Исполнительная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

Не для кого не секрет, что правовое общество в России находится лишь в стадии формирования и становления. Правовое общество должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Содержание

1. Введение. 2

2. Понятие, признаки и функции исполнительной власти РФ. 3

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. 9

4. Система органов исполнительной власти 11

5. Президент РФ и исполнительная власть. 14

6. Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа 3 курс Административное право.docx

— 43.80 Кб (Скачать)

Оглавление

1. Введение. 2

2. Понятие, признаки и функции исполнительной власти РФ. 3

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. 9

4. Система органов исполнительной власти 11

5. Президент РФ и исполнительная власть. 14

6. Список литературы 17 

 

1. Введение.

      Не  для кого не секрет, что правовое общество в России находится лишь в стадии формирования и становления. Правовое общество должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

      В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и  социальной сферах перестраивается  и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.

      Согласно  ст. 10 и 11 Конституции, государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей  — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

      На  ветвь исполнительной власти возложена  организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными  органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов  с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

      Законодатель  не устанавливает понятие органа исполнительной власти ограничиваясь  лишь указанием на существование  единой системы государственных органов исполнительной власти  и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий.

      Учитывая  вышеизложенное, задачами данной контрольной работы является определение понятия, признаков и функций, системы и структуры органов исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти.

 

2. Понятие, признаки и функции исполнительной власти РФ.

      Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное, упоминание об органах исполнительной власти.1

      Исполнительная  власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной ее властями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания  полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны.

      Исполнительная  власть есть способность и возможность  оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение, а также  право и возможность подчинять  своей воле других. Отличительным  признаком этой ветви власти выступает  то, что она реализуется в отношении  как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, то есть в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это  является наиболее важной характеристикой  исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство  такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума  в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

      Будучи  ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и  компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

      Принципиальное  качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной  деятельности, в правоприменительной  ее сути. Причем в отличие от правоприменительной  судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно  в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение  позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной  работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

      Исполнительная  власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов  исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в  Российской Федерации. Таковы четко  определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти. Однако ст. 110 Конституции РФ сводит всю исполнительную власть исключительно  к деятельности Правительства Российской Федерации, что вызывает определенные сомнения.

      В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется и осуществляется на началах федерализма, то есть законодательным  путем проводится разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными и исполнительными  органами и аналогичными органами субъектов  федерации. Ведущая роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении  предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции РФ.).

      Это разграничение проводится суммарно, то есть применительно к законодательным  и исполнительным органам государственной  власти (ст. 71-72 КРФ). Конкретизация этого  разграничения между соответствующими субъектами исполнительной власти осуществляется при оформлении организационно-правового  статуса тех или иных субъектов.

      Следует особо подчеркнуть неправомерность  отождествления исполнительной и административной власти. Административная власть связана  с реализацией полномочий внесудебного, то есть административного принуждения, которое является лишь одним из средств  достижения целей, стоящих перед  исполнительной деятельностью. Но содержание исполнительной власти не исчерпывается  применением в необходимых случаях  чисто принудительных мер. Большинство  юридически властных полномочий, которыми наделены все субъекты исполнительной власти, реализуется именно во внесудебном порядке. В подобном же порядке реализуются полномочия органов законодательной власти, но это не означает, что они осуществляют административную власть.

      В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п. Несмотря на то, что в Конституции  Российской Федерации нет упоминаний о государственном управлении, тем  не менее оно - реальность, без которой  не может работать государственно-властный механизм. Но Конституция и действующее  законодательство Российской Федерации  не предложили синонима государственному управлению, в них ничего не говорится  об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Однако система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своему назначению представляет собой  не что иное, как вид государственной  деятельности, в рамках которого практически  реализуется исполнительная власть.

      Государственное управление осуществляется и в рамках системы государственной власти, основанной на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает  реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственного управления. В этом смысле государственное  управление понимается как исполнительно-распорядительная деятельность и не противопоставляется  реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

      Необходимо  подчеркнуть, что понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с исполнительной властью. В известном смысле последняя  производна от государственного управления. Она призвана определить объем и  характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное  управление - это и есть тот вид  деятельности, который направлен  на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего  ее функциональную (исполнительную) направленность.

      Сейчас  происходят процессы, свидетельствующие  об уменьшении удельного веса государственного управления некоторыми областями жизни, прежде всего экономикой. Это не умаляет роли исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности в целом. Наоборот все настойчивей звучит тезис о необходимости сильной исполнительной власти, способной обеспечить должный уровень управляемости общественных отношений во всем их многообразии.

      Исполнительная  власть в ее государственно-управленческом понимании в известной мере «отказывается» от функций непосредственного управления, столь характерного для условий  безраздельного господства государственной  собственности, то есть почти полного  обобществления всех сфер жизни. На этой основе проявляется тенденция становления  системы государственного регулирования, что особенно заметно в экономической  области. Главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным  обособлением.

      В связи с тем, что вместо термина  «государственного управления»  стал употребляться термин «исполнительная  власть», в механизме государственной  власти был осуществлен переход  от «разделения труда» к «разделению  властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:2

1. Исполнительная  власть представляет собой относительно  самостоятельную ветвь единой  государственной власти Российской  Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной  ее ветвями. Разделение властей  нельзя абсолютизировать, доводя  дело до признания полной независимости  каждой ветви. Все они взаимосвязаны,  что однако, не должно приводить  к подмене одной ветви власти  другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной  власти в сферу исполнительной  власти и наоборот.

2. Исполнительная  власть самостоятельна только  к функционально- компетенционном  смысле. Ее функции связаны с  практической реализацией законов  в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная  часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий  приходится на долю законодательной  и судебной властей. Следовательно,  исполнительную власть можно  характеризовать в качестве подсистемы  в рамках системы единой государственной  власти или же ее механизма.  Действующим законодательством  фиксируются функции и компетенция  не самой исполнительной власти, как государственно- правового института,  а субъектов, реализующих ее  на том или ином уровне государственной  организации (например, статус федеральных  и региональных органов исполнительной  власти).

3. Отличительным  признаком исполнительной власти  является то, что власть реализуется  в общегосударственном масштабе  и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

Информация о работе Исполнительная власть