«Государственный
служащий: понятие, административно-правовой
статус»
Проверил: к.ю.н., доцент кафедры
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ГЛАВА
I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ……………………………………….5
- Понятие государственного
служащего…………………….5-9
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ
СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………………………………………….…..10
2.1. Права государственного служащего……………………….10-13
2.2. Обязанности государственного служащего……………….13-15
2.3. Ограничения и запреты, связанные с
государственной службой……………………………………………………………………….15-19
2.4. Государственные гарантии при
прохождении государственной службы………………………………………………………………………...19-25
2.5. Ответственность государственных служащих……………25-30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31-32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33-34
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, в пору относительной
макроэкономической стабильности у власти
появилось, наконец, время и средства,
для того, чтобы обратить свой взор на
проблему реформирования института государственной
службы. Данный институт долгое время
находился в состоянии стагнации, вынужденного
застоя, связанного с тем правовым вакуумом,
который сложился в конце прошлого века
в нашей стране, пережившей острые политические
и, как следствие, социально - экономические
потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась
такая ситуация, при которой старый административно
- командный режим уже изжил себя, а новый,
едва зародившийся, еще недостаточно окреп.
Государственная служба является неотъемлемой
частью государства, ибо благодаря её
существованию достигается две цели: осуществляется
государственное управление, а также обеспечивается
конституционное право каждого гражданина
принимать участие в этом управлении.
Рассмотрение административно - правового
статуса госслужащих, а также их классификация
позволит нам более полно понять ту важность
данного института для нашего общества
и государства, которую трудно переоценить
в условиях непрерывно меняющегося времени.
Государственная служба - важнейший административно-правовой
институт, которому в системе административно-правового
регулирования отведена роль «локомотива»
для обеспечения «движения» государственного
управления.
Целью данной работы является формирование
целостного представления о государственном
служащем, его административно - правовом
статусе. Правовой статус в свою очередь
поможет нам уяснить классификацию госслужащих.
Достижение этой цели зависит от решения
следующих задач: определение понятия
государственного служащего; на основе
понятия проследить принципы классификации
госслужащих; изучение нормативно - правовой
базы государственной службы в настоящий
момент; определение и оценка всех элементов
правового статуса госслужащего; выявление
пробелов и недостатков и определение
перспектив развития российского законодательства
и правоприменительной практики в данной
области в XXI веке.
Посредством
изучения нормативно - правовой базы при
написании данной курсовой применялись
различные общенаучные и частнонаучные
методы исследования. Был применен системный
подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось
законодательство о государственной службе,
история его развития на современном этапе.
На основе формально-юридического метода
были даны общее определение и классификация
понятий, исследовались их признаки. Использовался
сравнительно-правовой метод для выявления
общих закономерностей данного правового
явления. Применялся исторический метод,
который позволил установить, что управленческие
отношения, лежащие в основе деятельности
государственного аппарата, возникли
намного раньше, чем юридические нормы,
регулирующие отношения в сфере государственной
службы.
При написании работы также применялись
структурно - функциональный, социологический,
статистический, логический и сравнительный
методы. При написании работы учитывалась
диалектика общего, особенного и единичного.
В ходе написания работы применялись и
иные методы исследования.
В данной работе освещено понятие госслужащего,
правовой статус, классификация госслужащих.
Таким образом, на основе системного анализа
законодательства приводится полная картина
правового положения госслужащих. Это
поможет выявить существующие пробелы
в законодательстве, определить пути дальнейшего
реформирования данного важнейшего института
в системе государственного управления.
1.ПОНЯТИЕ
ГОСУДАРТСВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И
КЛАСИФИКАЦИЯ ГОССЛУЖАЩИХ
1.1.
Понятие государственного служащего
Долгое время понятия «служащий» и «государственный
служащий» не имели у нас правового статуса,
не разводились по содержанию и должным
образом не исследовались в науке. Вопрос
еще больше запутывался тем, что в статистике
и в анкетах по учету кадров была графа
«социальное положение», ответ на которую
допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин
(колхозник), служащий. Стало быть, понятием
«служащий» обозначали всех, кого нельзя
было включить в престижные в ту пору социальные
группы рабочих и крестьян. В служащие
зачисляли не только работников государственных
учреждений (советский аппарат, учителей,
врачей, военных и т.п.), но и работников
негосударственных структур (аппарат
партийных, комсомольских, профсоюзных
и др. общественных организаций). При этом
в повседневной деятельности никто и никогда
не пытался выяснить различия между «служащим»
и «государственным служащим». Одним словом,
эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного
содержания и потому использовались в
значительной мере некорректно.
Вместе с тем, начиная с конца 50-х годов,
в литературе предпринималось немало
попыток охарактеризовать понятие «государственный
служащий». В конечном итоге все авторы
приходили к выводу, что следует различать
понятия «государственный служащий» в
широком и узком смыслах слова.
