Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

понятие, признаки гражданства, гражданство РФ, основы конституционного статуса лиц без гражданства, беженцев.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие российского гражданства
§1. Принципы гражданства
§2. Признание гражданства
§3. Приобретение и прекращение гражданства
Глава II. Гражданство в Российской Федерации
§1. Гражданство и брак
§2. Двойное гражданство
§3. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей.
Гражданство недееспособных лиц.
Глава III. Основы конституционного статуса иностранцев, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев
§1. Иностранные граждане, лица без гражданства
§2. Беженцы, вынужденные переселенцы
§3. Политическое убежище в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.57 Кб (Скачать)

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его  юридические последствия. Дело в  том, что второе гражданство может  появиться у гражданина РФ помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство  становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет  возможности граждан, но и порождает  для них проблемы (где и как  платить налоги; отбывать воинскую обязанность и др.). Однако двойное  гражданство крайне необходимо для  граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство  и по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства  в этих, вновь образовавшихся странах  становится искусственным барьером между людьми, ещё недавно составлявшими  единое целое, затрудняет их общение, культурные, духовные, семейные связи.

Принцип экстерриториальности гражданства. Означает сохранение гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (п. 3 ст. 4 ФЗ о гражданстве). Этот принцип  означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского  гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечёт автоматического  прекращения гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти  из российского гражданства, не выезжая  из страны.

Принцип защиты российских граждан, находящихся  за пределами РФ (ст. 7 ФЗ о гражданстве). К данному правилу примыкают  предписания ст. 4 упомянутого закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и  о недопустимости его высылки  за пределы РФ.

В настоящее  время за рубежом постоянно проживает  или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться  как основание для ограничения  их конституционного положения. Они должны оставаться равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства гражданину РФ за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учёт в дипломатическое представительство или консульские учреждения РФ и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства  к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 ФЗ о гражданстве). РФ исходит  из того, что не только изменение  места жительства, но и изменения  семейного статуса лица автоматически  не влияют на его положение как  гражданина.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (п. 6, ст. 4 ФЗ о гражданстве). Государственная  поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав – надёжная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую  поддержку в полном объёме лишь своим  гражданам. В отличие от граждан  и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении  оказываются лица без гражданства. Поэтому Россия проводит целенаправленную политику, направленную на сокращение их числа. Данная политика основывается на поощрении приобретения гражданства РФ лицами без гражданства.

Принцип равного гражданства (п. 2, ст. 4 ФЗ о  гражданстве). В рамках отношений  гражданства принцип равного  статуса людей независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной  принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от их времени, состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (п. 4, ст. 4 ФЗ о гражданстве). Россия отказалась от лишения гражданства, известного законодательству СССР. Лишение гражданства  – одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства  на определение круга своих граждан, процедур приобретения, прекращения  гражданства не означает его право  на лишение гражданства. Однако РФ вправе отменить ранее принятые решения  о предоставлении гражданства РФ, если то было приобретено лицом на основании подложных документов, заведомо ложных сведений.

§2. Признание гражданства.

Признание гражданства рассматривалось ранее  действовавшим законодательством  как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание  гражданства нельзя рассматривать  как способ его приобретения. Суть признания заключается не в приобретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принадлежности к гражданству РФ. Признание как юридический факт не порождает состояние гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный ФЗ о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.

Гражданство признаётся, во-первых, путём законодательного определения круга российских граждан, во-вторых, установлением факта российского  гражданства у отдельных лиц  уполномоченными органами. И в  том, и в другом случаях признание  выступает институтом правопреемства государства в отношении гражданского населения.

ФЗ о  гражданстве определяет, что гражданами РФ являются: 1) лица, имеющие гражданство  РФ на день его вступления в силу (1 июля 2002 г.); 2) лица, которые приобрели  гражданство РФ в соответствии с  этим законом. Приведённая норма  говорит, что на день вступления в  силу ФЗ о гражданстве Россия имела  своих граждан. Следовательно, вступая  в силу, ФЗ о гражданстве не только заложил способы приобретения и  прекращения гражданства РФ на будущее, но и выделил круг лиц, обладающих статусом гражданина РФ на момент смены  законодательства о гражданстве. Эти  лица не обязаны вновь приобретать  гражданство. Смена законодательства о гражданстве при сохранении самого государства не должна означать лишение людей их гражданства.

