Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:10, курс лекций

Описание работы

Цель этого курса - ознакомление слушателей с основами приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности, их использованием и защитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Тема 1. Интеллектуальная собственность как право на 3
результат творческой деятельности человека. 3
1.1. Понятие интеллектуальной собственности. 3
1.2. Эволюция интеллектуальной собственности 6
1.3. Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества. 7
Контрольные вопросы. 8
Тема 2. Система интеллектуальной собственности 9
2.1 Объекты права интеллектуальной собственности. 9
2.2 Субъекты права интеллектуальной собственности 11
2.3 Система законодательства Украины об интеллектуальной собственности 11
2.4. Государственная система охраны интеллектуальной Ошибка! Закладка не определена.
2.5 Международная система интеллектуальной собственности. 12
ТЕМА 3. Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности. 13
3.1.Цель и принципы правовой охраны. 13
3.2. Охрана прав на объекты промышленной собственности. 14
3.2.1. Изобретения 14
3.2.2. Полезные модели. 17
3.2.3. Промышленные образцы. 18
3.2.4. Средства индивидуализации товаров и услуг. 19
3.3. Охрана прав на нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. 19
3.3.1. Сорта растений. 19
3.3.2. Топографии интегральных микросхем. 20
3.3.3. Рационализаторское предложение. 20
3.3.4. Охрана права на коммерческую тайну. 20
3.4. Охрана объектов авторского права и смежных прав. 20
3.5. Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности за границей. 21
Тема 4. Защита прав интеллектуальной собственности. 22
4.1. Система защиты прав интеллектуальной собственности и ее назначение. 23
4.2. Действия, которые считаются нарушением права интеллектуальной собственности 23
4.3. Категории споров 24
а) Административный порядок защиты прав 24
б) Гражданско-правовые способы защиты прав 25
в) Уголовная ответственность за нарушение прав 25
4.5. Защита прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения TRIPS 25
Тема 5. Экономика интеллектуальной собственности 26
5.1. Права на объекты интеллектуальной собственности как товар 26
5.1.1 Интеллектуальная собственность как товар. 27
5.1.2. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив 28
5.2. Коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности. Ошибка! Закладка не определена.
5.2.1. Суть торговли лицензиями. Виды лицензий. 28
5.2.2. Лицензионные договоры 29
5.2.3. Лицензионные платежи 31
5.2.4. Передача прав по авторским договорам 31
5.3. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности 31
5.3.2. Расчет стоимости прав на объект интеллектуальной собственности 32
5.4. Управление правами интеллектуальной собственности. 34

Работа содержит 1 файл

Лекции-ИнтСобств.docx

— 288.51 Кб (Скачать)

В случае нарушения прав потерпевший  подает иск – заявление, обращенное к суду, о совершении правосудия с целью защиты личных или имущественных  прав. В исковом заявлении указывается форма защиты (запрет делать какое-нибудь действие, возмещение убытков и т.п.), размер нанесенного ущерба, приводятся доказательства обоснованности требований.

Собственник прав на ОПС имеет право требовать  от нарушителя:

    • признания прав собственника;
    • восстановления положения, которое существовало до нарушения прав;
    • прекращения действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушению;
    • возмещения убытков, включая утраченную выгоду и т.п..

Если  в результате незаконного использования  ОИС нарушитель получил доход, пострадавший имеет право требовать возмещения утраченной выгоды в размере не меньшем, чем сумма такого дохода.

Если  одновременно с нарушением имущественных  прав затронуты личные неимущественные права автора, то он может потребовать материальную компенсацию за нанесение нему морального ущерба, размер которого определяется судом. Нарушением прав авторства признается присвоение результатов чужой творческой работы и попытка выдать эти результаты за собственную разработку.

в) Уголовная ответственность  за нарушение прав

Наряду с  нормами гражданско-правовой защиты прав на ОИС, действующим законодательством предусмотрена также уголовная ответственность. Так, незаконный выпуск под своим именем или присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства, а также незаконное воспроизведение или распространение такого произведения, присвоение авторства на чужие объекты промышленной собственности или разглашение без согласия автора содержания изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации о них, признается уголовным преступлением. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если сумма материального ущерба в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. В качестве наказания предусмотрено применение к нарушителю штрафа в размере от 100 до 400 необлагаемых минимумов или исправительные работы сроком до двух лет.

