Исполнительная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Характеристики данной ветви отражают состояние государства в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Содержание

Введение ..................................................................................................................2
Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти.
1.1 Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ………………………………………………………………………...3
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти.......................11
Глава 2. Органы исполнительной власти на федеральном
уровне в Российской Федерации.
2.1 Правительство Российской Федерации........................................................15
2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной
власти......................................................................................................................18
Глава 3 Органы исполнительной власти субъектов федерации.
3.1 Органы исполнительной власти субъектов федерации...............................21
Заключение.............................................................................................................23
Список используемой литературы……………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

гму.docx

— 55.15 Кб (Скачать)

                                  

Содержание

 

Введение ..................................................................................................................2

 Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти.

1.1 Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ………………………………………………………………………...3

1.2 Понятие и классификация  органов исполнительной власти.......................11

Глава 2. Органы исполнительной власти на федеральном

уровне в Российской Федерации.

2.1 Правительство Российской  Федерации........................................................15

2.2 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной

власти......................................................................................................................18

Глава 3 Органы исполнительной власти субъектов федерации.

3.1 Органы исполнительной  власти субъектов федерации...............................21

Заключение.............................................................................................................23

Список используемой литературы……………………………………………..24

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой моей контрольной  работы является «Органы исполнительной власти в Российской Федерации».

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки.  Характеристики данной  ветви отражают состояние государства в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания  системы исполнительной власти в  практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. Именно в этом, по моему мнению, и заключается актуальность работы.

Основы конституционного строя закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, так же устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от употребления термина  государственное управление,  который широко используется в законодательстве стран и долгие годы  употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

Названные задачи определяют содержание  курсовой работы.                      Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного

управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм

функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти и  рассмотреть взаимосвязь и соотношение

государственного управления и исполнительной власти.

                      1.1 Правовые основы организации (построения) органов исполнительной власти в РФ.

Принципы, на базе которых  строится и функционирует система  органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации  государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.

Тем не менее, используя конституционную  базу в качестве исходной, можно  рассмотреть проблему основных принципов  организации и деятельности исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с  субъектами иных ветвей единой государственной  власти, федерализма, законности, ответственности.

1. Самостоятельность органов  исполнительной власти. Основополагающее  значение для исполнительной  власти в ее современном виде  имеет то, что в соответствии  со ст. 10 Конституции РФ она  представляет собой оснащенную  необходимыми атрибутами ветвь  единой по своей государственно-правовой  сути государственной власти. При  этом главное, принципиальное  состоит в том, что в рамках  разделения властей органы исполнительной  власти (равно как законодательные  и судебные) самостоятельны. Данный  принцип выражается прежде всего  в том, что органы исполнительной  власти не находятся в организационном  подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Российской Федерации создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.

С этих позиций, очевидно, что  осуществление государственной  власти на основе ее разделения не может  и не должно быть абсолютизировано, что неизбежно привело бы к  полной независимости ее ветвей, т.е. фактически к вторжению одной  ветви власти в сферу другой. Поэтому  самостоятельность органов исполнительной власти - первый принцип их современного бытия. Как следствие его - необходимость  тесного взаимодействия исполнительной ветви власти с ее другими ветвями.

К этому следует добавить некоторые особенности проявления самостоятельности органов исполнительной власти. Имеется в виду, прежде всего  значительный объем президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.

2. Единство системы органов  исполнительной власти. Одним из  принципов современной организации  и деятельности органов исполнительной  власти является то, что в пределах  ведения и полномочий Российской  Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.

Единство системы исполнительной власти органически перерастает  в единство системы органов исполнительной власти в общегосударственном масштабе. Оно связывает воедино по целевому назначению и по соотношению с  иными органами государственной  власти федеральные органы исполнительной власти с исполнительными органами любого иного внутригосударственного уровня. Но это единство не носит на себе отпечаток административной подчиненности как цементирующего всю систему начала, хотя, разумеется, изолированность одного звена системы от других должна быть исключена.

