Индивидуальные и коллективные субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства.

Работа содержит 1 файл

Cубъекты ап.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
ter">8

4.Органы  государственного управления как субъекты административного права.

 

   Орган государственного управления - это такая политическая организация, которая от имени и по поручению государства осуществляет повседневное, непрерывное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. 

   Государственные органы различаются между собой по своей организационной структуре. Внутреннее строение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены. Задачи, компетенция и структура органа государства получают юридическое закрепление в правовых актах, прежде всего в законах и положениях.

   Орган управления занимает основное место среди субъектов административного права. Его административно-правовой статус выражается в исполнении обязанностей перед государством и в осуществлении прав, которые предоставлены этому органу.

   Государственно-властные полномочия органа государственного управления заключаются в следующем: 

- в издании  органом гос. управления от  имени государства юридически-обязательных  актов;

- в наблюдении за исполнением требований этих актов;

- в обеспечении  исполнения требования этих актов  и в защите их от нарушений  при помощи применения мер  воспитания, убеждения, поощрения,  и принуждения.

  

Каждый орган  гос. управления наделён оперативной  самостоятельностью и, в соответствии с эжтим, обязан своевременно принимать  управленческие решения по вопросам своей компетенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9 
 
 

4.1 Административно-правовое положение Президента РБ.

 

    Пост Президента учрежден в республике Конституцией Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями и соответственно в ней, а также в законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» закреплен правовой статус Президента Республики Беларусь. Он обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти, которые касаются как как области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования. Согласно Конституции Президент: 

-формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру;

-с согласия  Палаты Представителей назначает  на должность Премьер – министра  Республики Беларусь, его заместителей, министров и других членов  правительства;

-своими указами  определяет систему органов исполнительной власти, назначает республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

-имеет право  отменять акты Правительства,  местных органов государственного управления  и т.д. 

     Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

Для непосредственного  обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются специальные органы государственного управления: Администрация Президента Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь и т.д.

   

    Как глава исполнительной ветви власти Президент управляет всей системой органов исполнительной власти: Кабинетом Министров, министерствами, гос. комитетами, другими подведомственными ему органами управления. Он создаёт и упраздняет министерства, гос. комитеты и другие центральные органы управления, назначает их руководителей. Он может отменить любой акт подведомственных ему центральных и местных исполнительных и распорядительных органов.

    Президент  возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим Вооружёнными  силами.

В целях обеспечения  эффективной деятельности органов  исполнительной власти Президент издаёт указы и распоряжения, а также контролирует их исполнение. Его указы обязательны для исполнения на всей территории республики и вступают в силу в день опубликования, если в них не  

10

предусмотрено иное.

    В случаях, предусмотренных законом, Президент имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесённые к компетенции любых органов исполнительной власти.

   Указы и распоряжения Президента, признанные в установленном порядке не соответствующими Конституции, законам и международно-правовым актам, не имеют юридической силы. 
 

4.2 Совет Министров

      Совет Министров Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров  Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь:

        - руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;

        - организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, получает и заслушивает по этим вопросам их отчеты и информацию, принимает соответствующие решения;

        - содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации управления;

        - регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления, определяет порядок и степень их участия в выполнении государственных, межотраслевых и региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы выделения им финансовых и материальных средств;

       - передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам и др.;

Совет Министров  Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия

11

перед вновь  избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Правительства Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь о сложении полномочий.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования  нового состава Правительства Республики Беларусь. 
 

4.3 Основы правового положения министерств и ведомств 

      В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят: 

- министерства  Республики Беларусь,

-Комитет государственной безопасности,

-Государственный комитет по авиации,

-Государственный комитет пограничных войск,

-Государственный таможенный комитет,

-Государственный военно-промышленный комитет,

-Государственный комитет по науке и технологиям (далее - государственные комитеты);

- комитеты при  Совете Министров Республики  Беларусь, которые являются республиканскими органами государственного управления;

- объединения  юридических лиц, имущество которых  находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности,

- государственные  учреждения, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее - государственные организации).

    Министерство, государственный комитет - республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

    Комитет при Совете Министров Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и реализующий функцию государственного регулирования в конкретной

12

сфере деятельности.

    В структуре министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств, государственных комитетов, обладают правами юридического лица и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета.

Министерства, государственные  комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь. 

4.4 Местные органы государственного управления. 

    Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. (Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» в редакции от 10.01.2000) 

    Принципы местного управления:

  1. народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;
  2. взаимодействия органов местного управления и самоуправления;
  3. разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

    4.       гласности и учета общественного мнения и др. 

    Классификация исполнительных комитетов: 

- Исполкомы первичного  уровня (сельские, поселковые, городские  (городов районного подчинения));

- исполкомы базового  уровня (городские (городов областного  подчинения), районные);

- исполкомы областного  уровня. 

    Исполком принимает решения, его полномочия чрезвычайно широки (заключает договоры с юридическими и физическими лицами, принимает меры по защите территории, разрабатывает схему управления местным хозяйством и др.)

Местная администрация на территории района является местным исполнительно – распорядительным органом.

     Администрация обеспечивает соблюдение Конституции Республики

13

Беларусь и  законов, организует получение бюджетных  и иных доходов, организует работу органов территориального общественного самоуправления и др.

    Местная администрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету. Не реже 1 раза в год отчитывается перед ним, информирует граждан о своей работе. 
 

5.Государственные служащие как субъекты административного права . 

    Государственным служащим является гражданин РБ, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт республиканского бюджета. Должность -основа характеристики правового положения служащего.

Информация о работе Индивидуальные и коллективные субъекты административного права