Государственный служащий: понятие, административно-правовой статус
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:41, курсовая работа
Описание работы
В данной работе освещено понятие госслужащего, правовой статус, классификация госслужащих. Таким образом, на основе системного анализа законодательства приводится полная картина правового положения госслужащих. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4 ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ……………………………………….5 Понятие государственного служащего…………………….5-9 ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………………………………………….…..10 2.1. Права государственного служащего……………………….10-13 2.2. Обязанности государственного служащего……………….13-15 2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой……………………………………………………………………….15-19 2.4. Государственные гарантии при прохождении государственной службы………………………………………………………………………...19-25 2.5. Ответственность государственных служащих……………25-30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33-34
б) приобретение
проездного документа на все виды
транспорта при следовании к месту
командирования и обратно к месту
постоянной федеральной государственной
службы;
в) бронирование
и найма номера в гостинице;
В случае
если в населенном пункте отсутствует
гостиница, федеральному государственному
служащему обеспечивается предоставление
иного отдельного помещения, либо аналогичного
жилого помещения в ближайшем населенном
пункте с гарантированным транспортным
обеспечением от места проживания до места
командирования и обратно;
г) предоставление
рабочего места, пользование необходимыми
материалами и оборудованием, а
также всеми видами средств и
транспортными средствами предприятий,
учреждений и организаций, в которые федеральный
государственный служащий направлен для
выполнения служебных обязанностей.
Возмещение государственным служащим
расходов на служебные командировки в
пределах Российской Федерации производится
за счет средств, предусмотренных в федеральном
бюджете на содержание федеральных органов
власти и иных государственных органов,
образуемых в соответствии с Конституцией.
Порядок возмещения государственным служащим
расходов при заграничных служебных командировках
определяется специальными нормативными
актами.
11. Важной
гарантией является установление
специального правового положения
государственного служащего при
ликвидации и реорганизации государственного
органа.
При ликвидации государственного органа
или сокращении его штата государственному
служащему в случае невозможности предоставления
работы в том же органе должна быть предложена
другая должность государственной службы
в другом государственном органе с учетом
его профессии, квалификации и ранее занимаемой
должности.
При невозможности трудоустройства служащему,
заключившему трудовой договор па неопределенный
срок, гарантируется профессиональная
переподготовка (переквалификация) с сохранением
на период переподготовки денежного содержания
по занимаемой до увольнения должности
и непрерывного трудового стажа, а также
предоставление возможности замещения
иной должности государственной службы.
При увольнении в связи с ликвидацией
государственного органа или сокращением
штата государственному служащему выплачивается
средний заработок по ранее занимаемой
должности в течение 3 месяцев (без зачета
выходного пособия).
В случае непредоставления государственному
служащему работы в соответствии с его
профессией и квалификацией он остается
в Реестре государственных служащих (с
указанием «в резерве») с сохранением
в течение года непрерывного стажа государственной
службы.
Таким образом, мы видим, что уровень социальной
защиты государственных служащих довольно
высок. Такой высокий уровень государственных
гарантий госслужащим связан с тем, что
госслужащие являются «слугами государевыми»
и от их деятельности напрямую зависит
эффективность государственного управления.
Важность института государственной службы
подчеркивает еще и то, что согласно Конституции
государственная служба является одной
из форм участия граждан в управлении
делами государство. Именно поэтому в
п. 4 ст.32 Конституции15 закреплен
принцип равного доступа к государственной
службе.
2.5. Ответственность
государственных служащих
Ответственность государственных служащих
наступает за нарушение законности и служебной
дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение ими своих должностных обязанностей.
Служебная дисциплина на государственной
службе - обязательное для служащих соблюдение
служебного распорядка государственного
органа и должностного регламента, установленных
в соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами,
нормативными актами государственного
органа и со служебным контрактом. Служебный
распорядок государственного органа может
быть определен нормативным правовым
актом государственного органа, в котором
устанавливается режим службы и время
отдыха служащих. Служебный распорядок
государственного органа утверждается
представителем нанимателя с учетом мнения
выборного профсоюзного органа данного
государственного органа.
Государственные служащие могут нести
дисциплинарную, административную, уголовную
и материальную ответственность.
Основным видом ответственности государственных
служащих является дисциплинарная ответственность
(за совершение должностного или дисциплинарного
проступка), поскольку соблюдение служебной
(трудовой) дисциплины и укрепление государственной
дисциплины относятся к важнейшим обязанностям
служащего. За неисполнение или ненадлежащее
исполнение государственным служащим
возложенных на него обязанностей (должностной
проступок) на государственного служащего
могут налагаться органом или руководителем,
имеющими право назначать государственного
служащего на государственную
должность государственной службы, установленные
дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарная ответственность заключается
в наложении на государственных служащих,
совершивших должностные (дисциплинарные)
проступки, дисциплинарных взысканий
властью представителей администрации
(руководителей, начальников). Дисциплинарными
взысканиями, применяемыми к гражданским
служащим, являются: замечание; выговор;
предупреждение о неполном должностном
соответствии; освобождение от замещаемой
должности гражданской службы; увольнение
с гражданской службы по основаниям: неоднократное
неисполнение гражданским служащим без
уважительных причин должностных обязанностей,
если он имеет дисциплинарное взыскание,
прогул - отсутствие на служебном месте
без уважительных причин более четырех
часов подряд в течение служебного дня;
появление на службе в состоянии алкогольного,
наркотического или иного токсического
опьянения; разглашение сведений, составляющих
государственную или иную охраняемую
федеральным законом тайну, и служебной
информации, ставших известными гражданскому
служащему в связи с исполнением им должностных
обязанностей; совершение по месту службы
хищения (в том числе мелкого) чужого имущества,
растраты, умышленного уничтожения или
повреждения такого имущества, установленных
вступившим в законную силу приговором
суда или постановлением органа, уполномоченного
рассматривать дела об административных
правонарушениях), принятие гражданским
служащим, замещающим должность гражданской
службы категории «руководители», необоснованного
решения, повлекшего за собой нарушение
сохранности имущества, неправомерное
его использование или иное нанесение
ущерба имуществу государственного органа;
однократное грубое нарушение гражданским
служащим, замещающим должность гражданской
службы категории «руководители», своих
должностных обязанностей, повлекшее
за собой причинение вреда государственному
органу и (или) нарушение законодательства
РФ ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации».16
Противоправное виновное неисполнение
или ненадлежащее исполнение государственным
служащим возложенных на него должностных
обязанностей (нарушение служебной (или
трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной
ответственности, принято именовать должностным
(дисциплинарным) проступком.