ФЗ о  гражданстве предусматривает наряду с признанием российского гражданства  возможность установления факта  наличия у лица в прошлом гражданства СССР. Наличие у лица в прошлом гражданства СССР устанавливается аналогично установлению гражданства РФ.

§3. Приобретение и прекращение  гражданства.

Приобретение  гражданства – обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным  российским законодательством о  гражданстве. Российское гражданство  приобретается: 1) по рождению; 2) в результате приёма в гражданство; 3) в результате восстановления в гражданстве; 4) путем  выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ, РСФСР и СССР; 5) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ о гражданстве.

Приобретение  гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь  лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой  приобретения гражданства тут является дата рождения. Российское гражданство  предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Удостоверение и оформление наличия у ребёнка российского  гражданства производится органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел.

Приём в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в РФ в  разрешительном порядке. Суть такого порядка: иностранец или лицо без гражданства  могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого  вопроса Президента РФ. Однако Президент, принимая своё решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Одним из критериев правомерности приёма является добровольность со стороны  обращающегося лица. Добровольность выражается в подаче заявления о  приёме в гражданство по собственной  воле лица. ФЗ о гражданстве вводит ценз осёдлости и называет ряд иных условий приёма в гражданство. По общему правилу с заявлениями о приёме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18 лет, дееспособные, проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приёме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение одного года. Пятилетний срок непрерывного содержания сокращается до одного года при наличии одного из следующих оснований: 1) высокие достижения у лица в области науки, техники и культуры, обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для РФ; 2) предоставление лицу политического убежища на территории РФ; 3) признание лица беженцем.

Помимо  ценза осёдлости для принятия в гражданство так же требуется, чтобы заявитель взял обязательство  соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, имел законный источник средств к существованию, обратился  в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства, владел русским языком.

Рассмотрение  заявления о приёме в гражданство  в общем порядке и принятие по ним решений осуществляется в  срок до одного года со дня подачи заявлений  и иных необходимых документов. Гражданство  РФ считается приобретённым лицом  с момента вступления в силу соответствующего указа Президента РФ.

Упрощённый  приём в гражданство производится в уведомительном порядке органами миграционной службы внутри страны, дипломатическими представительствовали и консульскими учреждениями – за рубежом. Принятие решений по заявлениям о приёме в  гражданство в упрощённом порядке  осуществляется в срок до 6 месяцев. При этом не требуются выполнение ценза осёдлости, наличие законного  источника существования, владения русским языком.

Восстановление  в гражданстве заключается в  предоставлении гражданства РФ лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так  же, как и приём в гражданство  в общем порядке (указом Президента РФ), за исключением требования о  сроке непрерывного проживания в РФ. Он при восстановлении сокращён до 3 лет.

Решение об отклонении заявлений о приёме, восстановлении принимают органы, их рассматривающие.

Помимо  фактора рождения, приёма в гражданство, его восстановления, появление у  лица гражданства может связываться  с наступлением иных обстоятельств, в частности, заложенных в международных  договорах.

Одно  из подобных обстоятельств – оптация, когда два или более государств договариваются между собой о  том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право  выбора гражданства одного из договаривающихся государств. К числу иных оснований приобретения российского гражданства относится также правило следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение гражданства РФ в этих случаях оформляется в общем или упрощённом порядке.

Прекращение российского гражданства – утрата лицом гражданства РФ с одновременным  обретением (сохранением) им статуса  иностранца или лица без гражданства. Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства  предусматривает: выход из гражданства; отмену решения о приёме в гражданство; выбор гражданства (оптацию); иные основания, которые могут предусматриваться  международными договорами; случаи следования гражданства детей гражданству  родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.

Выход из гражданства предусматривает  обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении  его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства  осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ, за которым остается окончательное решение вопроса о выходе.

В случаях, если лицо, желающее выйти из российского  гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства, и, если выходит  из российского гражданства ребёнок  по заявлению родителей, один из которых  – российский гражданин, а другой – иностранец, либо по заявлению  единственного родителя – иностранца – выход из российского гражданства  оформляется в упрощенном порядке  решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных  дел.

Выход из российского гражданства не допускается, если: 1) гражданин имеет не выполненные  перед РФ обязательство, установленное  федеральным законом; 2) привлечён  компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Информация о работе Гражданство РФ