Если
строго следовать положениям Федерального
закона «О системе государственной
службы Российской Федерации»1,
то государственный служащий - это лицо,
профессионально осуществляющее служебную
деятельность на должностях государственной
службы по обеспечению исполнения полномочий
Российской Федерации и ее субъектов,
государственных органов, а также лиц,
занимающих государственные должности
Российской Федерации и субъектов РФ,
а также получающее денежное содержание
(вознаграждение, довольствие) за счет
средств федерального бюджета или бюджета
соответствующего субъекта РФ. Несколько
иное определение государственного служащего
дает Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»2:
гражданский служащий - это гражданин
РФ, взявший на себя обязательства по прохождению
гражданской службы. Гражданский служащий
осуществляет профессиональную служебную
деятельность, где на должности гражданской
службы в соответствии с актом о назначении
на должность и со служебным контрактом
и получает денежное содержание за счет
средств федерального бюджета или бюджета
субъекта РФ.
Между государственным служащим и государством
(государственным органом) на определенном
этапе возникает конкретное государственно-служебное
правоотношение, характеризующееся наличием
взаимных прав, обязанностей, ограничений
и запретов, ответственности и других
атрибутов правового статуса государственного
служащего.
Федеральный государственный служащий
является гражданином, который осуществляет
профессиональную служебную деятельность
на должности федеральной государственной
службы и получает денежное содержание
(вознаграждение, довольствие) за счет
средств федерального бюджета. Государственным
гражданским служащим субъекта РФ считается
гражданин, осуществляющий профессиональную
служебную деятельность на должности
государственной гражданской службы субъекта
РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение)
за счет средств бюджета соответствующего
субъекта РФ. В предусмотренных федеральным
законом случаях государственный гражданский
служащий субъекта РФ может получать денежное
содержание (вознаграждение) также за
счет федерального бюджета.
Российская Федерация является нанимателем
федерального государственного служащего,
а соответствующий субъект РФ - нанимателем
государственного гражданского служащего
субъекта РФ.
В узком
понимании государственный служащий
- это лицо, занимающее должность государственной
службы, т. е. должность в системе структурных
подразделений государственной администрации,
и выполняющее на возмездных началах (за
вознаграждение, заработную плату, денежное
содержание). Функции этого государственного
органа (управленческие, властные, правоохранительные,
обеспечивающие осуществление судебной
власти).
Итак, понятие «государственный служащий»
можно определить следующими признаками:
- Государственный
служащий - это физическое лицо, гражданин
РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным
языком, имеющий профессиональное образование
и соответствующий квалификационным требованиям,
установленным соответствующим федеральным
законом. Государственный служащий является
одной из сторон государственно-служебного
правоотношения. Между государственным
органом и служащим заключается трудовой
договор,3 согласно которому
служащий выполняет полномочия государственного
органа, государственные функции, решает
специальные задачи для достижения определенной
цели государственного строительства.
А государство (государственный орган),
в свою очередь, имеет обязанности перед
служащим: устанавливает и обеспечивает
его права и интересы, социально-правовые
гарантии, ответственность, обязуется
выплачивать денежное содержание и т.
д.
- Государственный
служащий должен отвечать требованиям
законодательства о государственной службе,
т.е. положениям конкретного закона о соответствующем
виде государственной службы.
- Государственный
служащий занимает оплачиваемую должность
государственной службы в установленном
законом порядке. Специальные федеральные
законы определяют содержание деятельности
служащего, его правовое положение, цели,
задачи и основные направления деятельности,
права, обязанности, ограничения, запреты,
ответственность, гарантии и т. д. Должности
государственной службы могут занимать
только государственные служащие.
- Государственному
служащему присваивается в установленном
законом порядке классный чин, дипломатический
ранг, воинское и специальное звание.
- Государственный
служащий выполняет государственные функции,
полномочия государственных органов,
решает государственные задачи в экономической,
социальной, административно-политической
сфере (финансовая деятельность государства,
развитие культуры, обеспечение общественного
порядка и безопасности, таможенное и
банковское дело, налогообложение, борьба
с правонарушениями, внутренние дела,
внешнеполитическая деятельность и т.
д.).
- Государственный
служащий совершает во многих случаях
действия (например, принимает управленческие
решения, налагает взыскания), которые
вызывают определенные юридические последствия.
- Деятельность
государственных служащих носит, как правило,
непроизводственный характер. Она воздействует
на сознание людей, влияет на экономическую
жизнь, на технологические процессы производства,
организацию и деятельность трудовых
коллективов.
Совокупность упомянутых признаков позволяет
сформулировать следующее определение.
«Государственным служащим является гражданин
РФ, занимающий в установленном федеральным
законодательством и законодательством
субъектов Федерации порядке включенную
в штат должность в структуре государственной
администрации (исполнительной, законодательной
и судебной власти), имеющий классный чин,
дипломатический ранг, воинское или специальное
звание, заключивший с государственным
органом служебный контракт (принявший
присягу на верность Российской Федерации),
осуществляющий от имени государства
предоставленные ему функции и полномочия
(в том числе и государственно- властные),
получающий денежное содержание (заработную
плату) и имеющий гарантированный государством
социально-правовой статус»4.