Исполнительная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики данной ветви отражают состояние государства в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти.
1.1 Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ………………………………………………………………………...3
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти.......................11
Глава 2. Органы исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации........................................................15
2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти......................................................................................................................18
Глава 3 Органы исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации...............................21
Заключение.............................................................................................................23
Список используемой литературы……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

гму.docx

— 55.15 Кб (Скачать)

Содержание ст. 72 Конституции  РФ определяет предметы совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов. Здесь можно обнаружить некоторые аспекты государственно-управленческого характера, как-то: владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; вопросы образования, науки и культуры.

Несомненно, значение практической реализации отнесенных к совместному  ведению норм административного, административно-процессуального, жилищного, земельного, водного и  т.п. права.

На базе изложенной информации по вопросу о соотношении компетенции  Российской Федерации и ее субъектов в области государственного управления возможны следующие выводы:

а) к ведению Российской Федерации отнесено решение основных вопросов организации государственного управления на федеральном уровне;

б) к ведению субъектов  Федерации отнесено решение вопросов организации государственного управления на региональном уровне.

4. Законность - один из  ведущих принципов организации  и деятельности органов исполнительной  власти. Свои исходные начала  он берет из Конституции РФ, федеральных законов, конституций  и уставов субъектов Федерации  и их законодательства (см., например, ст. ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации и  деятельности органов исполнительной  власти существенное значение  имеет также принцип экономичности.  Его значимость определяется  тем, что механизм реализации  исполнительной власти крайне  много структурен и оснащен, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления. Так, в 2004 г. Правительством РФ упразднено 147 координационных, совещательных, иных органов и групп, действующих при нем. За период с 1992 г. неоднократно проводились перестройки системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, также преследующие цель экономии средств федерального бюджета. Однако все эти и иные меры должного эффекта пока не приносят.

6. В настоящее время  ранее стоящий во главе угла  принцип сочетания централизации  и децентрализации может быть  понят через содержание принципа  федерализма.

Тем не менее, сейчас серьезно звучит требование о необходимости  укрепления управленческой вертикали. Однако законодательство, а также  подзаконные нормативные акты почти  не содержат административно-правовых норм, реально способствующих этому  закономерному процессу. Указанная  вертикаль, выражающая субординационность связей между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, продолжающаяся вплоть до тех объектов, на которые призвана оказывать повседневное упорядочивающее воздействие, практически просматривается лишь в рамках отдельных, традиционно централизованных отраслей управления (например, оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, некоторые транспортные комплексы). Одноименные исполнительные органы Российской Федерации и ее субъектов (например, в области здравоохранения, образования) не связаны организационно-правовой соподчиненностью. Кроме того, не фигурируют сейчас в качестве непременного звена единой управленческой системы местные исполнительные органы.

7. Учет особенностей управляемых  объектов - принцип управления, учитывающий  современные особенности сферы  государственного управления, в  которой наряду с государственными  объектами функционирует множество  негосударственных, в основном  коммерческих, структур, включая частные.  На этой основе в механизме  реализации исполнительной власти  происходит отбор различных методов  управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.).

8. Гласность предполагает  широкое обнародование через  средства массовой информации  процесса и результатов работы  органов исполнительной власти.

9. В числе действующих  принципов называются также: народовластие;  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина; ответственность.  Сущность этих принципов, равно  как и социально-юридическая значимость, очевидны.

Рассмотрев понятие, виды и принципы деятельности органов  исполнительной власти, можно прийти к анализу их действующей системы. Однако в качестве предварительного условия необходимо уяснить роль главы нашего государства - Президента РФ в сфере исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти

 

 

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации определенных возложенных на него функций

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законодательством порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим  законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах [1].1

Существует различные  основания для классификации органов исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации. Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.

По объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой  компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и  органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для  классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы  на

коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их

руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).

Коллегиальность позволяет  наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации. Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

 

Глава 2.

2.1 Правительство  Российской Федерации

Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не

употребляется, но для организации  власти это имеет практическое значение.

Дело в том, что в  ряде статей Конституции и текущем  законодательстве применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.

Правительство возглавляет  и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность

В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально – экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия.

Правительство обеспечивает управление экономикой всей страны.

Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство

разрабатывает федеральный  бюджет и отчитывается о его исполнении,

осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

Одной из основных функций  Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Свои полномочия Правительство  реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также

используя право законодательной  инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов.

Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

Закрепив самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство из своеобразного двойного подчинения. В то же время конституционный выбор, сделанный в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в пользу сильных прерогатив Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть бесконтрольной в ее самостоятельности.

Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности

Правительства и органов  исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя

Президент не глава исполнительной власти, он сохраняет рычаги

воздействия на Правительство  путем персональных назначений членов

Правительства и принятия необходимых решений, в том числе  в сфере

исполнительной власти.

Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно- распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Современная система и  структура федеральных органов исполнительной власти определена рядом указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» и др.

Информация о работе Исполнительная власть в РФ