Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:07, реферат
Не для кого не секрет, что правовое общество в России находится лишь в стадии формирования и становления. Правовое общество должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.
Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.
1. Введение. 2
2. Понятие, признаки и функции исполнительной власти РФ. 3
3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. 9
4. Система органов исполнительной власти 11
5. Президент РФ и исполнительная власть. 14
6. Список литературы 17
4. Исполнительная
власть олицетворяется в
5. Исполнительная
власть в соответствии с
Федерации
организуется и осуществляется на началах
федерализма. Это означает, что конституционным
или законодательным путем
Важная роль
при этом принадлежит Федеративному
договору и иным договорам о разграничении
предметов ведения и
6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.
Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
7. Исполнительная
власть характерна тем, что
в непосредственом
Концепция
исполнительной власти, принятая Конституцией
РФ 1993 г. принципиально отличается от
положений, содержащихся в ранее
действовавшей
Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных
изменений заключается в том, что
Президент в настоящее время, будучи главой
государства, не является главой исполнительной
власти и высшим должностным лицом.4
По идее, как это сделано, например, во
Франции, в этом случае Правительство
и все другие органы исполнительной власти
должны обладать большой степенью самостоятельности
в осушествлении государствеино-управленческой
деятельности, независимости от Президента.
Однако особенность Российской
Фелерации заключается в том, что, формально
закрепляя самостоятельность исполнительной
ветви власти, Конституция предоставляет
такие полномочия
Президенту, которые позволяют определять
содержание и сущность деятельности исполнительной
власти. Более того, некоторые федеральные
органы исполнительной власти непосредственно
подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности
исполнительной власти можно говорить
лишь с большой долей условности.5
Общественные
отношения, возникающие, развивающиеся
и прекращающиеся в сфере государственного
управления, то есть в связи с
организацией и функционированием
системы государственной власти
на всех национально-государственных
и территориальных уровнях
В
настоящее время функциями
1. Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).
2. Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).
3. Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.
4. Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
5. Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
6. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
7. Осуществление
государственного контроля и надзора
за работой управляемой и регулируемой
сфер.
Изложенные
в п.1. и п.2 курсовой работы характерные
признаки и особенности понятия «исполнительная
власть» дают необходимую основу для решения
вопроса о соотношении исполнительной
власти и государственного управления.
Ранее подобный вопрос нс возникал, т.
к. государственное управление отождествлялось
с исполнительно- распорядительной деятельностью.
Сейчас он актуален в силу того, что термин
«исполнительно-
Тем
не менее государственное
Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настояшее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно- распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что понятие «государственное
управление» — более широкое
по сравнению с исполнительной властью.
Последняя в известном смысле производна
от государственного управления. Она призвана
определить объем и характер государственно-властных
полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой
деятельности. С другой стороны, государственное
управление — это и есть тот вид деятельности,
который направлен на практическую реализацию
исполнительной власти.
Исполнительная власть по существу составляет
содержание деятельности по государственному
управлению, выражая прежде всего ее функциональную
(исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако обратное неверно: не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле, т. к. иначе придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.
Таким
образом, суть проблемы исполнительной
власти и ее соотношения с государственным
управлением не должна сводиться
к подмене одних терминов другими.
Государственно-управленческая деятельность
всегда была необходимой, и сохраняется
в качестве таковой в наши дни.
Главное заключается в
Известно,
что в дореформенный период государство
являлось собственником почти 95 процентов
всех средств производства, различных
объектов непроизводственного назначения
и управляло ими
Сейчас происходят
процессы, свидетельствующие об известном
уменьшении удельного веса государственного
управления некоторыми областями жизни,
прежде всего экономикой. Исполнительная
власть в ее государственно- управленческом
понимании в известной мере «отказывается»
от функций непосредственного
Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.
В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.
Система
федеральных органов исполнительной власти
определяется Указом
Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных
органов исполнительной власти» и Указом
Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре
федеральных органов исполнительной власти»
и состоит из Правительства РФ, федеральных
министерств, государственных комитетов
РФ, федеральных служб
России, российских агенств, федеральных
надзоров России.7
Для
классификации органов
1. В соответствии с федеральным государственным устройством:
- федеральные
органы исполнительной власти, распространяющие
свою деятельность на всю
- региональные
федеральные органы
- органы
исполнительной власти
2. В зависимости
от объема и характера
- органы
общей компетенции, ведающие
- органы
отраслевой компетенции,