Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики данной ветви отражают состояние государства в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Введение ..................................................................................................................2
Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти.
1.1 Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ………………………………………………………………………...3
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти.......................11
Глава 2. Органы исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации........................................................15
2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти......................................................................................................................18
Глава 3 Органы исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации...............................21
Заключение.............................................................................................................23
Список используемой литературы……………………………………………..24
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме
Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы
исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в
разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты,
федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти оставляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.
Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий
государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.
Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации.
Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы. Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется.
Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения.
Для осуществления своих полномочий Правительство может
создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Глава 3
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации
Органы исполнительной власти субъектов РФ со ст. 11 Конституции РФ, образуются самими субъектами Федерации. Правовое положение этих органов исполнительной власти определяется субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами, в частности, имеющими свои уставы и законодательство.
Постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. рекомендована примерная структура органов краевой, областной администрации.
В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администрации.2
В соответствии с указом Президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по
укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» главы исполнительной власти субъектов Федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов Федерации, и в равной степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Широкий объем полномочий главы администрации включает в себя многие вопросы формирования состава администрации, бюджета субъекта Федерации, представительства в федеральных органах и др.
Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. Был создан институт полномочных представителей Президента России в субъектах федерации. Представитель главы государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полпред главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Перечень его основных задач включает в себя содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном, экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными
органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Кроме того, эти должностные лица призваны активно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению Российской Федерации.
Заключение
Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Особенное внимание следует
уделить рациональному
Список используемой литературы.
1.Конституция РФ 12 декабря
1993г. Издательство «Экзамен»
2. Закон от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».
3. Закон от 6 сентября 1996 г.
«О структуре федеральных
исполнительной власти».
4. «Вопросы федеральных
органов исполнительной власти»
5. Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от
14.08.1996 г.
8. Бачило И.Л.Исполнительная власть в Российской Федерации, проблемы
развития. Издательство «Юристъ», Москва 1998г.
9. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право,
Москва 1997, № 3.
10. Габричидзе Б.Н, Елисеев Б.П, Чернявский А.Г. Конституционное право
современной России. Москва 2001г.
11. Дёмин А.В. Теория
государства и права (курс
12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Москва 1997 г.
13. Князев С. Д. Административное право. Владивосток 1997г.
14. В.М. Корельский, В.Д. Перевалова Теория государства и права. Издательство
«М-Норма», Москва 1997 г.
15. Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь (3-е издание).
Издательство «Инфра-М», Москва 2001г.
16. Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-
практическое пособие. Москва. 1996г.
1 Овсянко Д.М. Административное
право:учебное пособие под ред. Г.А Туманова, изд.Юрист Москва 1997 г.
2 Овсянко Д.М. Административное
право:Учебное пособие под ред. Туманова Г.А.изд. Юрист, Москва 1997 г