет. Подчиненность судов осуществляется через закон: вышестоящий суд, рассматривая жалобу на решение нижестоящего

суда, может  отменить его, только если решение противоречит закону.

             Правосудие осуществляют профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующего возраста (как правило, не менее 25 лет), для того,

чтобы судья  успел приобрести необходимые социальные знания и опыт, а также наличие определенного стажа по юридической профессии (как правило, не менее пяти лет).

Информация о работе История развития юридической техники