Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:05, реферат
В целом структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Введение……………………………………………………………………3
1 Сущность исполнительной власти…………………………………….4
1.1 Понятие органов исполнительной власти……………………4
1.2 Признаки органов исполнительной власти………………….5
2 Понятие и сущность механизма осуществляющего исполнительную власть……………………………………………………………………………..7
3 Функции исполнительной власти…………………………………….10
4 Взаимодействие ветвей власти………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….22
Список используемых источников……………………………………..23
Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.
Структурная
сложность и особенности
Первый
уровень функций исполнительной
власти охватывает те функции, которые
имеют глобальные значения для жизни
общества. Необходимо подчеркнуть в
связи с этим, что исполнительная
власть гораздо полнее, чем законодательная,
представляет единство, сущность, функциональную
направленность государства, а потому
основное назначение государства - охранять
внутренний и внешний мир общества,
обеспечивать его благосостояние -
рельефно и содержательно воплощается
в ее функциях.
Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти.
Один из объектов - это общественный порядок и национальная безопасность, которая охраняется и обеспечивается путем наблюдения компетентными органами исполнительной власти за местами, имеющими общественной значение и путем постоянного поддержания Вооруженных сил страны для защиты населения и территории от военного нападения. Это чрезвычайно важный объект управления, являющийся необходимой предпосылкой нормального бытия гражданского общества и функционирования его политических, экономических и культурных структур.
Другой важный объект управления - это определенная отрасль народного хозяйства, социально - культурного и административно - политического строительства (экономика, финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), функционирование которой возможно при постоянном управленческом воздействии на нее органов исполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании, координировании, подборе кадров, контроля. Этот объект определяет регулятивно - управленческую функцию исполнительной власти.
Итак,
первая основная функция - функция охраны
общественного порядка и
Охрана общественного порядка органам исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.
Другой стороной рассматриваемой функции является национальная безопасность, которая определяется как состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.
Вторая
важнейшая функция
Государственное управление как деятельность органов исполнительной власти выступает одновременно и как распорядительная деятельность, то есть органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного или вышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властными полномочиями, предпринимающие управленческие действия по собственной инициативе, реагирующие посредством властных решений на перемены в управленческой ситуации.
Следует подчеркнуть, что исполнительная ветвь власти имеет дело с таким объектом управления, который характеризуется быстрыми изменениями, появлением новых проблем, возникновением критических ситуаций. Этим объясняется наделение органов исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящих органов - подзаконные нормативные и индивидуальные акты.
Распорядительную
деятельность органов исполнительной
власти нельзя противопоставлять
Второй уровень функций исполнительной власти - нормотворчество, оперативно - исполнительная и юрисдикция. Они имеют вспомогательный, инструментарный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций, то есть используются как организационно - технические средства реализации основных функций рассматриваемой власти.
Необходимой
вспомогательной функцией исполнительной
власти является нормотворческая функция,
которая заключается в издании
органами этой власти нормативных актов
управления. Основная особенность этой
функции в том, что правотворческая
деятельность органов исполнительной
власти продолжает в границах своей
компетенции деятельность, которую
начал законодатель. Если нормы законы
не регулируют непосредственно управленческих
и полицейских отношений, а они
нуждаются в правовой регламентации,
то эту функцию выполняют
Другая
вспомогательная, имеющая большее
практическое значение функция исполнительной
власти - оперативно-исполнительная. Она
заключается в том, что органы
исполнительной власти обеспечивают реализацию
правовых норм, содержащихся как в
законах, так и подзаконных актах.
Если правотворческий орган (законодательной
или исполнительной власти) закрепляет
в праве решения нормативного
характера, то другой орган, а именно
орган исполнительной власти, на основании
своих государственно-властных полномочий
обеспечивает применение этих нормативных
предписаний, продолжает их под нормативное
регулирование в случаях, когда
необходима их конкретизация. Центральным
звеном правоприменительной
Особую
роль в реализации основных функций
исполнительной власти играет юрисдикция,
осуществляемая его органами. Юридическая
функция исполнительной власти может
быть представлена как деятельность
ее органов по применению административных,
дисциплинарных, материальных и финансовых
санкций к гражданам и
Таким образом, вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически - политическую значимость в организации деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим изложением соображения о функциях исполнительной власти позволяют сделать следующий вывод.
Для
исполнительной ветви государственной
власти характерно то, что она осуществляет
свои функции посредством
Интересно
отметить, что функции, которые на
уровне государства воплощены в
трех обособленных ветвях власти (законодательство,
управление, правосудие), перенесенные
на исполнительную власть и встроенные
в ее структуры, выполняют скромную
вспомогательную, но организационно важную
роль в реализации функций первого
уровня. Если в основе функций первого
уровня лежат главные направления
в деятельности исполнительной власти,
формирования основных видов ее органов,
их специализация, то в основе функций
второго уровня - соображения технической
целесообразности. В целом же оба
уровня функций исполнительной власти
можно представить как систему
взаимных пересечений и уравновешиваний,
положительных воздействий
Юридическая
власть государства над его гражданами
суверенна, но не беспредельна. Государство
как в интересах гражданина и
общества, так и в собственных
интересах идет по пути самоограничения
и устанавливает область
Функция
защиты прав и свобод граждан - особая
функция исполнительной власти, особенность
ее существования - не "массовость"
(как в других функциях), а скорее
индивидуальность, личностный подход.
На этой системе построена деятельность
многих органов исполнительной власти,
в частности органов
При
этом следует отметить, что эффективная
защита прав и свобод граждан в
сферах деятельности исполнительной власти,
учитывая многообразие правовых отношений
субъектов, требует четкого правового
закрепления не только прав граждан,
но и корреспондирующих этим правом
обязанностей соответствующих
В
этих условиях важно иметь в виду
три направления нормативного регулирования:
законодательное закрепление
На
первом месте находится вопрос о
гарантиях прав граждан при защите
своих законных интересов и формах
ответственности должностных
Второй
проблемой является вопрос контроля
за законностью действий администрации
по отношению к гражданам.
Критическое
рассмотрение действующего законодательства
позволяет констатировать необходимость
отработки процессуального
Остро
стоит также и проблема "внешнего"
контроля за действиями органов управления
и их должностных лиц по отношению к гражданам,
несмотря на введение института уполномоченного
по правам человека.
4
Взаимодействие ветвей
власти
Особенностью
российской Конституции является то,
что Президент не входит ни в одну
из ветвей государственной власти,
он как бы стоит над ними, выполняя
роль арбитра, гаранта обеспечения
согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной
власти. Институт президентства для
России новый и он не может сложиться
быстро. Для его успешного