Если  нарушение прав нанесло ущерб  в особо крупном размере (1000 и более необлагаемых минимумов) или повторно, предусмотрен штраф от 200 до 800 необлагаемых минимумов, исправительные работы сроком до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.

Законодательство  Украины предусматривает также  уголовно-правовые санкции за незаконное посягательство на коммерческую тайну. Уголовным преступлением является незаконный сбор с целью использования сведений, которые представляют коммерческую тайну (промышленный шпионаж), если это наносит значительный материальный ущерб субъекту предпринимательской деятельности. В качестве наказания предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 минимальных размеров заработной платы или лишение свободы на срок до трех лет.

4.5. Защита прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения TRIPS

Соглашение TRIPS является одним из важнейших  соглашений Всемирной торговой организации (ВТО). Необходимым условием для вступления Украины к ВТО является обязательное соблюдение соглашения TRIPS.

В соответствии  с требованиями части III Соглашения TRIPS "Защита прав интеллектуальной собственности", страны-участницы обязуются обеспечить на своей территории действие таких процедур, которые позволяют осуществлять мероприятия, предотвращающие и не допускающие нарушения законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности.

Статья 41 Соглашения TRIPS отмечает, что законодательство каждой страны должно иметь нормы, которые разрешали бы прибегать к эффективным действиям, направленным против любого нарушения прав интеллектуальной собственности, включая оперативные меры по предотвращению нарушений и правовые санкции на случай дальнейших нарушений.

Соглашение TRIPS предусматривает защиту прав интеллектуальной собственности с помощью административных процедур, гражданско-правовые способы защиты прав, а также уголовные процедуры и штрафы, которые могут быть применены к нарушителям прав.

Тема 5. Экономика интеллектуальной собственности

 

План.

5.1. Права на объекты интеллектуальной собственности как товар.

5.1.1. Интеллектуальная собственность как товар.

5.1.2. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив.

5.2. Коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности.

5.2.1. Суть торговли лицензиями. Виды лицензий.

5.2.2. Лицензионные  договоры.

5.2.3. Лицензионные платежи.

5.2.4. Передача прав по авторским договорам.

5.3. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.

5.3.1. Подходы к определению стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.

5.3.2. Расчет стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.

5.4. Управление правами интеллектуальной собственности.

5.1. Права на объекты интеллектуальной собственности как товар

5.1.1.Франчайзинг как  один из методов использования  интеллектуального капитала

      

По данным Международной ассоциации франчайзинга, средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы для обычных  независимых предприятий составляет около 300%, для компаний же, работающих в рамках франчайзинговых соглашений, - более 600%. Из всех создающихся в мире независимых компаний в течение 3-х лет в среднем около 90% прекращают свое существование, для франчайзинговых же компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет в мире менее 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.

     Если во всем мире франчайзинг  уже давно стал неотъемлемым  атрибутом экономики (по оценкам  экспертов, в развитых странах  мира более 40% всех продаж осуществляется  через франчайзинговые сети), то в Украине эта бизнес-технология только начинает находить своих приверженцев. Активно развивается внутрений франчайзинг, представляющий собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и отечественных подходов к ведению бизнеса и менталитета в общем. Большинство зарубежных компаний все еще предпочитает обеспечивать присутствие на украинском рынке собственными силами, вкладывая значительные средства в новое строительство и приобретая функционирующие объекты (как правило, торговой недвижимости), или выступая арендатором соответствующих помещений. Однако в последние годы международые компании начинают проявлять значительный интерес к сотрудничеству с украинсками партнерами на основе франчайзинга, при котором бо'льшая часть капитальных затрат осуществляется местной стороной. Отечественные бизнесмены со своей стороны также приходят к осознанию всех преимуществ использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.

     В целом, франчайзинг как составляющая  экономики Украины находится  на начальном этапе развития. По данным Ассоциации франчайзинга Украины, в нашей стране на сегодняшний день функционирует около 100 франчайзинговых сетей (для сравнения: в США их количество составляет более 1500, во Франции - более 750, в Польше - около 140). И хотя успешные примеры использования франчайзинга в Украине остаются достаточно редкими, в последние несколько лет их количество начало постепенно увеличиваться. В то же время эксперты отмечают, что развитие франчайзинга в Украине сдерживается целым рядом факторов, основными из которых являются: несовершенство законодательной базы, отсутствие у отечественных предпринимателей опыта работы в рамках франчайзинга, недобросовестное отношение к выполнению договорных обязательств и чужой интеллектуальной собственности, низкий уровень развития банковского кредитования и так далее.

