Исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Не для кого не секрет, что правовое общество в России находится лишь в стадии формирования и становления. Правовое общество должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Содержание

1. Введение. 2

2. Понятие, признаки и функции исполнительной власти РФ. 3

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. 9

4. Система органов исполнительной власти 11

5. Президент РФ и исполнительная власть. 14

6. Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа 3 курс Административное право.docx

— 43.80 Кб (Скачать)

4. Исполнительная  власть олицетворяется в деятельности  специальных субъектов, наделенных  исполнительной компетенцией. Таково  одно из непременных требований  разделения властей. Соответственно  исполнительная власть представлена  в государственно-властном механизме  органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов федерации образуют  единую систему исполнительной  власти в Российской Федерации  (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

5. Исполнительная  власть в соответствии с Конституцией  Российской

Федерации организуется и осуществляется на началах  федерализма. Это означает, что конституционным  или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.

Важная роль при этом принадлежит Федеративному  договору и иным договорам о разграничении  предметов ведения и полномочий.3

 6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.

Однако, административное принуждение является лишь одним  из средств достижения целей, стоящих  перед исполнительной деятельностью.

7. Исполнительная  власть характерна тем, что  в непосредственом распоряжении  ее субъектов находятся все  наиболее существенные атрибуты  государственной власти: финансы;  важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и  внешней безопасности, исправительно-трудовые  учреждения и т.п.

      Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993 г. принципиально отличается от положений, содержащихся в ранее  действовавшей 
Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что 
Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом.4 По идее, как это сделано, например, во Франции, в этом случае Правительство и все другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью самостоятельности в осушествлении государствеино-управленческой деятельности, независимости от Президента. Однако особенность Российской 
Фелерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия 
Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.5

      Общественные  отношения, возникающие, развивающиеся  и прекращающиеся в сфере государственного управления, то есть в связи с  организацией и функционированием  системы государственной власти на всех национально-государственных  и территориальных уровнях Российской Федерации регулируются административным правом. Административное право, осуществляя  регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или  способов регулирующего воздействия  своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

      В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:

1. Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).

2. Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).

3. Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.

4. Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.

5. Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

6. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

7. Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер. 
 

 

3. Соотношение исполнительной  власти и государственного  управления.

      Изложенные  в п.1. и п.2 курсовой работы характерные признаки и особенности понятия «исполнительная власть» дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления. Ранее подобный вопрос нс возникал, т. к. государственное управление отождествлялось с исполнительно- распорядительной деятельностью. Сейчас он актуален в силу того, что термин 
«исполнительно-распорядительная деятельность»» уже не применяется в нормативно-правовых актах различной юридической силы.

      Тем не менее государственное управление — реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Система «разделения властей» исходит из того, что каждая ветвь  единой государственной власти реализуется  в деятельности их субъектов. Но в  Конституции и действующем аконодательстве  Российской Федерации ничего не говорится  об исполнительной деятельности: субъекты этой деятельности приведены, а характер ее не определен. По мнению авторов  учебника «Административное право Российской Федерации»6 государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть является по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление — организационно-правовой.

      Следовательно, государственное управление практически  осуществляется в рамках системы  государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной  власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настояшее время именуемых  исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное  управление, понимаемое как исполнительно- распорядительная деятельность, не противопоставляется  реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что понятие «государственное управление» — более широкое  по сравнению с исполнительной властью. 
Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. 
Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную 
(исполнительную) направленность.

      Соответственно  все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы  государственного управления. Однако обратное неверно: не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле, т. к. иначе придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы  государственного управления, которые  находятся за пределами действия принципа разделения властей.

      Таким образом, суть проблемы исполнительной власти и ее соотношения с государственным  управлением не должна сводиться  к подмене одних терминов другими. Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется  в качестве таковой в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного  развития в переходный период.

      Известно, что в дореформенный период государство  являлось собственником почти 95 процентов  всех средств производства, различных  объектов непроизводственного назначения и управляло ими непосредственно. В подобных условиях существенно  расширялась масштабность государственно-управленческой деятельносги. Сложилось строго централизованная система, олицетворяющая всесильность управленческого аппарата.

Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном  уменьшении удельного веса государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономикой. Исполнительная власть в ее государственно- управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, характерного для условий безраздельного господства государственной собственности, т.е. почти полного обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется  тенденция становления системы  государственного регулирования. 

 

4. Система органов исполнительной власти

      Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов  исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.     

      В Российской Федерации создано множество  органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.    

      Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом 
Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб 
России, российских агенств, федеральных надзоров России.7

      Для классификации органов исполнительной власти применяются следующие критерии:

1. В соответствии  с федеральным государственным  устройством:

- федеральные  органы исполнительной власти, распространяющие  свою деятельность на всю территорию  России (Президент России и Администрация  Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные  комитеты и иные федеральные  органы исполнительной власти);

- региональные  федеральные органы исполнительной  власти, действующие на территории  определенных регионов, т.е. на  части территории России. Деятельность  этих органов может осуществляться  в пределах нескольких республик,  краев, областей и иных территориальных  единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

- органы  исполнительной власти субъектов  федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий  республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономных  областей и автономных округов.  В масштабе республик действуют  президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства.  В масштабе края, области, города  федерального значения и автономного  образования исполнительная, управленческая  деятельность осуществляется соответствующей  администрацией, руководимой ее  главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости  от объема и характера компетенции:

- органы  общей компетенции, ведающие всеми  отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрация  краев, областей, городов федерального  значения, автономных образований);

- органы  отраслевой компетенции, ведающие  какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты  и ведомства, отделы и управления);

Информация о работе Исполнительная власть