Интеллектуальная собственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:10, курс лекций

Описание работы

Цель этого курса - ознакомление слушателей с основами приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности, их использованием и защитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Тема 1. Интеллектуальная собственность как право на 3
результат творческой деятельности человека. 3
1.1. Понятие интеллектуальной собственности. 3
1.2. Эволюция интеллектуальной собственности 6
1.3. Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества. 7
Контрольные вопросы. 8
Тема 2. Система интеллектуальной собственности 9
2.1 Объекты права интеллектуальной собственности. 9
2.2 Субъекты права интеллектуальной собственности 11
2.3 Система законодательства Украины об интеллектуальной собственности 11
2.4. Государственная система охраны интеллектуальной Ошибка! Закладка не определена.
2.5 Международная система интеллектуальной собственности. 12
ТЕМА 3. Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности. 13
3.1.Цель и принципы правовой охраны. 13
3.2. Охрана прав на объекты промышленной собственности. 14
3.2.1. Изобретения 14
3.2.2. Полезные модели. 17
3.2.3. Промышленные образцы. 18
3.2.4. Средства индивидуализации товаров и услуг. 19
3.3. Охрана прав на нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. 19
3.3.1. Сорта растений. 19
3.3.2. Топографии интегральных микросхем. 20
3.3.3. Рационализаторское предложение. 20
3.3.4. Охрана права на коммерческую тайну. 20
3.4. Охрана объектов авторского права и смежных прав. 20
3.5. Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности за границей. 21
Тема 4. Защита прав интеллектуальной собственности. 22
4.1. Система защиты прав интеллектуальной собственности и ее назначение. 23
4.2. Действия, которые считаются нарушением права интеллектуальной собственности 23
4.3. Категории споров 24
а) Административный порядок защиты прав 24
б) Гражданско-правовые способы защиты прав 25
в) Уголовная ответственность за нарушение прав 25
4.5. Защита прав интеллектуальной собственности в рамках соглашения TRIPS 25
Тема 5. Экономика интеллектуальной собственности 26
5.1. Права на объекты интеллектуальной собственности как товар 26
5.1.1 Интеллектуальная собственность как товар. 27
5.1.2. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив 28
5.2. Коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности. Ошибка! Закладка не определена.
5.2.1. Суть торговли лицензиями. Виды лицензий. 28
5.2.2. Лицензионные договоры 29
5.2.3. Лицензионные платежи 31
5.2.4. Передача прав по авторским договорам 31
5.3. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности 31
5.3.2. Расчет стоимости прав на объект интеллектуальной собственности 32
5.4. Управление правами интеллектуальной собственности. 34

Работа содержит 1 файл

Лекции-ИнтСобств.docx

— 288.51 Кб (Скачать)

Ни  в коем случае не следует игнорировать заключение договора о конфиденциальности до начала переговоров. В случае отсутствия такого договора потенциальный лицензиат после получения информации, в том числе конфиденциальной, может прекратить переговоры.

5.2.3. Лицензионные платежи

Поскольку большинство лицензионных соглашений связаны с коммерческой деятельностью, они предусматривают выплату определенной денежной суммы лицензиару за передачу права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Различают три  основных вида лицензионных платежей: роялти, паушальный, комбинированный.

Роялти - это вид платежей, который лицензиат выплачивает лицензиару на протяжении всего срока действия соглашения равными долями.

Паушальный платеж предусматривает выплату вознаграждения до даты начала массового выпуска продукции, зафиксированной в соглашении. К паушальной форме оплаты прибегают обычно в случаях, если в стране лицензиата шаткое положение или нет ясности в вопросе патентования изобретения,  которое составляет основу лицензии.

Комбинированный платеж предусматривает выплату лицензиару части вознаграждения еще до начала производства и сбыта продукции, а остальная часть вознаграждения выплачивается в форме роялти после постановки продукции на производство.

5.2.4. Передача прав по авторским договорам

По лицензионным договорам, как правило, передаются права на объекты промышленной собственности.

Если автор  передает другому лицу свои имущественные права на использование объекта авторского права, то заключается авторский договор.

Различают такие виды авторских договоров:

  • договор об издании и переиздании произведений в оригинале (издательский договор);
  • договор о публичном исполнении неопубликованных произведений (постановочный договор);
  • договор об использовании неопубликованного произведения в кинофильме, на радио ли в телевизионной передаче;
  • договор о создании произведения изобразительного искусства с целью публичного показа;
  • договор об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства;
  • другие договоры о передаче произведений литературы, науки и искусства для использования любым другим способом.

Содержание авторского договора должно отвечать общим положениям гражданского права относительно содержания договора. Но, в отличие от обычного хозяйственного договора, здесь должны быть тщательно прописаны существенные условия авторского договора, способы использования произведения, срок действия договора и использования произведения, размер и порядок выплаты вознаграждения. Особое внимание следует уделить пунктам относительно передачи имущественных прав.