     Термин "франчайзинг" произошел  от французского слова "franchise", означающего "льгота, привилегия, освобождение от налога или взноса". Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях.

    Фактически, франчайзинг - это способ организации  бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

 с соблюдением  определенных качественных характеристик;

 с применением  обусловленных технологий;

 по разработанной  схеме;

 в четко  установленном месте;

 под определенным  товарным знаком.

     В обмен на часть прибыли  и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.

      Одним из ключевых понятий  в системе франчайзинговых отношений является франшиза (франчайзинговый пакет). Под ним понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса.

5.1.1 Интеллектуальная собственность как товар.

 

К основным свойствам любого рыночного товара относятся:

А) полезность, которая понимается как способность удовлетворять некоторую потребность;

Б) редкость - свойство, противоположное общедоступности;

В) универсальность - пригодность к обмену на любые другие рыночные товары.

Важнейшим является свойство редкости, которое превращает полезность продукта в коммерческую ценность, а сам продукт - в товар. Наличие первых двух свойств, конечно, почти автоматически обеспечивает третье.

Право на использование ОИС становится товаром, если ему искусственно добавить свойство редкости, то есть закрепить это право за определенным лицом (владельцем права) и запретить его использование кем-либо другим без санкции владельца права. То есть нужно обеспечить правовую охрану объекта интеллектуальной собственности путем патентования или каким-либо другим способом.

С третьим свойством  товара - универсальностью - тесно связана его оборотоспособность, что предполагает отчуждение прав интеллектуальной собственности как от индивидуума, так и от предприятия. В этом случае права на ОИС могут оборачиваться как товар.

По  принципу "обособленности" права  интеллектуальной собственности можно  поделить на три группы:

1. Права,  которые отделяются от предприятия  или от индивидуума;

2. Права,  которые не отделяются от предприятия;

3. Права,  которые не отделяются от индивидуума.

К первой группе относятся права  на:

  • знаки для товаров и услуг;
  • фирменные наименования;
  • секретные рецепты и технологии;
  • имущественные права авторов;
  • изобретения;
  • права на фильмы, видеопродукцию и т.п..

К группе неотделяемых от предприятия  прав относятся права на:

  • объединение разрозненных компонентов (средств производства, оборудования, объектов недвижимости) в производственную единицу или сложное взаимозависимое образование (действующее предприятие);
  • наличие подготовленного персонала;
  • системы и методы функционирования, разработанные как составные части действующего предприятия;
  • наличие заказчиков продукции, которая выпускается,  и постоянной клиентуры обслуживания;
  • дальнейшие стартовые несогласованности и трудности;
  • достижения в области маркетинга и рекламы собственной продукции;
  • преимущества территориального расположения, близость развитой промышленной инфраструктуры, транспортных путей;
  • репутация предприятия.

Неотделяемыми от индивидуума являются права на:

  • личную репутацию работников или собственников предприятия среди общественности, клиентов, других работников, собственников, банкиров;
  • личные профессиональные качества работников (включая ноу-хау), коммерческие  способности, талант в сфере рекламы, менеджмента или в финансовой сфере;
  • общую квалификацию, эрудицию, интеллект и лабильные качества работников или руководителей в таких областях, как организация работ с кадрами, взаимодействие с клиентами, умение устранять конфликты в коллективе и т.п.

Свойство обособленности или необособленности имеет важное значение, так как только в случае обособленности от предприятия или индивидуума (автора) ОИС, права могут быть оборотоспособными, то есть выступать как товар. Если же права таковы, что не могут быть отделены от предприятия или индивидуума, то они могут продаваться (передаваться) только вместе с предприятием или индивидуумом. Например, нельзя передать выдающиеся организаторские способности директора одного предприятия директору другого предприятия. Можно только пригласить талантливого директора на другое предприятие, предложив ему более выгодные условия работы, то есть "купить" его вместе с его качествами.

Информация о работе Интеллектуальная собственность