Практика пока еще дает примеры отхода от требований данного  принципа, выражающиеся в известной "самостийности" мест, что следует  оценивать в первую очередь как  неумение правильно использовать широкую  оперативную самостоятельность, каковая  предоставлена каждому звену  единой по своей сути системы исполнительных органов, равно как и следствие  незавершенности законодательного процесса по выстраиванию управленческой вертикали органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Не полностью соответствует  данному принципу и современное  решение о создании на территории субъектов РФ федеральными органами исполнительной власти своих территориальных  органов, действующих автономно  по отношению к одноименным исполнительным органам субъектов Федерации.

Именно в силу этого  особую актуальность в современных  условиях приобрела проблема конкретизации  конституционного понятия единой системы  исполнительной власти в Российской Федерации. Иначе говоря, речь идет о законе, посвященном системе  и механизму исполнительной власти в масштабе всей страны.

3. Федерализм в его  новом качестве - несомненный принцип  организации и деятельности органов  исполнительной власти. Его исходные  начала были заложены еще Федеративным  договором, а затем нашли закрепление  в Конституции РФ, конституциях  и уставах субъектов Федерации.  Как известно, федеративное устройство  Российской Федерации основано  на ее государственной целостности,  единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), включающий установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. Одновременно были определены предметы ведения, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Субъекты Федерации в  своих конституциях и уставах  закрепили предметы ведения, относящиеся  к их собственной компетенции, в  числе которых определение системы  органов исполнительной власти, порядка  их организации и деятельности (например, см. ст. 53 Конституции Республики Адыгея). В отдельных случаях эти вопросы  отнесены к компетенции высших представительных и законодательных органов государственной  власти республик (в Республике Марий  Эл порядок организации и деятельности республиканских органов управления определяется в соответствии со ст. 73 ее Конституции Государственным  Собранием Республики). По Уставу Архангельской  области областное Собрание утверждает схему управления областью по представлению  главы администрации области  и т.п.

Принцип федерализма выражается также и в том, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление  части своих полномочий. На территории субъектов могут создаваться  территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти. Взаимоотношения  с ними осуществляются на основе сотрудничества и координации действий.

Споры по вопросам совместного  ведения между органами исполнительной власти субъектов Федерации и  соответствующими органами Российской Федерации разрешаются посредством  согласительных процедур, а при не достижении согласия - в судебном порядке.

Для современного состояния  федерализма в сфере реализации исполнительной власти существенное значение имеют Федеральные законы от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" и от 24 июня 1999 г. "О принципах  и порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Закреплена в них и основная идея управленческого федерализма - доля ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящаяся на федеральные, республиканские, краевые, областные и другие органы исполнительной власти.

Тем не менее, законодательство РФ, специально посвященное организации  исполнительной власти на всех ее уровнях, по-прежнему отсутствует. В Конституции  РФ содержатся нормы, относящиеся только к определению статуса и организации  Правительства РФ, что, естественно, не тождественно правовым основам организации  государственного управления в целом.

В силу этого в первую очередь необходимо ориентироваться  на анализ ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ. Но и они не относятся прямо  к организации государственного управления, так как трактуют соответствующие  вопросы применительно ко всему  механизму государственной власти, хотя и содержат сведения о том, по каким направлениям могут функционировать  федеральные органы исполнительной власти и по каким требуется совместное их функционирование с аналогичными органами субъектов Федерации.

Так, в ведении Российской Федерации находится принятие федеральных  законов и осуществление контроля за их соблюдением. Очевидно, что в данном случае подразумевается деятельность по исполнению этих законов, а также контрольная деятельность, т.е. то, что фактически составляет содержание процесса реализации исполнительной власти. Далее, в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Очевидно, что по всем названным направлениям обширен объем государственно-управленческой деятельности. В равной мере подобный вывод относится к федеральному бюджету, федеральным налогам и сборам, к международным и внешнеэкономическим отношениям Российской Федерации. Очевидно также, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление федеральными энергетическими системами, ядерной энергетикой, путями сообщения, информацией и связью, деятельностью в космосе, обороной и безопасностью, оборонным производством, защитой Государственной границы РФ и т.п. (ст. 71 Конституции РФ).

Информация о работе Исполнительная власть в РФ