Исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Не для кого не секрет, что правовое общество в России находится лишь в стадии формирования и становления. Правовое общество должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Содержание

1. Введение. 2

2. Понятие, признаки и функции исполнительной власти РФ. 3

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. 9

4. Система органов исполнительной власти 11

5. Президент РФ и исполнительная власть. 14

6. Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа 3 курс Административное право.docx

— 43.80 Кб (Скачать)

- органы  межотраслевой (специальной) компетенции,  ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости  населения и др.

3. По видам  подразделяются на:

- администрация  Президента РФ, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства,  департаменты, администрации, отделы  и т.д.

4. По порядку  разрешения вопросов:

- коллегиальные  органы, обсуждающие и разрешающие  подведомственные вопросы, имеющие  наиболее важное значение. (Правительство  Российской Федерации, правительства  субъектов федерации, некоторые  государственные комитеты и др.);

- единоначальные  органы, в которых подведомственные  вопросы разрешаются единолично  руководителем данного органа  исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в  единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях  и других единоначальных органах  образуются коллегии, в состав которых  входят руководитель органа, его заместители  и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает  наиболее важные вопросы управления отраслью. 

5. По основаниям  образования:

- образование  которых предусмотрено конституциями  (президенты и их администрация,  правительства);

- создаваемые  на основе текущего законодательства  и подзаконных актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие  ведомства).

 

5. Президент РФ и исполнительная власть.

      До  конца не определенными остаётся место и значение Президента РФ в  системе исполнительной власти. Конституция  предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция  наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1). В  литературе отмечается несоответствие конституционного и фактического статуса  Президента РФ, которое негативно  сказывается на управленческой практике.8

      Неопределенность  правового статуса Президента в  системе разделения властей порождена  ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые  не относят этот орган ни к одной  из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава  государства, стоящий "над всеми  ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства  обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит  парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен  особой формой власти - президентской.

      Сложный характер отношений между Президентом  РФ и Правительством РФ заложен в  нормах Конституции России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет  ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая  зависимость от него органов исполнительной власти.

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры  назначения Председателя Правительства  РФ.

      Согласно  п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент  РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства  РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной  Думы с Правительством РФ, кандидатура  Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права  самостоятельно формировать Правительство  и оставляет ему лишь право  выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

      Вместе  с тем п. "б" ст. 83 Конституции  РФ предоставляет Президенту РФ право  председательствовать на заседаниях Правительства. Статья 31 ФКЗ РФ "О Правительстве  РФ" в дополнение к названному полномочию предоставляет Президенту РФ право председательствовать и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

      В Законе не уточняется объем полномочий, которыми обладает Президент РФ, председательствуя  на заседаниях Правительства. Следовательно, объем этих полномочий определяется теми правами, которыми наделен председательствующий в соответствии с законодательством. Также законодательно не определен  статус Председателя Правительства, присутствующего  на заседании Правительства РФ под  председательством Президента.

      В соответствии со ст. 32 ФКЗ "О Правительстве  РФ" Президент РФ непосредственно  и через федеральных министров  руководит деятельностью ряда федеральных  органов исполнительной власти.9

отчетливо просматривается тенденция усиления влияния Президента РФ на отдельные  федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"10 Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ по отношению к этим органам обладает лишь координационными полномочиями.

      В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению к Правительству  следует отметить институт поручений  и контроля. Как следует из Регламента Правительства РФ, Президент РФ может  давать поручения Председателю Правительства  РФ, его заместителям, непосредственно  федеральным министрам, непосредственно  руководителям иных федеральных  органов исполнительной власти. Поручения  Президента РФ должны выполняться в  установленный в поручении срок и доклад об их исполнении должен направляться Президенту. Также Правительство  должно информировать Президента о  своей законопроектной деятельности (п. 80 Регламента).11

      Таким образом, Президент РФ непосредственно (и через соответствующих федеральных  министров) руководит 25% федеральных  органов исполнительной власти России, остальной частью он руководит косвенно, посредством применения рассмотренных  процедур.

      Суммируя  сказанное, можно утверждать, что  в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.

Юридически  не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности  за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

      Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира.

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере  государственного управления в области  обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Так, Президент  РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий  стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства  РФ положения о них и назначает  руководителей и заместителей руководителей  этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Правительство  РФ координирует деятельность указанных  федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства  или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны  для Правительства. Самостоятельность  и независимость Правительства  РФ в руководстве государственной  администрацией допустима лишь в  тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

 

6. Список литературы

 

 Учебно-методическая литература:

1.  Административное право под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2002 г.

2. Алехин А.П., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002 г.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. М.: НОРМА, 2002 г.

4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М. 1997.

5. Полянский И. А., Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001 г.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации 1993 г.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ

3. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 г. "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской Федерации"

4. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. "О системе федеральных органов исполнительной власти".

5. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Информация о работе Исполнительная власть