5.3. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности

5.3.1 Подходы к определению стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности.

Существует три общепризнанных подхода к оценке стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности: подход на основе активов, рыночный подход, доходный подход.


 




 


 


 

 

Рис. 5.2. Подходы к определению стоимости нематериальных активов

 

Затратный подход или подход на основе активов (бухгалтерских книг) основан на предположении, что стоимость объекта интеллектуальной собственности равняется стоимости затрат на его создание, внедрение и амортизацию. В рамках этого подхода существует несколько методов расчета стоимости. Один из них, так называемый метод стоимости замещения, состоит в том, что максимальная стоимость объекта интеллектуальной собственности определяется минимальной ценой, которую следует заплатить при покупке объекта интеллектуальной собственности, эквивалентного по функциональным возможностям и вариантам его использования или обладающего аналогичной потребительской стоимостью. Этот вариант расчета устраивает покупателя, так как он может документально отследить затраты на создание ОИС и, таким образом, убедиться, что эта цена оправдана. Но он невыгоден для продавца, поскольку последний получит сумму, равную только затратам, понесенным на создание ОИС, то есть без прибыли.

Рыночный подход к оценке стоимости прав ИС предполагает использование метода сравнительного анализа продаж. Сущность метода состоит в сравнении оцениваемого объекта с аналогичными по назначению, качеству и полезности объектами, которые были проданы на это время на аналогичном рынке. Этот подход дает так называемую "справедливую цену", то есть такую цену, за которую продавец, который владеет информацией о рыночной стоимости аналогичных объектов, готов продать ОИС, а покупатель, который также владеет полной информацией по ОИС и рыночной стоимости аналогичных объектов, готов купить данный ОИС. То-есть, цена устанавливается рынком и устраивает как продавца, так и покупателя.

Доходный подход предполагает, что никто не станет вкладывать свой капитал в приобретение того или иного ОИС, если такой же доход можно получить любым другим способом.

Суть подхода  состоит в том, что стоимость  прав на ОИС определяют как функцию  дохода, который может принести использование  данного ОИС в будущем. Для  расчета текущей стоимости объекта  оценки применяют два основных метода: метод дисконтирования и метод  капитализации дохода.

Метод дисконтирования, основан на том допущении, что стоимость денег в будущем будет меньше, чем сегодня:

  ,

где РV- текущая стоимость объекта оценки;

       СF - будущий денежный поток (доход);

       i - коэффициент  дисконтирования.

При выборе коэффициента дисконтирования учитывается  то обстоятельство, что безрисковые деньги стоят дороже, чем рисковые. То есть, если риск минимальный, то и степень дисконтирования минимальная, и наоборот.

По методу капитализации дохода стоимость объекта оценки определяют как частное от деления чистого дохода, полученного от коммерческого использования объекта оценки, на коэффициент капитализации:

       ,

     где  PVk - текущая стоимость объекта оценки;

            CF   - денежный поток ежегодного дохода;

            К      - коэффициент капитализации.

Этот метод  расчета стоимости выгоден для продавца, так как в будущем доход, который можно ожидать от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, может быть значительным. Однако, для покупателя это наименее выгодный вариант расчета, поскольку существует реальная опасность того, что объект интеллектуальной собственности, например изобретение, не найдет практического применения в силу того, что спустя некоторое время, которое предшествует внедрению, появится новое, более перспективное изобретение.

5.3.2. Расчет стоимости прав на объект интеллектуальной собственности

       Наиболее часто  для оценки прав на объекты  интеллектуальной собственности  используется метод роялти в рамках доходного подхода. Суть метода состоит в том, что владелец прав на объект интеллектуальной собственности, например автор, которого принято называть лицензиаром, передает права на этот объект другому лицу (лицензиату). За это он получает от лицензиата вознаграждение как часть от той прибыли, которую в будущем принесет использование передаваемого ОИС. Размер этого вознаграждения равняется цене ОИС. Платежи, по которым вознаграждение выплачивается равными долями в конце каждого года на протяжении действия лицензионного договора, называется "роялти".

      Стоимость ОИС  рассчитывают по формуле:

                                              

           где          PV    -  стоимость ОИС в настоящее  время, которая равняется сумме  выплат роялти  на протяжении срока действия лицензии, грн.;

                             - прогнозируемые денежные потоки, которые генерируются предметом лицензии за период t (так называемая база роялти), грн.;

                              t      - расчетный срок действия лицензии (период);

                                  - ставка роялти за период t, %.