Приказ
(распоряжение) или постановление о дисциплинарном
взыскании с указанием мотивов его применения
объявляется (сообщается) государственному
служащему, подвергнутому взысканию, под
расписку.
Перед применением дисциплинарного взыскания
проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального
закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»).
Если в течение года со дня применения
дисциплинарного взыскания государственный
служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному
взысканию, то он считается не подвергшимся
(не имеющим) дисциплинарному взысканию.
Орган (должностное лицо, представитель
нанимателя), применивший взыскание, может
снять его до истечения года со дня применения
взыскания по собственной инициативе,
по письменному заявлению гражданского
служащего или по ходатайству его непосредственного
руководителя, если подвергнутый взысканию
не совершил нового проступка и проявил
себя как добросовестный служащий. Вышестоящему
руководителю также принадлежит право
снятия дисциплинарного взыскания. С государственного
служащего может быть снято только одно
дисциплинарное взыскание.
В течение срока действия дисциплинарного
взыскания меры поощрения к государственному
служащему не применяются, за исключением
досрочного снятия ранее наложенного
дисциплинарного взыскания.
В случае несогласия государственного
служащего с решением о привлечении его
к дисциплинарной ответственности он
вправе в письменной форме обжаловать
это решение вышестоящему руководителю
(начальнику вышестоящего государственного
органа, комиссии государственного органа
по служебным спорам) и (или) оспорить в
суде.
Российское законодательство предусматривает
административную ответственность государственных
служащих в случаях, когда они являются
должностными лицами, в соответствии с
законодательством об административных
правонарушениях. Под должностным лицом
в КоАП РФ-17 понимается лицо,
постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, т.е. наделенное
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Основанием для
привлечения должностных лиц к административной
ответственности является совершение
ими административных правонарушений
в связи с неисполнением либо ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей.
Действующим законодательством предусмотрена
уголовная ответственность должностных
лиц за злоупотребление должностными
полномочиями, превышение должностных
полномочий, отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию РФ или Счетной
палате РФ, присвоение полномочий должностного
лица, незаконное участие в предпринимательской
деятельности, получение и дачу взятки,
служебный подлог и халатность (ст. 285--293
УК РФ).18 В зависимости от характера
этих общественно опасных деяний суд назначает
различные меры уголовного наказания,
в том числе увольнение от должности. При
рассмотрении дел о преступлениях против
интересов государственной службы суды
могут применять такую меру уголовного
наказания, как лишение государственного
служащего - должностного лица - права
занимать соответствующие государственные
должности.
Для
государственных служащих установлена
материальная ответственность. Она выполняет
правовосстановительную функцию и наступает
за должностной проступок, который причинил
материальный ущерб органам государственной
власти (в том числе органам исполнительной
власти). Материальная ответственность
состоит в возмещении виновным служащим
причиненного им имущественного ущерба
или вреда. Сама по себе материальная ответственность
не исключает привлечения виновного лица
и к дисциплинарной ответственности.
Именно высокий статус и большая важность
государственно-волевых решений, которые
принимает госслужащий обуславливают
тот высокий уровень ответственности,
которую государство накладывает на него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что административно
правовой статус государственного служащего
нуждается в некоторой корректировке,
связанной в первую очередь к повышению
прозрачности его деятельности со стороны
общества. К повышению ответственности
чиновников за свои действия.
До сих пор не урегулированы законом такие
разновидности государственной службы
как правоохранительная (полицейская),
и военная служба (в новом для нее законодательном
обличии). Совокупность норм, регулирующих
взаимоотношения чиновника и государство
можно назвать особой отраслью права -
служебным правом. Служебное право является
базовым для государственного служащего
и определяет его административно-правовой
статус. Относительно новый закон о государственной
гражданской службе некоторые исследователи
даже называют «трудовым кодексом чиновников»
во многом благодаря тому, что некоторые
его положения во многом дублируют соответствующие
нормы Трудового кодекса. Те взаимоотношения,
которые не урегулированы служебным правом,
регулируются нормами трудового законодательства.
Не
следует забывать, что характерной чертой
современной бюрократической системы,
сформировавшейся в период «первичного
накопления капитала» присущи существенные
пороки, которые при отсутствии к ним должного
внимания со стороны власти могут существенно
снизить международный авторитет России,
замедлить экономическое развитие.
Таким образом, государственная служба
как современный государственно-правовой
институт должна быть эффективной, правовой,
четко организованной, социально-ориентированной,
прочно связывающей государство с обществом.