Значения  стандартных ставок роялти приведены  в [1]. Такие таблицы позволяют  определить приблизительный размер ставки роялти для каждого конкретного объекта  лицензии. Стандартное значение ставки роялти может быть уточнено по результатам поиска и анализа материалов конкурентов на объекты, которые являются аналогичными или приближенными по своим характеристикам к предмету лицензии. Отметим, что размер ставки роялти будет зависеть от принятой базы роялти. Так, если в качестве базы роялти принять прибыль, то ставка роялти будет равняться доле лицензиара в прибыли лицензиата, то есть ее величина может достичь 50 %.

За базу роялти, как правило, принимают или стоимость продаж изготовленной по лицензии продукции, или ее себестоимость, или полученную прибыль, или стоимость основного сырья.

Если за базу роялти принята стоимость продаж изготовленной по лицензии продукции или ее себестоимость, то величина денежного потока за период t определяется по формуле:

                                                  ,

где:     -  количество изготовленного товара в натуральных единицах;

       -  цена единицы изготовленного товара или его себестоимость, грн.

Если за базу принимается доход или прибыль от использования предмета лицензии (ОИС) в производстве, то:  

                                          

где - доход или прибыль, которая генерируется предметом лицензии за период t, грн.

Если  за базу принимается стоимость основного сырья, которое перерабатывается, то:

                                     

где     - стоимость основного сырья, которое перерабатывается, за период t, грн.    

Другой метод  определения договорной цены лицензии основывается на значениях нижнего   и верхнего    пределов цены:   < < .

В значение входят все затраты в процессе разработки объекта лицензии, включая минимальную (нормативную) прибыль лицензиара с учетом инфляции.

Значение  определяет цену, в соответствии с которой в установленный срок за счет получения экономического эффекта окупаются все затраты потребителя на новую продукцию без дополнительной прибыли. То есть по этой цене потребителю одинаково выгодно использовать новую или старую продукцию.

Очевидно, что  лицензиар при определении стоимости  лицензии стремится поднять цену к  , а лицензиат, наоборот, уменьшить ее к .

Итак, для  определения  необходимо подсчитать экономический эффект потребителя. Микроэкономический эффект определяется как прирост прибыли вследствие внедрения новшества. Базовые показатели - это реальные плановые или фактические результаты, которые были достигнуты на этом предприятии.

Микроэкономический  эффект потребителя на единицу внедрения  за период его использования Т:

                 

где - экономия затрат производства (без амортизационных отчислений на реновацию) за  период Т;

       - прирост прибыли за счет повышения качества продукции вследствие внедрения новшества;

     -  экономия на смежных процессах;

        - коэффициент, учитывающий уплаченные налоги;

     - коэффициент транстпортно-зоготовительних расходов к цене оборудования;

             - цена нового и базового оборудования, технологии, и т.п. на момент выполнения расчетов;

  - производительность нового и базового оборудования, технологии; их отношение определяет кратность замены по объему производства;

    - сроки службы нового и базового оборудования, технологии; их отношение определяет кратность замены за период выпуска продукции;

    -  дополнительные единовременные затраты потребителя, связанные с внедрением новшества;

    -  коэффициент обратной (ликвидационной) стоимости нового оборудования после завершения его эксплуатации.

Верхняя граница  цены определяется из равной выгоды использования потребителем новой и базовой продукции, при этом эффект за период действия договора принимается равным 0 (Э=0). Тогда:

 

 

5.4. Управление правами интеллектуальной собственности.

 

Процесс управления имущественными правами, которые принадлежат  автору того ли иного объекта интеллектуальной собственности, со времени оформления прав на него и к окончанию прав на пользование и распоряжение указанными правами довольно трудоемкий, имеет  свою специфику. Одно дело продать какой-либо материальный объект,  другое дело - продать объект интеллектуальной собственности. Управление имущественными правами субъектов интеллектуальной собственности требует специального профессионального подхода.

Для предоставления необходимой профессиональной помощи по тем или иным вопросам авторских  произведений и научно-технических  достижений уже давно начали появляться особые специалисты. Позднее такие специалисты начали объединяться в специализированные организации и разграничиваться между собой по характеру услуг, которые они предоставляли создателям нового. Так возникла сфера деятельности, которую стали называть коллективным управлением имущественными правами авторов. Всемирная организация интеллектуальной собственности разработала проект закона об авторских правах для стран СНГ - Типовой закон об авторском праве и смежных правах (типовое положение об охране произведений науки, литературы и искусства, исполнений, фонограмм, передач организаций вещания). Этот Типовой закон  предлагает конкретные правовые основы относительно создания и существования организаций по управлению имущественными правами авторов. Принципиальным положением является то, что указанные организации создаются самыми авторами и лицами, которые имеют авторские и смежные права. По своему характеру организации управления имущественными правами авторов являются некоммерческими.

Информация о работе Интеллектуальная собственность